С замиранием сердца я ждала открытия выставки, посвященной самому богатому и разнообразному периоду в истории искусства Японии — эпохи Эдо.
Почему именно этот период?
После воин настало спокойствие, и страна объединилась под центром в городе Эдо, бывшим ранее рыбацкой деревушкой. Росли города, замки и благодаря развитию » укие — э» (гравюра по дереву) и книгопечатанию интересоваться и заказывать предметы искусства стало возможным купцам и простым горожанам.
Хрупкое сокровище Древней и, одной из самых загадочных, стран.
Живопись на бумаге и шелке, ксилографии, печать в технике «уруси — э»(лаковая картина). Свитки, ширмы, раздвижные перегородки (сехэйга).
Интересна сама культура восприятия — созерцая горизонтальные свитки (эмакимоно), смотрящий держал произведение в руках, медленно раскручивая бумагу, ощущая ее поверхность, погружаясь ее повествование. Участвуя в нем через движение и время. Вертикальные свитки (какэдзику), наоборот, имели свою, специально отведенную для них нишу, объединяя пространство помещения, доминируя в архитектурном и цветовом аспектах. Здесь гость, прохожий, проживающий человек, подводятся к процессу наблюдения статично. Свиток возникает перед ними из окружающей среды.
Идеальные линии, тонкость вкуса до тончайших деталей орнамента. Глубина смысла, религии и традиции в каждом сюжете и названии.
Каждая вещь в экспозиции — сокровище, будь то серебристо-серая ширма с еле угадывающимся силуэтом луны и зыбким намеком на пейзаж, или золотые, монументальные гиганты с цветами (аппликацией) и изображением вееров.
Новое и яркое впечатление для меня — гравюра, стиль «такуханга», при котором бумага вдавливается в деревянную печатную доску, а сама печать проводится с помощью притирки «такухон». При этом создаётся впечатление объёма и свечения «светлой» части гравюры.(на фото :черно белая гравюра с цветами). Завораживает название этой работы «Гэмпо ека» : место, где живет отшельник; цветы, прекрасные как камни». Художник не » видит» или «изображает», а чувствует, переживает изгибы ажурных листьев кабачка. Танцующие спиральки побегов. Жизнь и формы дырочек в хрупких стеночках физалиса.
Отдельная тема — ткани в оформлении работ, по своей сложности и красоте не уступающие живописи и гравюрам. Причудливо изогнутые в движении птицы и маленькие облака; розетки цветов и наборы орнамента.
Полагаю, каждый почувствует и увидит что-то свое в пространстве этой потрясающей выставки. Ведь смотреть и сопереживать — тоже искусство! В моей жизни сыграла большую роль другая, проведенная ранее в ГМИИ им Пушкина, выставка японской ксилографии. Я заболела этой, тончайшей эстетики, техникой, в результате оказавшись на факультете графики в мастерской линогравюры.
Мария Комыса