Тема фестиваля меняется каждый год. В 2016-м такой темой стала Древняя Русь…
Зато — аутентично
В далеком 2011 году, когда «Времена и эпохи» проводились в первый раз, именно с эпохи Древней Руси IX–XI веков все и начиналось. Потом фестиваль последовательно провел своих участников и посетителей через «Московское царство» с его Смутой, «Позднее Средневековье» с рыцарским турнирами, «Первую Мировую» с Брусиловским прорывом, «Древний Рим» с легионами и гладиаторами… Чтобы в 2016-м вернуться туда, откуда начал — к славянам, викингам, финно-уграм и кочевникам.
Но вернуться на качественно новом уровне. Клубов исторической реконструкции на фестиваль записалось больше, чем в 2011-м, торжище тоже заметно подросло, на порядок увеличилось количество развлечений для детей и мастер-классов для взрослых, а численность посетителей, вместо 50 тысяч во время проведения первого фестиваля, в последние годы уверенно держалась на отметке 300 тысяч. Конечно, в этом году число побывавших в Коломенском может несколько снизиться из-за не самой лучшей погоды, но, как уверяют организаторы, не намного.
Кстати, о погоде. В первый день работы фестиваля она с самой ночи была дождливой, и утром тематические площадки под ногами ощутимо «хлюпали». Что, как выяснилось, ничуть не сказалось на хорошем настроении участников фестиваля.
— Зато аутентично! — констатировал происходящее молодой «скандинав» с рязанской пропиской, поддернул шерстяные штаны и весело попрыгал через лужи.
«Цыгане» и «шотландцы»
«Времена и эпохи» — довольно разноплановое мероприятие. С одной стороны, оно позволяет участникам показать себя во всем блеске — со всеми своими мечами, топорами, луками, стрелами, кольчугами, туниками, кубками, рунами, ожерельями, наковальнями, бубнами, танцами, песнями и воинственными кличами. С другой стороны, фестиваль дает гостям редкую возможность погрузиться в атмосферу и реалии далекого прошлого, почувствовать на ощупь, а иногда и на вкус, какова она была, жизнь наших предков. Ну и, конечно, «Времена и эпохи» — это великолепное место для общения. А чтобы общению ничего не помешало, за поддержанием порядка присматривают волонтеры и сотрудники полиции.
— Больше всего неприятностей — от «цыган» и «шотландцев», — поясняет нам капитан полиции, закончив раздавать приказы своим подчиненным и настороженно шаря глазами по окрестным кустам.
Заметив наше недоумение, офицер пускается в пояснения:
— Есть такие то ли клубы, то ли просто компании, которые тут изображают цыган. С гитарами, в шляпах, красных рубахах и широких юбках. Как-то даже на «тройке» с бубенцами прибыли и с живым медведем. Ладно бы они тут только плясали и глотки драли… Так они настолько вживаются в образ, что начинают по руке гадать и народу из-под полы спиртное продавать. То есть что? То есть граждане нарушают.
Спрашиваем про «шотландцев». Выясняется, что вне зависимости от заявленной темы фестиваля, на нем обязательно возникают личности мужского пола в килтах, гольфах и с беретами на головах. Чаще всего, кстати, в образе суровых горцев почему-то появляются не взрослые мужчины, а эльфоподобные и мечтательные юноши.
— Нагуляются они тут, — объясняет капитан, — а потом заходят к «цыганам», и понеслось.
— Что понеслось?
— Гулянка!..
От степняка до викинга
Официально в субботу мероприятия фестиваля начинались в 11:00, но зрители в Коломенское стали прибывать еще с 9 часов. Что до участников, то их заезд начался аж с четверга. Некоторые клубы исторической реконструкции прибывали целыми автобусами.
При этом участники часто приезжают целыми семьями, не исключая маленьких детей. Не следует думать, что все участники фестиваля — исключительно москвичи. В Коломенском запросто можно встретить «финно-угра» из Петербурга, «степняка» из Минска или «викинга» из Крыма. Попадаются и участники из стран ЕС, хотя раньше их, по понятным причинам, было больше…
Все прибывшие размещаются по заранее распланированным лагерям и локациям, которые постепенно, по мере их заполнения, начинают напоминать ожившие картинки из учебника истории. Вот — мирная заимка балтов и финно-угров с языческим алтарем Матери-Земли. Кто-то из «местного населения» помешивает варево в котле, кто-то чеканит в сторонке украшения или занимается резьбой по кости. Рядом с заимкой — княжий стан, где неспешно готовятся к походу ратники, хирдманы и чудины. Хлопают на ветру полы шатров, дымятся кострища… А есть еще Посад, варяжский борг, Гардарика, торжище, византийское посольство, степное кочевье, пристань с настоящей ладьей и челнами, детская площадка Былинафеста.
И все это не просто стоит. Все это наполнено людьми, движением, звуками, запахами. Все это живое.
Нынешний фестиваль носит название «Битва тысячи мечей». В урочный час затрубят рога, взовьются прапоры, и на ратном поле сойдутся воины. Ну, а пока битва не началась, укрывшийся под полотняным навесом от дождя вислоусый «ратник» наставляет двух забежавших в воинский стан мальчишек:
— Раньше в бою мечом против меча старались не биться. Это ж не фильм был какой, где для красоты железками машут. В жизни старались под вражеский удар больше щит подставлять. Щит — он дешевый, а меч — дорогой. Иной меч стоил как целая деревня, и его берегли. Меч мало у кого был. Чаще у простого ратника копье и топор встречались.
— Дяденька, а вы бедняк?
— Почему вы так решили?
— Ну, у вас же нет меча.
— Я не бедняк, но такому как я в былые времена меч был не по карману. Кстати, карманов тогда тоже еще не было.
— Вы там закончили? — нетерпеливо интересуется мнущаяся рядом с навесом женщина под зонтом. — Может, дальше пойдем?
— Нет, мам, нам еще про карманы не рассказали!
Торжище и показуха
— Фибулы! Фибулы кому? — это уже торжище. Тут можно посмотреть, примерить и купить массу артефактов. Глиняная посуда, меха, ножи, обереги, мечи, височные кольца, корзины ждут своих покупателей на деревянных прилавках.
Что-то можно не купить, а попробовать самому для себя сделать, посетив, например, кузню. Неподалеку от кузни — палатка, где идет распродажа символики прежнего фестиваля. Здесь по бросовым ценам можно приобрести деревянные римские мечи, штандарты легионов и футболки с профилем Юлия Цезаря.
Живописное, в общем, местечко. Хотя термин «живописное» можно применить практически к любому уголку фестивального пространства.
— …По-ка-зу-ха!!! — тем временем надрывается кто-то рядом с ратным полем. Кто же это? Это «воевода». Он готовит вверенный ему личный состав к сече: — Напоминаю, парни, у нас — показуха. У нас не «Битва наций», где наши под «Вставай, страна огромная!..» американскую команду в песок затоптали. У нас, на минуточку, фест в Коломенском. Нам тут надо сделать просто красивую «картинку», а не чле-но-вре-ди-тель-ство-вать. Поэтому не надо стоящего напротив лупить со всей дури с воплем «Один!». Все меня поняли? Тогда пробуем еще раз. Стройся!..
Таких запоминающихся картинок на «Временах и эпохах» можно отыскать десятки и сотни. Пересказывать все их бесполезно. Нужно просто самим приехать и во все это окунуться. Именно так сделали наши собеседники.
Древние инстинкты, романтика детства
— Здравствуйте, вы кто?
— Я Иван, а вот он — Артем. Мы из Питера, занимаемся военно-исторической реконструкцией эпохи викингов. Вот это мой сын Ивар. В реальной жизни я детский врач, Артем — руководитель детского военно-патриотического лагеря, а Ивар — шестиклассник.
— Кого тут представляете?
— Собирательный образ Скандинавии середины X века. Считайте, что нас сюда занесло в составе дружины, идущей из варяг в греки.
— Дождь планов не спутал?
— Во-первых, где вы видели викингов, которых испугал бы дождь? Во-вторых, мы — приезжие.
— И что?
— Нам деваться некуда — в дом не убежишь. В итоге, выбирая между «горевать» и «радоваться», выбираем «радоваться».
— Что вас вообще привело в историческую реконструкцию?
— Древние инстинкты, наверное. Знаете, от них же никуда не деться… Общее употребление пищи — пир, общий праздник, общая работа. Общая сеча, где надо встать за други своя. Это в нас всех заложено. Это в нас, можно сказать, вбито. Где вы в нашей современной жизни это найдете? А в реконструкции все это есть. Результат — общее счастье. Что еще подтолкнуло заняться всем этим? Романтическое советское детство. После фильма «И на камнях растут деревья» мне расхотелось становиться мушкетером и захотелось податься в викинги. В результате в четвертом классе на новогоднюю елку пришел в самодельном костюме викинга — вот такое было начало у моего увлечения. Потом мы выросли, и стало понятно, что можно во все это продолжать играть. Получилась великолепная отдушина в череде унылых серых будней.
— Ивар когда стал участником реконструкции?
— В первый раз? Когда ему было 3 года. Вообще, в идеале реконструкция должна быть семейным увлечением. Когда ею в семье заняты все, это очень объединяет. Самое худшая ситуация в нашем хобби — когда кто-то из членов семьи увлечен этим делом, а остальные подобное увлечение, мягко говоря, не приветствуют. Человек оказывается на распутье. Он вынужден выбирать: либо реконструкция, либо сохранение семьи. Что бы он ни выбрал, для человека этот выбор будет трагичен. Отказываясь от чего-то, он в любом случае потеряет часть своей души. Когда же реконструкцией занимаются все, это может стать увлечением на всю жизнь, и это, поверьте, здорово.
Новый диалог:
— Представьтесь, пожалуйста.
— Клуб исторической реконструкции «Вендский сокол», Ингвальд.
— А в миру?
— Григорий.
— Откуда вы и чем занимаетесь вне реконструкции?
— Из Одинцова. Военнослужащий, офицер.
Читайте также: Московский вестерн: меньше секунды на выстрел
— Как давно занимаетесь исторической реконструкцией, и что в ней привлекает?
— Не очень давно — всего 4 года. Привлекает все: история, быт, костюм, боевка. Это же целый мир, в котором все тесно связано.
— Почему вообще этим занялись?
— В детстве, наверное, не наигрался. Не хватило мне в детстве средневековых переживаний — сейчас добираю!..
«Лебединая сага» и вызов системе
— Меня зовут Надежда, а это — Александр. Мы из Переславля-Залесского, клуб исторической реконструкции «Лебединая сага».
— Давно ли вы занимаетесь реконструкцией? И почему?
— Я — третий год, муж — второй. Занялась, потому что очень люблю русские сказки. Да и край, в котором мы живем, он просто сказочный… Потом я как-то увидела фестиваль исторической реконструкции, и сразу захотелось в чем-то таком тоже поучаствовать. Затем мы создали наш клуб, а теперь приехали на «Времена и эпохи».
— Много вас приехало?
— 10 взрослых и двое детей. Первому — 9, второму — 2 года. Изображаем славян. Но это только мы, а другие члены клуба, включая руководителя, реконструируют скандинавов. Историческим фактам это не противоречит. Там, где мы живем, когда-то, в незапамятные времена, стоял город Клещин. Он был перекрестком торговых путей, так что там можно было встретить и славян, и меря — финно-угорское племя, и скандинавов.
— Ваши впечатления от этого фестиваля?
— Пока — замечательно. Очень душевно.
Еще одна встреча:
— Меня зовут Виталий, мне 20 лет, я живу и учусь в Москве. Еще 3 года назад впервые попал на «Времена и эпохи». С тех пор с удовольствием каждое лето на фестиваль приезжаю.
— Вам тут интересно?
— Очень. Это же не что-то сделанное по разнарядке. Тут встречаются люди, которые добровольно решили стать немножко не от мира сего. Это я не в осуждение, я ими восхищаюсь. Ведь это же все, по большей части, они сами делают. Даже клинки для себя, бывает, сами куют. Они настолько всем этим увлекаются, настолько хорошо в тему входят, что потом часами о какой-нибудь пуговице интереснейшие вещи рассказывать могут.
— Виталий, а почему на вас — килт?
— Ну, это принадлежность национального шотландского костюма. Шотландцы — древний и свободолюбивый народ, который веками сопротивлялся попыткам англичан поработить его. Так что можно считать, что килт — это символ борьбы за свободу. Это вызов системе. Наконец, это просто… ну, я не знаю… Это круто, вот.
— Спасибо, понятно.
— Подождите, у меня к вам вопрос.
— Да?
— Вы тут цыган случайно не видели?..