История Российского государства имеет множество примеров её предательства странами – союзниками. Мы не будем вспоминать историю и предательские действия тех, кто бил себя в грудь и на каждом углу кричал, что Россия наш друг и союзник.
Мне хочется особо обратить внимание наших читателей на дату, когда была написана одна басня и как она актуальна в нынешнее время. Многие говорят, что история развивается по спирали.
Так вот басня Ивана Андреевича Крылова, написанная в 1814 году и опубликованная в сборнике «Новые басни», содержала намек на события того времени: недовольство русского общества действиями политических союзников императора Александра; по другой версии, современники связывали сюжет басни с разногласиями между членами Государственного Совета.
Я думаю, что для руководителей центральноазиатских государств необходимо выучить эту басню, если в детстве они этого не сделали. Основная идея достаточно проста, об успехе дела не может быть и речи, если его участники неспособны договориться и двигаться в одном направлении. И не важно, что ими движет – гордость, глупость, жадность, высокомерие, национализм, условный «воз» останется на месте, если они не договорятся.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Сегодня многие политики и эксперты государств Центральной Азии говорят о том, что договоры об СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС и БРИКС не оправдали себя, многие ждали большего от России и Китая, и это при том, что они связаны с Россией и Китаем рядом союзнических обязательств в рамках этих договоров. Американская стратегия торпедирует все интеграционные инициативы, ставя целью геополитический разрыв региона с Россией и Китаем. И это пока у США получается.
Руководители центральноазиатских государств забыли, что Россия списывала долги, тому же Кыргызстану на $700 тысяч, а Китай дает кредиты, в то время как развитые страны боятся инвестировать в эти государства. Можно приводить множество примеров, когда под эгидой США проводятся военные учения, а представители России даже не приглашаются, заключают с США в формате «С5+1» договора, и не подпускают Россию ознакомиться с ними.
Новая стратегия национальной безопасности США открыто назвала Россию и Китай «реваншистскими государствами», угрожающими США и подрывающими их мировую гегемонию. С учетом роста сотрудничества России и Китая, экспансии ШОС и реализации «Одного пояса – одного пути», которые реформатируют Евразию, Штаты не могут себе позволить просто наблюдать.
Сегодня Центральноазиатские государства следуют в кильватере политики США, при этом забывая уроки не только истории, но и современности. Демократия по-американски не будет способствовать росту экономики и уровню жизни народов этих государств.
В последнее время центральноазиатские государства в международной политике сделали разворот на 180 градусов от России в сторону США. Особенно это четко просматривается по результатам голосования по антироссийским резолюциям на Генеральных Ассамблеях в ООН.
Весной 2014-го была принята первая антироссийская резолюция Генеральной Ассамблеей ООН по Крыму. В ней подтверждается приверженность суверенитету, политической независимости, единству и территориальной целостности Украины «в её международно признанных границах». Резолюция призывает все государства отказаться и воздерживаться от действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности Украины. Она заявляет о незаконности крымского референдума и призывает все государства, международные организации и специализированные учреждения не признавать изменения статуса АР Крым и города Севастополя на основе прошедшего 16 марта референдума и воздерживаться от любых действий, которые можно было бы истолковать как такое признание.
Против данной резолюции проголосовали только Армения, Белоруссия и Россия; воздержались – Казахстан, Китай, Узбекистан; не участвовали при голосовании – Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан.
В 16 ноября 2016 года, Третий комитет Генеральной ассамблеи ООН большинством голосов принял резолюцию по Крыму, в которой говорится, что права населения полуострова ущемляются – благодаря России. При голосовании в числе не поддержавших ни ту, ни другую сторону, оказались и союзники России по ШОС, ЕАЭС, ОДКБ и СНГ – Кыргызстан и Таджикистан, против — Китай, Белоруссия, Армения, Россия, Казахстан, Узбекистан.
Так, 18 сентября 2018 года на 73-й Генеральной Ассамблее ООН, была поддержана инициированная украинской делегацией резолюция о «милитаризации Крыма и города Севастополь, а также районов Черного и Азовского морей».
Не может не удивлять тот факт, что партнеры России по ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и БРИКС опять не выступили в большинстве своем против этого антироссийского провокационного «вердикта». Против украинской резолюции проголосовали Армения, Белоруссия, Россия и Узбекистан; воздержались — Казахстан и Кыргызстан; отсутствовали — Таджикистан, Туркменистан.
Это позволит в дальнейшем проводить ужесточение антикрымских и антироссийских санкций, новые украинские провокации, причем с возможным участием в них сил НАТО против России, естественно.
Всему миру стало понятно, что среди стран ОДКБ, ЕАЭС, ШОС и БРИКС нет единой позиции относительно российского, т.е. легитимного статуса Крыма.
Но вот ещё один маленький нюанс, на территориях центральноазиатских государств, большинство из которых входят ЕАЭС и ОДКБ с середины 1990 – начало 2000 годов были образованы биолаборатории ЦРУ, в которых проводятся работы явно не в интересах России. Но власти стран-союзников (партнеров) Российской Федерации фактически игнорируют соответствующие запросы Москвы и предложения допустить российских представителей на эти объекты. В связи, этим можно небезосновательно сказать, что долгосрочное сотрудничество центральноазиатских государств с США и в целом с Западом, для них куда важнее взаимодействия с Москвой.
Кроме того, через страны ЕАЭС в Россию уже который год поступает колоссальный объем нелегального реэкспорта, в том числе из подсанкционных стран Запада. Причем в этих поставках преобладают опасные для здоровья фальсификаты. Хотя Москва неоднократно предлагала партнерам отладить единую систему контроля за продвижением внешнеторговых товаров, но, как говорится, «воз и ныне там».
К тому же центральноазиатские государства не участвуют в ответных торговых санкциях России против стран, где введены антироссийские — антикрымские санкции. Для руководителей центральноазиатских государств — союзников (партнеров) России, главное, чтобы на них не распространились западные санкции, а Российская Федерация пусть выкручивается сама. Но это неправильно: государства должны иметь единую внешнюю политику. Лидеры центральноазиатских государств должны понять это.
И как последний пример, который должен раскрыть глаза руководителям центральноазиатских государств и который у всех на слуху – это ситуация с Венесуэлой. Имеется немало доказательств того, что США пытались дискредитировать выборы и органы власти Венесуэлы. Тем не менее, члены Совета Безопасности ООН 26 января 2019 года проголосовали за инициативу Вашингтона вынести на обсуждение вопрос о ситуации в этой латиноамериканской стране на международный уровень. Против данного решения высказались четыре государства, в том числе и Россия.
Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя назвал формулировку, с которой выступил Вашингтон, грубым злоупотреблением прерогативами члена Совбеза. Кроме того, российский дипломат заявил, что Вашингтон попытался осуществить государственный переворот в Венесуэле, а также способствовал созданию в стране ситуации двоевластия.
Надеюсь, все наши читатели обратили внимание на актуальность басни Ивана Андреевича Крылова, которая была написана ещё в 1814 году. Ну, а в России в таких случаях обычно говорят: «С ними в разведку мы не пошли бы».
Валерий Синько