Будущее межнационального диалога зависит от СМИ

СМИ активно участвуют в повседневном межнациональном диалоге в России, и именно от их объективности во многом зависит его успешность. Об этом рассказал, выступая на научно-практическом круглом столе, посвященном обобщению и развитию практического опыта московских диаспор по укреплению межнационального взаимодействия в столице России и формированию образа москвича, эксперт «Вестника Кавказа» Матвей Катков.

В Москве, в Шуваловском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова сегодня проходит научно-практический круглый стол, посвященный обобщению и развитию практического опыта московских диаспор по укреплению межнационального взаимодействия в столице России и формированию образа москвича. Мероприятие организовано лабораторией истории диаспор Исторического факультета МГУ, российским федеральным информационно-аналитическим агентством «Вестник Кавказа», РОО «Национально-культурная автономия «Белорусы Москвы»», организацией «Москва и москвичи», порталом «Дружба народов. Палитра московских диаспор, землячеств, автономий, национально-культурных общественных организаций», Федеральной Грузинской национально-культурной автономией в России и Всероссийским конгрессом этножурналистов при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

Матвей Катков напомнил, что в отношениях России и регионов Северного Кавказа культурный фактор изначально тесно сосуществовал с политическим, соответствующая тенденция прослеживается еще со времен заключения брака между Иваном Грозным и кабардинской княжной Марией Темрюковной — задолго до того, как Кавказ стал отдельным направлением российской региональной политики.

Эксперт уточнил, что ко времени присоединения Кавказа к Российской империи в XVIII – первой половине XIX века этот регион характеризовался весьма пестрым религиозным и этническим составом: здесь жили мусульмане, иудеи, православные христиане и язычники. При этом, указал он, идентичность региона была не столько этнической, сколько конфессиональной, но в любом случае границы между религиозными группами были чрезвычайно подвижными.

Катков отметил, что Российская империя осуществляла политику по формированию среди народов Кавказа имперской идентичности и имперского сознания, однако процесс этот распространялся не только «сверху», но и «снизу»: например, многие представители местной военной и религиозной элиты поддерживали просветительскую политику и открытие в регионе школ.

«Горцев приглашали на учебу в столичные российские учебные заведения, университеты, особой популярностью пользовались институты кадетского корпуса. Одновременно с этим на самом Кавказе за счет казенных средств создавались системы начального, среднего и высшего образования. Довольно скоро стали популярными учебными заведениями Ставропольская и Екатеринодарская гимназии, наиболее успешные выпускники которых продолжали обучение в столице. В конце XIX века на Кавказе стали появляться аульные начальные школы, а в крупных городах организовывались средние учебные заведения», — поведал эксперт.

Кроме того, по его словам, именно в XIX веке бурно развивается письменность на языках народов Северного Кавказа: так, в первой половине XIX столетия адыг Умар Берсей начал в Ставропольской гимназии изучение черкесского языка.

«Интерес к кавказской культуре и языкам проявляли и преподаватели столичных вузов. Так, в 1829 году преподаватель Петербургского университета Грацилевский создал алфавит кабардинского языка для обучения грамоте кабардинских князей и дворян, служивших в Кавказско-горском полуэскадроне», — добавил Катков.

Эксперт обратил внимание, что культурный диалог двигался не только от центра к окраинам, но и в обратном направлении. «В этом отношении показательна история западного адыга Казы-Гирия, ставшего известным публицистом. Его статьи, в том числе и на русском, публиковались одно время в «Современнике». При этом сам он находился на российской военной службе, бывал в Петербурге, был вхож в салоны представителей интеллигенции и выступал за развитие дружеских отношений между Россией и народами Кавказа», — сообщил он.

«Создание системы светского образования на Кавказе не исключало и возможность получения образования религиозного. В это же время на Кавказе активно распространялись школы при мечетях, сеть которых к концу XIX столетия существенно расширилась. Одновременно с этим Россия поддерживала создание на Кавказе театров и библиотек, этот процесс совпал по времени с развитием просветительского движения среди самих горцев», — пояснил эксперт.

Матвей Катков подчеркнул, что интерес к кавказской культуре не угасал даже в такие сложные периоды, как Кавказская война 1817-1864 годов. «Офицеры российской императорской армии с охотой перенимали горскую одежду и предметы быта, что в дворянской среде того времени было отличительной чертой офицера, служившего на Кавказе. Имам Шамиль после своей капитуляции вспоминал, что был крайне удивлен, когда встречал в Санкт-Петербурге армейских офицеров, носивших бурки. С Кавказской войной, в частности,  связано имя поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, в творчестве которого регион занимает особое место», — отметил он.

В ХХ веке выходцы с Кавказа, напомнил Катков, не только занимали высшие посты в руководстве СССР, но и вносили вклад в развитие советской культуры, в частности, речь идет о певцах Муслиме Магомаеве и Вахтанге Кикабидзе, писателе Фазиле Искандере, режиссере Георгии Данелия и других.

«Сегодня, в дополнение к традиционным и политическим механизмам культурного взаимодействия, все большую роль приобретают СМИ. Через их призму отражаются практически все значимые региональные события. Именно посредством них широкая аудитория знакомится с культурой и традициями народов Кавказа. В современных условиях, когда общественное мнение во многом формируется под влиянием телевидения и интернета, неизмеримо возрастает роль и ответственность СМИ за создание атмосферы гражданского мира и согласия», — заявил эксперт.

Современная пресса объединяет в себе почти все возможные аспекты культурного диалога, распространяя информацию о жизни региона, в том числе о выставках, концертах, спортивных и других мероприятиях, а также служа площадкой для обмена экспертными мнениями по острым, неоднозначным и даже дискуссионным вопросам, пояснил он.

«Можно с уверенностью утверждать, что будущее межнационального диалога сегодня во многом зависит от объективности и профессионализма СМИ, а также от их готовности к взаимодействию с широкой общественностью и способностью реагировать на вызовы современности», — заключил Матвей Катков.

Источник: Вестник Кавказа

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>