«Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» – в духе пастернаковских строк обозначили свои чаяния театры Югры на комиссии Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа по культуре.
– Вы можете себе представить современный кинотеатр с киноустановкой прошлого века? Или школу без интернета и компьютеров, или больницу без аппаратов УЗИ, КТ, томографа? Нет? Почему же тогда можно представить театр, оснащенный оборудованием 1970 года выпуска? О какой конкуренции – и с кем? – при таком раскладе может идти речь? – так начала свой доклад Тамара Лычкатая, директор Сургутского театра. Его заслушивали в конце года на комиссии Общественной палаты Югры по культуре.
Чужие стены
Тема заседания – достижение показателей нацпроекта «Культура». Связь главного показателя нацпроекта, т.е. численности зрителей, с уровнем техоснащенности театров вряд ли кто-то оспорит.
Между тем, за 90 лет в нашем регионе не построено ни одного здания, специально спроектированного для театра. Все окружные театры работают в приспособленных помещениях: биржи, кинотеатра, школы, ДК… Только после семи лет бездомья, в 2006 году передали здание расформированного дома культуры Сургутскому театру. Не приспособлены для показа спектаклей помещения кинотеатра, в которые въехал Театр кукол Ханты-Мансийска, здание также ждет капремонта. Особо остро стоит ситуация с Няганским ТЮЗом. Капремонт здесь тянется с 2014 года, поэтому спектакли идут… в спортзале бывшей школы. Немногим лучше обстоят дела у «Петрушки», «Солнца» и других.
– Известно, что в Гражданскую войну интернаты открывали в бывших казармах, а бассейны устраивали в церквях. Но в мирное время никого не осеняла мысль открывать школы или больницы в здании общежития или заводоуправления. Приложимо к театрам эта логика однако не работала. Порочная практика на рубеже XXI века – открывать театры, предоставляя им стены неукомплектованных помещений, – рассуждает Лычкатая. – Понятно, что не определялся и тот минимум технического оснащения, открывать театр без которого – означало обрекать его на проблемное существование…
Потому всегда хочется аплодировать таким исключительным руководителям, как Вагит Алекперов, который открыл филиал Малого театра в Когалыме, обеспечив капремонт и «начинку» здания театра по высшему уровню. Он строил театр – для города не временщиков, с огромным уважением к людям земли Югорской и с пиететом к искусству Театра, ибо театр формирует культуру чувств, которой сегодня так не хватает.
«С приветом из 1970-х»
На комиссии Тамара Лычкатая привела данные, где сравниваются маттехбаза Сургутского театра и соразмерных ему по статусу, параметрам сцены и вместимости зрительного зала Губернского театра (Московская область) и филиала Малого театра в Когалыме. В этих театрах установлены автоматические системы управления как механикой сцены, так и световым оборудованием (причем используются светодиоды, а не лампы накаливания; моторизированные, а не ручные световые приборы), передовые акустические системы… А что у нас?
За три года на укрепление маттехбазы Няганского ТЮЗа благодаря федеральной поддержке направлено порядка 7,5 млн руб. В театре «Волшебная флейта» Нефтеюганска прямо говорят: «Отсутствует возможность полноценного создания спектаклей». Здесь на маттехбазу выделяется около 1,3 млн рублей на год в среднем. Модернизация оборудования в Нижневартовском ТЮЗе в 2018 и 2020 году профинансирована в среднем по 3 млн руб. в год.
Возможно, упоминание «миллионов» создает впечатление, что в профессиональное искусство вложили несусветные деньги. Это не так. Втечение нескольких лет на развитие маттехбазы Сургутского театра не давали практически ничего. И если в 2013 году на техническое укомплектование театру требовалось 164 млн руб. (независимая оценка состояния сценического комплекса выполнена компанией Imlight, г.Москва), то сегодня эта сумма возросла до 329 млн руб.
Нужно понять, откуда возникают такие суммы. Порядка 1 млн руб. стоит один театральный прожектор (а их для стандартной сцены нужно 20 штук), диммерные стойки для управления светом на сцене – не меньше 10 млн руб., пульт управления светом – 7 млн руб. И это только пара-тройка позиций по световому оборудованию. А есть еще звуковое обеспечение, машинерия сцены… А пока работать приходится на списанном оборудовании, к которому даже запчасти уже не производятся.
Конституция – за театры
– Председатель комиссии Общественной палаты по культуре Валерий Абаев очень внимательно отнесся к моему докладу. Мне было предложено направить комиссии конкретные предложения по изменению ситуации. И мы направили, – сообщила нам Тамара Лычкатая. Основа этих инициатив лежит в апрельской поправке к Конституции, предметно акцентирующей тезис – «Культура поддерживается и охраняется государством». «Отныне с этого краеугольного камня должно начинаться возведение всех законодательных норм, касающихся нашей культуры», – цитирует докладчица Елену Ямпольскую, председателя комитета по культуре Госдумы РФ.
Театры надеются, что в округе будет проведена реальная ревизия МТБ театров. И по ее результатам разработают окружную программу по развитию театрального дела в Югре. Также рассчитывают, что корректировки, позволяющие поддержать все театры округа, будут внесены и в окружную программу «Культурное пространство».
Средства для поддержки профессионального искусства можно было бы перенаправить из неэффективных секторов. К ним Лычкатая относит досуговую деятельность (в том числе «народное творчество»): свое личное времяпрепровождение гражданам (по логике) пора уже оплачивать из своего кармана, а не из средств налогоплательщиков.
Способ проверить, насколько реальны результаты работы досуговых учреждений, предложил сам Валерий Абаев – нужно провести общественный мониторинг эффективности форм и методов работы, практикуемых сегодня в культурно-досуговых учреждениях на территории Югры.
От редакции
Мы будем продолжать следить за этой темой, и предлагаем высказаться всем заинтересованным в развитии театрального дела в Югре.
Справка
Профессиональные театры Югры: Няганский и Нижневартовский ТЮЗы, Сургутский театр, Театр обско-угорских народов «Солнце», сургутский Театр актера и куклы «Петрушка», Театр кукол в Ханты-Мансийске, Нижневартовский городской драмтеатр, Театр кукол «Волшебная флейта» в Нефтеюганске, Театр музыки в Мегионе.
Яков Черняк, зампредседателя Общественной палаты ХМАО, директор Сургутской филармонии
— Это важное выступление, поднимающее актуальнейшие вопросы! Для работы в новой реальности театрам нужно иметь соответствующие технические возможности. Сейчас их материально-техническая база находится в упадке. И это касается не только Сургутского театра, в данном случае докладчик высказывает общее мнение театров Югры. Мы готовы поддержать шаги по изменению ситуации. Будем работать вместе с департаментом культуры в поиске средств для этого.
Владимир Фризен, первый заместитель директора Депкультуры Югры
— Для улучшения МТБ учреждений культуры профильный департамент направляет заявки на федеральные средства в министерство культуры. В частности – на техническое переоснащение семи театров (световое, звуковое оборудование, замена кресел в зрительных залах и т.д.), на общую сумму около 400 млн рублей… Что касается Няганского ТЮЗа, то эта ситуация длится с 2006 года. Многие годы ничего не происходило. Проектно-сметная документация, которая была в свое время подготовлена (к сожалению, не нами, заказчиком выступал департамент строительства), не прошла госэкспертизу. Сейчас этот вопрос находится на контроле у губернатора. Было дано поручение департаменту строительства – внести необходимые изменения в документацию, департаменту финансов – изыскать средства… Мы, как и все, ждем и надеемся на положительное решение этого вопроса.
Автор текста: Виктория Луридова
Источник: ugra-news.ru