С конца XVII века народная драма о власти, грехе и воздаянии «Царь Максимилиан» получила широкое распространение в России: Петербургской, Московской, Тверской, Ярославской, Костромской губерниях, на Русском Севере, у казаков Дона и Терека, на Урале, в Сибири. Была зафиксирована в центральных и восточных частях Беларуси и Украины – Минской, Могилевской, Витебской, Киевской, Черниговской, Подольской, Харьковской и Херсонской губерниях, а также в русских сёлах Молдавии. Играли народную драму изначально только мужчины – она была незаменимым развлечением в солдатской, матросской, городской, рабочей, крестьянской, школьно-подростковой среде.
О возникновении «Царя Максимилиана» бытуют разные мнения. Настойчивые поиски непосредственного источника текста успехом не увенчались. Вероятно, единственного источника и не существовало, а сюжет пришёл к нам из житийной христианской литературы. Сюжет незамысловат: царь Максимилиан, становясь мужем язычницы Венеры, отвергает христианство и казнит своего сына Адольфа, отказавшегося отступиться от Христа. Неизменная Смерть приходит и забирает в свой таинственный мир Максимилиана против его воли, показывая ему, кто в этом мире действительный царь и владыка. Многие указывают на явные параллели этого сюжета с реальной российской историей: в памяти людей было и убийство сына Иваном Грозным, и конфликт между Петром I и его сыном Алексеем, с казнью последнего. Сыноубийство не могло не отразиться на отношении народа к государям.
Однако вся трагическая история разворачивается в драме на фоне комичных сцен со стариком Маркушкой и его козой, бутафорским поединком Рыцаря-Исполина и Аники-воина, чествованием победителя, романтично-фарсовым самоубийством палача Брамбеуса, песнями и плясками героев и хора.
Народный театр — всегда архаичный и современный одновременно — возник и развивался под влиянием отголосков средневековых уличных представлений, рыцарских романов и их инсценировок, лубочных изданий, народных песен и духовных стихов. Определение «драма» здесь условно. «Царь» совсем не похож на спектакль в обычном городском театре и во многом представляет его антипод. Это и трагедия, и комедия, немного театр масок, как на востоке Евразии и хор-сопровождение, как в театре древних греков. Подобно средневековым вертепам и мистериям, здесь обязательно присутствует нравственное поучение и назидание. Перефразируя классика, народная драма – «ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…»
Мало того, как любой народный спектакль, драма интерактивна и вариативна – действующие лица переговаривались с хором, со зрителями, вовлекая их в свое действо. Исследователь народных драм Н.Н. Виноградов писал о «Царе Максимилиане»: «… переходя из уст в уста, от поколения к поколению, эта пьеса неизбежно подвергалась самым разнообразным изменениям, сокращалась и удлинялась по произволу… Вследствие этого во многих вариантах получается длинный ряд отдельных сцен, целая коллекция разнохарактерных лиц, пестрый калейдоскоп самых разнообразных положений».
«ЦАРЬ МАКСИМИЛИАН» — популярнейшая из самых известных и уникальнейшая из самых необычных НАРОДНАЯ ДРАМА — 21 ИЮЛЯ В 14.30 НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ПЛОЩАДКЕ «ФОЛК-ПОЛЯНА».
Источник: Зарайская слобода