Благославлённые полетом или ведомые мечтой

«Повеяло юностью» пел на заре 90-х король гранжа Курт Кобейн. Ему же приписывают хлесткое — никто не умрет девственником, жизнь поимеет нас всех. Но в двадцать все кажется иным. Пубертатные страдания в прошлом, все дороги перед тобой открыты, за спиной счастливые крылья и ты отрываешься от земли без помощи дури. Безудержно веришь в любовь, живешь мечтой, твоя избранница – лучшая, вы несомненно встретите последний восход вместе. Жизнь, что солнце и за тем поворотом все будет хорошо. Твоя внутренняя свобода жаждет открытий, ты открыт всему миру и мир обнимает тебя. А философия гранжа, что и четверть века назад предполагает главенство духовного над материальным, но теперь без чада тяжелой наркоты, в протест ставя чистое творчество, оставляя за собой свободу стиля и жизни.
Май, весна и юность почти тождественны. Студенты Арктического института искусств представили спектакль-перфоманс «Птица по имени АГИКИ» по мотивам притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». От самой притчи, библии всех художников — перфекционистов, стремящихся за совершенством, недостижимым подобно горизонту, осталась лишь ее притчевость. «Птица по имени АГИКИ» по любви и о любви. Результат творчества многих кафедр института родил спектакль, которому поистине суждено стать визитной карточкой, передаваясь вновь и вновь новым поколениям студентов. Северная птица Агугук, указавшая спасительный путь мальчику из легендарного «Желанного берега» — символ института, показывает дорогу служению искусству, ведя за собой.

Пространство немногих избранных благославленных полетом души. Душа человека изначально прекрасная субстанция, духовные силы отзывчивы на вечное, на всю красоту, чудесность мира. Здесь рождается возможное волшебство. Герой спектакля студент Айтал (Владимир Михалев) становится Чайкой и летит за своей любовью Ярхадааной (Ольга Егорова). Молодость подкупает своей искренностью. Арктика с чистейшей природой, сильная и хрупкая одновременно. Беззащитный и такой непрочный мир. Мы, современные люди живем подобно кочевникам, словно у нас есть в запасе планета, другая. Изгадив свою, счастливо держась за руки мы переберемся на новую, удачно истребим ее и т.д., и т.д. Льды и холод, море и океан. И много солнца. Дыхание стихии усилено видеорядом картин, музыкой. Зал вовлечен в эту атмосферу. Полиэтилен, метры склеенных мешков для мусора, пластиковые бутылки наконец-то послужили во имя искусства. Из них получились небо, море, облака. Целые острова мусора, разлитая черным нефть, запах мазута. Тема захламленности планеты и тот же мусор в головах. Ленивые, холодные сердца, отвыкшие мечтать. Живущие на свалке черные чайки, толпа без истории. Где-то им повезло, они читают прошлогодние газеты, других на свалке не найти. Они не хило танцуют вог, джаз-модерн. Культуре в какой-то степени суждено выжить и посреди гор мусора. Но здесь царит идеология расщепления сознания и духа, идеология «актуального искусства», кое любит время от времени покопаться в нечистотах человеческого общества и периодически выключить свет, гася надежду. Хлеба и зрелищ довольно, но налицо подмена истин. Среди стаи есть отзывчивые на перемены. Их немного, идущие против толпы всегда изгои до поры. Но сближаются не умы, а сердца однозвучащие.
Сбившись с курса Чайка попадет к забавным пингвинам. Они милы, не птицы и не звери. Пингвиненок Пипи (Лиза Далбараева) сокрушается: у них крылья, но они не умеют летать. У публики уже есть любимцы среди студентов, так что, лети, Лиза, лети! Летучая прозрачность воды, в них гульба затейливых рыбок. Моржи, царь – звери мирового океана спасут физическое тело, стерхи — посланцы небес позаботятся о духовных силах. С перипетиями герой всё летит к возлюбленной, ведь любовь основа всего на этом свете и за его пределами. Находя ее повсюду, он ее не находил, а она тут рядом летела розовой чайкой, чайкой-мечтой. Сопровождают ее голоса ангелов, ведь любовь – божественный дар. Фантастически красива предфинальная картина с небесным осуохаем на контенте, с арктической цивилизацией во всем размахе, словно обретенная шамбала под звуки инди-поп. Аутентичные глубинные смыслы, арктический человек, чистый как сами снега. В арктических льдах спасение планеты. Лаконичность сценографии, минимализм в стилистике легки и непринужденны, как природа полета. Разноцветные майки, добрые старые джинсы никого еще не подводили. Дух свободы, молодости, дух «бунтарей поневоле», заданный еще в далеких 50-х прошлого века иконой стиля Джеймсом Дином.
Муравейники мегаполисов, толпы масс, день сурка, есть бег по кругу. Человек, взгляни хоть раз на небо, на птиц, на кончиках их крыльев мечты. Поймай одну из них и зажги в себе огонь, не боясь сгореть. Ушедшие цивилизации, тени от них, предки, превратившиеся в звезды, фонарики взлетных полос, звезды на небе и звезды на море укажут твой путь к желанным берегам. Небо, полет, птицы – символы свободы, идеального мира, недостижимого, но такого притягательного. Стань свободным, лети за мечтой. Мечта всегда божественной природы и соткана из света. Лишь из этих составляющих возможно творчество. В финале пропетая ребятами «Аллилуйя!» институту, творчеству, искусству, независимым по сути от времени, прозвучала гимном. Энтузиазм студентов, самоотверженность педагогов воплотили притчу. Сам институт воплощенная 17 лет тому назад мечта, к которой теперь можно прикоснуться, увидеть. Публика расходилась, получив заряд энергии творчества, молодости, глоток свежего воздуха. Арктический порыв воплотил себя в самой погоде премьерного вечера, город закружил вернувшийся снег. В полете души достижима гармония и она сестра совершенству. Кто-то из нас рождается окрыленным, кому-то эти крылья дарит мечта и покуда она у тебя есть, ты все еще молод и будет путь идти вперед. Воплощенная мечта всегда несет с собой горечь светлой печали. Но если она рождает новые, то здравствуй же бесконечность.

Мария Докторова

F8QmvT8ga8o
MuelR7pbTAU

mUrd9HKwCEI
GUR_3627

GXyhZnq6WsU

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>