Денис Подольский: об экспансии и империях

Экспансия всегда происходит по нескольким направлениям одновременно – культурном, экономическом и географическом.  В связи с эти встает следующий вопрос: как соотносится с понятием империализм следующие термины — универсализм, глобализм, интернационализм? Разберемся в определениях.

Универсализм (от лат. universalis — всеобщий) — философский (культурологический) термин, который обозначает идею господства универсальных (всеобщих) ценностей над локальными ценностями местных общин. Можно выделить два их самых распространенных вида: фундаментальные религиозные ценности (например, христианские – «несть ни эллина, ни иудея») и ценности идеологий (консервативные, либеральные, коммунистические[1]). Обычно данные виды идут в гремучей связке друг с другом[2].

Логическим следствием распространения данных ценностей будет создание на их основе всемирного единого государства («вселенское православное царство», «арабский халифат», «демократический соединенные штаты мира», «социалистические штаты мира»). Отсюда вытекает термин космополитизм (от др.греч. Κοσμοπολίτης — космополит, гражданин мира), обозначающий гражданина единого мира. А что такое единый МИР без единого государства? Мираж. Ведь Единое Мировое Государство установит Единые Нравственные Нормы, которые будут признаны общечеловеческими ценностями (в соответствие с победившей моделью).

Разве можно быть просто космополитом, не построив мирового государства без единой системы ценностей? Вряд ли.

Интернационализм (от лат. inter — между и natio – суверенное население государства [3]) —  экономический термин, обозначающий стирание таможенно-административных границ между национальными комплексами государств и укрепление их хозяйственных связей. Отсюда страны также оказывают взаимное влияние друг на друга в политической и культурной сферах.

С данным термином связано понятие глобализм (или глобализация) –  термин, обозначающий внешнюю (пространственную)  характеристику интернационализма, или, проще говоря, — вширь. Крупные национальные субъекты хозяйственной жизни вышли на мировую арену, и конкуренция между ними жестко обострилась.

Нельзя обойти и внутреннюю сторону интернационализма — межгосударственную интеграцию, или, проще говоря, — вглубь, т.е. появлению общего социально-экономического пространства между несколькими близко расположенными странами на основе сращивания капиталов национальных производителей. При этом создается единый таможенный межгосударственный орган и единые — валютная и правовая — системы, происходит координация по внутренней и внешней политики.

Поэтому поскольку империализм несет с собой вовне целый набор ценностей — от культурных до экономических, то в различных областях он имеет синонимы.

А раз каждый империализм несет свои ценности, то уместно ли говорить о единой глобализации в современном мире? Нет!

Скорее всего, можно сказать о трех проектах, которые борется между собой:

1.    Черный (консервативный или религиозный) глобализм — распространение религиозных ценностей и создание на их основе единой нации граждан мира. Например, «вселенское православное царство», которое можно создать, только проповедуя православные христианские ценности, или «арабский харифат», который тоже стремиться к максимальному расширению, деля мир на две части — зона ислама и зона войны.

Различные религиозные системы предлагают свои виды создания религиозной нации. В чистом виде черные глобалисты – фундаменталисты.

2.    Синий (либеральный) глобализм — распространение либеральных ценностей и создание на их основе единой нации граждан мира, где каждый капиталист[4]. Например, создание Демократических Штатов Мира.

В чистом виде интернационал-либералы представлены в виде философии в духе Жака Аттали, Фрэнсиса Фукуямы.

3.    Красный (социалистический) глобализм — распространение социалистических ценностей и создание на их основе единой нации граждан мира, где каждый труженик[5]. Например, создание Социалистических Штатов Мира.

В чистом виде интернационал-коммунисты представлены в виде философии в духе троцкистов.

У всех глобализмов одна цель — единый мир на основе единой нации. В лидерах проект «синих» глобалистов[6].

Но все вышеперечисленные проекты являются «чистыми», в реальности все они пересекаются, т.е. различные элементы одних проектов дополняют другие.

Например, США является проектом «синего» глобализма, но в нем присутствуют элементы «черного» и «красного» глобализмов, хотя и занимают подчиненные позиции. Китай, являющийся по своей сути проектом «красного» глобализма, тоже органически дополняет себя элементами «черного» и «синего» глобализмов.

Исторически для России был характерен проект «черного» глобализма с элементами «красного» и «синего». Но после революции произошел «перевертыш» — дополнительные элементы стали главенствующими, поэтому мы до сих пор не можем выбраться из «кризиса» [7].

Не стоит путать краткосрочное сотрудничество с долгосрочной конкуренцией между данными проектами!!!

Поэтому империалистический подход к нации заключается в построении многонародной нации на основе общих культурно-нравственных кодов.

В России определение многонародной нации дал евразиец князь Н.Трубецкой: «Следовательно, национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской Империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемая как особая многонародная нация и в качестве таковой обладающая своим национализмом.

Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию – Евразией, ее национализм – евразийством…».

Как заметил философ Джордж Сантаяна: «Мы должны обеими ногами твердо стоять на родной почве, но глазами обозревать весь мир».  Что прекрасно осуществил князь Трубецкой, соединив мировой опыт с нашими особенностями.

Отличительной чертой данной нации является понимание её не как совокупности граждан – автономных индивидов (проще говоря, западной гражданской нации), а как совокупности народов под крышей одного государства (можно назвать её неофеодальной нацией).

В тоже время хотелось бы отметить её несколько ценностных характеристик:

1.Все Этносы входят в Единый политический союз; при этом

2. Великороссы — признаются государствообразующим этносом – первым среди равных;

3.Остальным этносам гарантируется сохранение своей культуры при главенстве культуры государствообразующего этноса; но

4.Уравниловки этносов не происходит, тем самым соблюдается давно сложившийся порядок, т.е. великороссы признаются «старшим братом», остальные – «младшими».

Тем самым, евразийцы наполнили смысл нации традиционалистическим смыслом, т.е. понимание нации как семьи народов, сплоченных единым политическим союзом.

«Сохранить и приумножить» — девиз консерваторов, но нельзя приумножать не учитывая мировой опыт или отрицая свои местные особенности!

Наш класс — Государство!

Наша раса — Россия!

Наш этнос – Великороссы!

Наша нация – Евразия!

 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>