По итогам визита Владимира Путина в Киргизию Валерий Синько предлагает руководству этой страны вспомнить наказы Владимира Ленина
Забыв об экономических проблемах Кыргызской Республики, Сооронбай Шарипович Жээнбеков сразу бросил все силы на решение политических вопросов. И если в начале любые проблемы в стране можно было объяснить «тяжелым наследием предыдущего режима», то теперь переходный период закончился. Ответственность за ситуацию в государстве ложится целиком на действующего президента.
В настоящее время Кыргызстану необходимо обратите внимание на экономику, изыскать средства на реализацию первоочередных задач, провести ревизию застарелых проблем и, при возможности, решить хотя бы часть из них.
Растущие выплаты по долгам Китаю, снижение на треть притока инвестиций, увеличение вероятности аварий на стратегических объектах, энергодефицит из-за маловодного периода, а также мировой кризис – это часть экономического айсберга, который накроет Кыргызскую Республику в ближайшее время.
Так, внешний долг перед Китаем составляет почти 40% от общих займов. Это $400 млн. на строительство альтернативной трассы «Север – Юг», $208 млн. на строительство подстанции «Датка», $389 млн. на строительство линий электропередач «Датка – Камин», $386 млн. на модернизацию ТЭЦ Бишкека. Китай предоставляет займы со льготным периодом, в первые годы Кыргызстан выплачивал только проценты. Пик выплат Китаю по долгам придётся на 2020–е годы. В настоящее время по каждому из этих проектов идет расследование с целью выявления коррупционных составляющих.
Приток прямых инвестиций в 2018 году по данным Национального статистического комитета составил $247 млн. и снизился более чем на 33% по сравнению с прошлым годом. В обрабатывающие предприятия приток прямых инвестиций снизился в 6,3 раза, в геологоразведку — на 35,1%, в сферу финансового посредничества и страхования — на 1,3 раза.
Объемы поступления прямых иностранных инвестиций (кроме стран СНГ) по сравнению с январем-сентябрем 2017 года сократились в среднем 1,6 раза, в основном за счет их снижения из Канады (в 2,6 раз), Китая (в 1,8 раза) и Великобритании (1,2 раза). Увеличение оттока прямых иностранных инвестиций отмечалось в Джалал-Абадской, Иссык-Кульской и Ошской областях, а также в г. Бишкек.
С каждым годом увеличивается вероятность аварий на стратегических объектах Кыргызстана, которые подрывают экономику страны. Если в 1991-2000 годах среднестатистическое число чрезвычайных ситуаций в год составило 123, в 2001-2010 годах – 235, то в 2011-2016 годах уже – 313. В период с 2011 по 2016 года прямой материальный ущерб от чрезвычайных происшествий составил 5 млрд. 834 млн. сомов.
В настоящее время на территории Кыргызской Республики расположено 92 объекта с токсичными и радиоактивными отходами горнорудного производства. Многие хвостохранилища расположены вдоль русел рек, на которых расположены гидроэлектростанции, оборудование и устойчивость плотин из-за сроков давности их эксплуатации, воздействия эндогенных и экзогенных процессов имеет тенденцию к снижению их прочности. Износ оборудования составляет от 90 до 100% (ТЭЦ Бишкека, Токтогульская и Уч-Курганская ГЭС). Любое техногенное происшествие нанесет экономике Кыргызстана непоправимый урон.
Особо на экономику Кыргызстана влияет дефицит электроэнергии, восполнение которой осуществлялось за счет закупок из Казахстана и Таджикистана. При этом быстро решить эту проблему не возможно, нужны «длинные» деньги. Разрыв в одностороннем порядке проекта по Верхне-Нарынскому каскаду ГЭС с Россией отбросил назад Кыргызстан на несколько десятков лет, что существенно скажется на экономическом развитии страны. Инвесторы, несмотря на заверения руководства страны, так и не найдены.
При аварийном либо ирригационно-энергетическом сбросе большого объема воды по руслам рек возможны процессы разрушения и размыва берегов и радиоактивных хвостохранилищ с угрозой затопления населенных пунктов и территорий, в том числе соседних государств.
В республике имеются риски чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера, такие как чума, сибирская язва, эхинококкоз и альвеококкоз. В связи с этим, у населения страны возникают вопросы к представителям власти и биолаборатории, деятельность которой осуществляет и контролирует Германией под руководством США. При этом всем известно, что на территории бывшего СССР лаборатории осуществляют сбор и обработку материалов для биологического оружия.
Всего за более чем десятилетнюю деятельность Глобального фонда и ряда других международных организаций для борьбы с различными эпидемическими заболеваниями на местном уровне ими было потрачено более $100 млн.
При этом переломить сложившуюся негативную тенденцию в санитарно-эпидемиологической обстановке, по данным Минздрава республики так и не удалось. Инфекционный вал таких заболеваний, как брюшной тиф и бруцеллез, бактериальная дизентерия и менингит, паротит эпидемический и сибирская язва, с каждым годом только растет на 7–10 %. В последнее время частые случаи кори беспокоят население Кыргызской Республики.
С пополнением казны всё очень сложно. Руководство Кыргызстана пытается залатать дыры в бюджете страны за счет контрабандных схем поступления большого потока товаров из Китая в ЕАЭС, о чем Казахстан и Россия заявляют им прямым текстом.
Второй источник пополнения бюджета страны — это около 700 тысяч трудовых мигрантов (каждый 10 гражданин Кыргызстана) только в России, которые перечислили в 2018 году около $2,525 млрд., что составляет более 30% ВВП. Это дает серьезную подпитку экономике, но толчка к развитию экономики дать не может. Кроме того, новых производств и рабочих мест внутри страны так и не появилось.
Для развития экономики страны власти Кыргызской Республики планируют открыть три крупных экспортоориентированных предприятия в южной столице Кыргызстана – г. Оше в ближайшие несколько лет: швейную фабрику, предприятие по производству геомембраны (полимерного материала) и мясоперерабатывающий завод. По предварительным расчетам, только швейная фабрика обеспечит рабочими местами около семи тысяч человек.
Вместе с тем, бюджет страны испытывает дисбаланс из-за проблем с крупнейшими золотыми рудниками «Кумтор» (более 396 тонн) и «Джеруй» (свыше 83 тонн). Власти республики уже более 20 лет не могут прийти с Канадской компанией «Центерра Голд» к взаимовыгодному соглашению, что сказывается и на пополнение бюджета. Золоторудное месторождение «Джеруй» пока не приступило к добыче золота.
Однако в Кыргызстане около 1000 золоторудных месторождений, из которых только 48 стоят на балансе государства, а разрабатывается всего 7. Это Кумтор, Макмал, Солтон-Сары, Тереккан, два участка Кара-Казык и Долпран. Основными инвесторами выступают Канада, Китай и Россия.
Руководство страны пытается за счёт использования национального богатства сократить бюджетный дефицит, но и здесь у них не получается. Постоянная перепродажа одних и тех же месторождений иностранными компаниями отрицательно сказывается на бюджете страны.
Особый удар по экономике Кыргызстана может нанести проект по строительству железной дороги Китай – Узбекистан. Это экономически не выгодный проект, который проталкивают в Кыргызской Республике китайское лобби из числа депутатов Жогорку Кенеша и чиновников в аппарате президента и правительства.
Конечно, влияние мирового кризиса на экономику Кыргызстана сказалось бы в меньшей мере, если Россия будет оказывать и дальше содействие в стабилизации экономики, начиная от списывания долгов, беспошлинных поставок ГСМ, преференциями для мигрантов и т.д.
Кабинет министров под руководством Мухаммедкалыя Абылгазиева оказался не готов к решению поставленных перед ним задач. Год развития регионов обернулся стремительным обнищанием и так давно уже бедствующих областей страны. Его не популярные инициативы поднять тарифы на воду, взимать 100 сомов за регистрацию мобильных телефонов, всему народу сложиться и вернуть Китаю внешний долг, улучшению качества жизни граждан и экономическому развитию страны нисколько не способствовало.
Только квалифицированные кадры могут дать толчок экономическому развитию страны. Вместе с тем, С. Жээнбеков на открытии новой мечети в г. Бишкеке заявил, что не видит ничего плохого в том, что мечетей, как говорят люди, в стране больше чем школ, от этого будет только больше нравственной и богобоязненной молодежи. Складывается впечатление, что состояние системы светского образования в Кыргызстане не заботит уже никого.
Переполненные школы, увольнения тысяч учителей, и это при катастрофической нехватке преподавательского состава, бесконечные скандалы с низкокачественными учебниками, за которые Министерство образования снимает с себя всякую ответственность. Естественно с такими безграмотными кадрами экономику Кыргызстана не поднять, а тем более построить высокоразвитое государство.
Во всех сферах экономики, особую роль в раскачивании ситуации и нанесении непоправимого ущерба играет процветающая коррупция, которая подталкивает страну в пропасть.
Сегодня в кыргызском обществе поднимают вопрос не об экономическом росте страны, который перешел на второй план, а об исламизации при поддержке внешних сил. Президент предлагает даже открыть в Кыргызской Республике «Исламскую академию», чтобы готовить квалифицированные теологические кадры.
Между прочим, молодые безграмотные граждане кыргызской экономике не нужны. Руководство Кыргызстана, не обращая внимания на экономические и социальные проблемы, создают тем самым у себя протестный электорат, который под воздействием идеологов религиозно-экстремистских организаций и НПО может представлять угрозу государственности.
Наверно руководству Кыргызской Республики необходимо вспомнить работы В.И. Ленина о том, что первично, политика или экономика.
Валерий Синько