Ценные экспонаты от народов Приамурья расчехлили работники художественного музея

Работники дальневосточного художественного музея дождались того момента, когда можно открыть ящики и чехлы с самыми ценными экспонатами. Увидеть «золотой» фонд народного творчества Приамурья теперь можно благодаря выигранному гранту. Рассказываем о выставке, проблемах коренных народов и что же такое – истинно приамурское творчество.

Народы Приамурья
Долгий путь к выставке

Для сотрудников музея такая выставка – праздник. Как рассказала Татьяна Манухина, одна из идейных руководителей проекта, это даёт возможность популяризировать народное творчество Приамурья. А для музея это ещё и второй выигранный грант с 2006 года, после проекта «Близкое искусство». Благодаря миллиону рублей на выставку «Амур – река традиций» в рамках грантового проекта «Амурский Ренессанс», музей в этом году улучшил материально-техническую базу. Музейное оборудование пополнилось двумя сенсорными киосками, десятью аудиогидами, видеопроектором и стеклянными напольными и настенными витринами.

В следующий раз работники музея мечтают об улучшении условий в фонде хранилища, где экспонаты данной выставки хранятся при влажности не менее 60 процентов и при температуре 19ºС. Поэтому экспозиция началась в осенний период, когда температура наиболее удачна для этого.

Экспонаты выставки «Амур – река традиций» начали собирать ещё в 20-30-е годы ХХ века. Именно тогда были предприняты экспедиции в труднодоступные уголки края. Возглавлял путешествие Пётр Покровский, тогдашний директор музея.

Но неоценимую помощь в формирование коллекции внесла Татьяна Лементович, научный сотрудник и руководитель сектора народного декоративно-прикладного искусства Дальнего Востока и Крайнего Севера, которая сейчас на пенсии. Её ученик Антон Ковальчук, специалист экспозиционно-выставочного отдела, рассказал, что у Татьяны Васильевны есть особое чутьё в отборе работ. К тому же, она знала мастеров лично, и многие вещи достались музею из-за уважения к искусствоведу высокого уровня.

Отобрать среди множества древних халатов, узорчатых ложечек, деревянных коробок и меховых сумок те предметы, которые впитали в себя традиции предков и не относятся к китчу (псевдоискусство – прим.авт.), дело не из простых. Но благодаря намётанному взгляду специалистов и их опыту, хабаровчане увидят только лучшие образцы народного творчества. Они демонстрируют развернутый ответ, чем были заняты нанайцы, нивхи, негидальцы, ульчи, удэгейцы, эвенки и эвены на протяжении 130 лет. Именно такой период охватывает выставка!

Ценность в экспонатах и опыте
Судя по экспонатам, коренные люди Приамурья очень практичные, мастерят из кожи рыбы и животных, плетут из лозы, вырезают из дерева – из всего того, что их окружает. Всевозможные коробки и корзинки созданы для удобства в быту, плетённые блюда из лозы для яств национальной кухни, а сумки – для хранения предметов рукоделия, а не косметики. Всё это сочетается с предметами культа и ритуальными ложками для «медвежьего» обряда.

У всех народов Приамурья этот обряд немного отличается, но суть одна. Медведя всячески задабривают едой, прежде чем убьют. В трёхчастной системе мира его душа возносится на самый верх, где медведь просит у богов хорошего урожая для людей.

Картина Николая У посвящена медвежьему обряду

Именно свои чувства по отношению к обряду выразил мастер Николай У в картине, где изобразил медведя в клетке. Мастер из села Ачан был человеком невероятного таланта, возродивший искусство резьбы по дереву, а выразительность и неповторимость его работ пленила коллекционеров из разных стран. Работы мастера хранятся в частных коллекциях россиян, австралийцев, итальянцев и американцев.

Примечательно, что Николай У получил образование хореографа. Возможно, это позволило ему стать физически и эстетически развитым. Мастер не только впитал в себя традиции предков, но и привнёс нечто новое. К примеру, ложку с причудливым изгибом условно можно отнести к стилю модерн, а деревянные маски демонстрируют его приверженность к миниатюрным узорам.

Те же маленькие детали можно разглядеть в орнаментах ковров и узорах национальной одежды. Обилие предметов, сшитых из ткани, говорят о том, что народы Приамурья не только любили украсить жилище, но и демонстрировать лучшие работы на себе. По уверениям Антона Михайловича, куратора выставки, халат из рыбьей кожи удобен в носке только в течение трёх лет. Потом он усыхает и становится узким.

Одна из мастериц Валентина Бельды сама ловит рыбу, обрабатывает шкурки и делает из них одежду. К примеру, она вручную сшила халат из пяти видов рыбьей кожи. На это она потратила три года, тщательно подбирая перелив рыбьей чешуи. Антон Ковальчук дополняет, что это и отличает истинное народное искусство от всего остального. Ведь, чтобы создать аутентичный костюм или халат, мастера могут потратить на это всю жизнь!

Наблюдения в экспедиции
Конечно, основным источником изучения произведений искусства Приамурья являются музейные экспонаты, но для этой выставки сотрудники музея предприняли две поездки в сёла Сикачи-Алян и Троицкое.

– О том, что выиграли президентский грант, мы узнали практически сразу. Поэтому спешно собрались в поездку и выбрали не совсем удачное время. Большинство людей было на путине. Однако нам удалось установить контакт с мастерами и пригласить их в Хабаровск на мастер-классы в рамках проведения выставки.

.

Во время поездки сотрудники музея увидели состояние народного искусства в современных реальных условиях и выяснили, что глобализирующие процессы повлияли на декоративно-прикладное мастерство. Так, к примеру, в Сикачи-Аляне мастера делают упор на сувенирную продукцию. А в селе Троицкое, наоборот, сохранилась ориентация на аутентичные предметы и одежду.

– По плетению посуды из лозы, как я понял, остался только один мастер в Сикачи-Аляне. Так произошло потому, что поменялся ритм жизни, и дотошно делать одну вещь несколько лет не у всех есть время. А ведь, к примеру, ту же лозу надо собирать в определённый месяц, росткам должно быть не больше года, а само растение растёт медленно, – делится со мной Антон Ковальчук.

Именно привлечь внимание людей к тому богатству, что удалось сохранить, и есть важная цель выставки. Это оставит положительный след в культурном пространстве и сделает вклад в копилку сохранения национального многообразия страны. Приглашаем вас присоединиться к родному искусству!

Для посетителей музея уже есть расписание мастер-классов и лекций в рамках выставки.
Запись по телефону: 8-962-502-68-04.

В рамках выставки – лекции по 150 рублей:
26.10.19 в 13.30 – «Шаманизм как первобытная форма религии». Лектор Анастасия Бащенко. Встреча пройдёт в рамках лектория «Беседы об искусстве». 02.11.19 в 15.00 – «Отличительные особенности искусства народов Приамурья». Лектор Антон Ковальчук, куратор выставки.
30.11.19 в 13.00 – «Зооморфный орнамент в искусстве коренных народов Дальнего Востока». Лектор Андрей Киселёв. Встреча запланирована в рамках проекта «Прогулки по музею».

Мастер-классы по 300 рублей:
27.10.19 в 14.00 – мастерица Вера Алексеевна Кугут из села Удское научит мастерить из меха. Продолжительность два часа.
02.11.19 в 13.00 – мастерица Валентина Владимировна Бельды из села Джари Нанайского района проведёт мастер-класс по использованию рыбьей кожи. Продолжительность 2 часа.
03.11.19 в 13.00 – мастер-класс по обработке рыбьей кожи от Валентины Бельды. Продолжительность 2 часа.
24.11 в 15.00 – мастер-класс художника-педагога Эльвиры Гузий на тему «Нанайские мотивы».
Выставка «Амур – река традиций» продлится с 18 октября 2019 по первое декабря 2019. По адресу: Дальневосточный художественный музей, ул. Шевченко, 7.
Режим работы: Вт – вс – 10:00 до 18:00. Пн – выходной.
Стоимость: от 100 до 150 рублей.
Справки по телефону: 32-83-38.

Фото предоставили сотрудники ДВХМ

Источник:HabINFO интернет-журнал Хабаровска

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>