«Двойные миры» Акая Акаева

Художник из Дагестана Акай Акаев уже более 12 лет живет и творит в Чехии, но родина по-прежнему вдохновляет его. Время бессильно перед памятью, ибо память дана нам, чтобы воскрешать всё то прекрасное, что было в прошлом. Художник видит не зрением, но объемлет окружающий мир внутренним оком; всё, что видит глаз — обман, и кому об этом не знать, как живописцу, для которого полотно — окно в истинный мир.

Каждый знает, что объёмное восприятие невозможно без стереоэффекта, то есть взгляда с двух ракурсов. Поэтому миры Акая Акаева — двойные, как «инь» и «янь» в даосизме. Выставка дагестанского художника «Прекрасные утраты» (чешск.»Krásný ztráty») открылась 15 марта в Праге. Автор посвятил ее своей матери, которую считает главной точкой опоры в своем творчестве. Создавая картины, Акай Акаев вспоминал, как мама уходила из жизни от тяжелой болезни. Образ матери — это не реальное воплощение портрета на холсте, это, скорее, трансцендентность мысли автора, его восприятие бытия: это и собирательный образ женщины, и человека в целом, как живая сущность, соединяющая в себе два начала — мужское и женское.

По словам художника, невозможно собрать всех дорогих сердцу людей, как фарфоровые чашки на полке. «Только память дает нам возможность соединить прошлое, настоящее и будущее воедино. Жизнь нам дарует мать, и человек связан с ней в течение всего пребывания на Земле, как бы отдавая свой моральный долг. Отрываясь от матери, человек начинает свой путь, открывая эпоху собственного существования. Как песочные часы, отсчитывая время, наполняются песком, так и мы наполняем свою чашу бытия смыслом», говорит художник.

Творчество Акая Акаева антропоцентрично. Его работы, современные по средствам выражения, обращены в прошлое по содержанию — в эпоху Возрождения, когда человек является центром мироздания, которое познается сквозь призму человеческого бытия. Человек у художника предстает всегда в двух ипостасях, а что это — мужское и женское начало, собственное отражение в зеркале или близнецы, а может, и второе я — остается решить зрителю.

Гуманистическое мировоззрение, провозглашающее в качестве высшей ценности человека его достоинство, свободу и права, реализуется и в жизни Акаева, покинувшего родные края из-за войны и нестабильности. Европа для него не просто место жительства, это большой эксперимент строительства нового Вавилона, общежития и взаимопонимания между людьми. «И еще, — добавляет художник, — Европа — это женщина». И она отвечает ему взаимной любовью: искусство мастера, его философию принимают и ценят в Европе. Коллекция «Прекрасные утраты» — четвертая персональная выставка Акая Акаева. Ей предшествовали экспозиции «Без страха» (Žádný strach, 2000 год, Брно), «Новый путь» (Nový směr, 2001 год, Клатовы) и презентация культурного центра «Датуна» в 2010 году. Кстати, Датуна — это древнее селение в Шамильском районе Дагестана. Легенда гласит, что свое название деревня получила от грузинского имени Датун или Датунадзе. Жители рассказывают, что первоначально это место называлось «Малида нахъа», то есть «за лестницей», так как туда вела ступенчатая дорога. А первым поселенцем с разрешения Хунзахского хана здесь стал грузин, бежавший со своей невестой в соседний Аваристан от кровной мести. Христианская церковь IХ века, построенная Датуном, до сих пор сохранилась в этой местности.

Любимый фильм нашего героя — «Сны Акиры Куросавы». Подобно тому, как молодой герой одной из новелл фильма попадает в картину Винсента Ван Гога и встречается там с самим автором, Акай Акаев хотел бы встретиться со своим любимым художником — Леонардо да Винчи, единственным из мастеров прошлого, чье творчество неподвластно и непонятно до конца его последователю. Вдохновляют моего собеседника и другие герои «Снов» японского режиссера — маленький мальчик в лесу из высоких деревьев, наблюдающий за лисьей свадьбой.

И, возможно, не случайно свой новый проект «Жизнь против течения» (чешск.»Život proti směru») Акай Акаев планирует посвятить Японии, стране восходящего солнца и родине Куросавы, пережившей сейчас масштабную трагедию, но, в соответствии с самурайской традицией, не теряющей стойкости духа. В новом цикле жизнь представлена как противостояние своего Я — символа космического порядка и гармонии — и окружающего мира как стихии, хаоса. Вероятно, «дуэль», «биполярность», «двойственность» и «внутренний диалог» в творчестве художника несет само имя мастера, повторяющееся дважды, словно эхо в горах, — Акай Акай…

А ник в социальных сетях — Akaidoart — художник переводит сразу с нескольких языков: с родного кумыкского «ак ай» — белый месяц, «до» по-японски путь, и «арт» с английского — искусство. Так многогранен и сам художник, философ и человек АкайДоАрт. Его мировосприятие посредством кистей и красок доходит до зрителя. И здесь уже нет границ и национальностей, языку искусства не нужны словари и переводчики. Пять своих коллекций Акай Акаев намерен объединить в единое направление «Арт-джихад». Искусство, по словам мастера, не призвано доставлять удовольствие зрителям. Это ежедневная борьба за свободу.

По словам художника, рисование — не просто умение или призвание, а его жизнь с самого детства. Акай Акаев родился в Буйнакске в 1967 году. После школы поступил в Дагестанское художественное училище им. М.-А. Джемала. А по окончании 10 лет работал в школе-интернате боевых искусств «Пять сторон света», расположенной в селе Халимбекаул Буйнакского района. Учитель Акай не только прививал детям любовь к изобразительному искусству, он также оказывал психологическую помощь слабым детям, занимался с ними физкультурой и восточными единоборствами, постигая вместе с ними гармонию и красоту. В Праге Акаю Акаеву тоже пригодился этот жизненный опыт, потому что путь к славе тернист, и художникам часто приходится зарабатывать на жизнь каким-то другим ремеслом. Но наш герой все-таки не оставлял любимого дела, и признание пришло в назначенный срок.

Выставка «Прекрасные утраты» будет в течение месяца открыта в Праге, а потом переедет в Германию, Мюнхен. Художник включил в нее такие свои произведения как «Мечта», «Пара», «Утраченная красота», «Золотой путь», «Поцелуй», «Ворота времени», «Начало», а также графические работы, созданные еще до переезда в Чехию. Женские лица смотрят на нас с картин Акаева, словно лики мадонн с древних фресок, и понимаешь, что время идет и мир вокруг нас меняется, а образ женщины, матери, вечности и Вселенной неизменен.

Интересна образность мышления художника. На мой вопрос о семье и детях, он ответил, что ребёнок — это выпущенная стрела, мать — тетива, она гибкая, а отец — лук. Главная задача родителей — прицелиться получше, чтобы их дети попали в нужную цель.

Художник не видит своей дальнейшей жизни вдали от родины. Его мечта — вернуться в Дагестан, открыть свою художественную школу, учить детей рисовать, смотреть вокруг и мыслить по-новому.

Мума Будищева, Эльбусоид

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>