Фестиваль народного костюма, длившийся в Российско-Немецком Доме в Барнауле два дня, порадовал участников и посетителей яркими красками и мастерством исполнения экспонатов и моделей.
Не просто игрушка
В его рамках прошла выставка «Кукла в национальном костюме», она пользовалась большим вниманием посетителей. Здесь были представлены 134 изделия 60 участников национально-культурных объединений и мастеров Алтайского края, Республики Алтай и других регионов Сибирского федерального округа. Это работы из самых разных материалов – дерева, глины, соленого теста, шерсти и текстиля. Посетители смогли увидеть русские, украинские, белорусские, польские, литовские, мордовские, татарские, армянские народные костюмы, воссозданные в мельчайших деталях.
Также на фестивальной площадке прошел познавательный мастер-класс, посвященный традиционной кукле в современном мире. Его провела член Союза художников России, этнопедагог высшей квалификационной категории, член Петровской академии наук и искусства, доцент кафедры «Народная художественная культура» Новосибирского государственного университета, автор книг о традиционной культуре и народном декоративном творчестве Надежда Тарасевич.
Говоря о разновидностях традиционных кукол, участники отметили роль куклы в игре и становлении личности ребенка, функции ее как межпоколенческого ретранслятора традиционных культурных ценностей.
С особым интересом участники мастер-класса, среди которых были как руководители кружков, творческих коллективов, мастера декоративно-прикладного искусства, педагоги дополнительного образования, так и любители, интересующиеся декоративным творчеством, слушали лекцию об истории куклы. О том, какую психологическую функцию она несла в далекие времена и насколько важна сегодня.
Например, Надежда Тарасевич рассказала об очень интересной традиции, которая существовала в русских семьях. Когда молодая невестка переезжала в дом свекрови, она, как правило, привозила с собой всех своих кукол, какие были, тряпичных, самодельных. И никто не покушался на это ее «приданое». Потом она могла играть в них, уединившись в каком-то месте, залезала, допустим, на чердак. Свекровь этому не препятствовала, а, наоборот, оберегала такой досуг невестки. Ведь она проигрывала с помощью кукол многие ситуации, с которыми сталкивалась в новой семье.
Сегодня такую психологическую функцию используют дети. Они, как правило, ассоциируют себя с куклами, которыми играют.
Было еще очень много интересного на мастер-классе, который длился целый день. Обсуждались разные спорные моменты. Например, в каких случаях кукла может быть без лица, когда это допустимо, когда – нет.
Важен посыл, который несет в себе облик куклы, к этому выводу пришли все участники мастер-класса. В традиционной кукле заложены все основные эстетические и нравственные ценности народа, формировавшиеся веками. При этом игровая кукла, по мнению Надежды Тарасевич, явление живое и развивающееся. При ее изготовлении допустим и даже необходим элемент авторской импровизации как неотъемлемая часть ее исторического развития.
Посетители оставили много доброжелательных отзывов о выставке кукол в национальных костюмах. Вот один из них: «В первый раз пришла на такую выставку, впечатления очень хорошие. Понравились костюмы, бижутерия ручной работы. Необычный татарский костюм впечатляет. Понравились и башкирские костюмы, раньше таких не видела. Хочется попробовать сделать что-то подобное».
По уму, отражённому в одёжке
Второй день фестиваля был посвящен конкурсу «Этномода». Он проходил по трем номинациям: «Традиционная одежда народов Алтая и Российской Федерации», «Этномотивы в современной одежде», «Этноаксессуары». Свои работы представили профессиональные дизайнеры одежды и любители из национально-культурных объединений Алтайского края, использующие в своем творчестве этнические мотивы.
При оценке конкурсных работ в номинации «Традиционная одежда народов Алтая и Российской Федерации» первостепенное значение придавалось полноте комплекта. Участники создавали образ, включавший не только одежду, но и обувь, головной убор, традиционно использовавшиеся аксессуары. Большое значение придавалось аутентичной подаче экспоната.
Для номинаций «Этномотивы в современной одежде», «Этноаксессуары» на первый план вышло гармоничное сочетание этнических элементов и современных. Важны были также эстетическая привлекательность костюма и возможность его внедрения в современную жизнь.
В завершение фестиваля народного костюма в Барнауле состоялось награждение участников конкурсов. Девять дипломантов получили в награду книгу, изданную Алтайским краеведческим музеем, – «Истоки. Народный костюм», а также сертификаты на покупки в магазине тканей. Особенно отмечено было участие АККПО «Дом Польский», представившей наибольшее количество конкурсных образцов и продемонстрировавшей трепетное отношение к традиционной культуре своего народа.
Источник: Алтайская правда