Есть в жизни людей такая чарующая и ужасающая вещица, как культура.
Культура – это не только полотна Дюрера, Гигера или Леонардо, это еще и общение (приятное и неприятное), а также комплексы, куда без них.
Культура тождественна символическому беспорядку, который она стремится упорядочить, т.е. упорядочить саму себя. Антропологи утверждают, что в некоторых племенах словом убивают. Символический порядок таков, что он позволяет произвести подобную операцию: провинившуюся жертву помещают в центр хоровода и начинают проклинать; проклятье приносит смерть.
Психологически это объясняется тем, что «проклятая» жертва осознает, что ее изгоняют из сообщества. Нюанс в том, что жертве некуда идти. Куда ей податься? В лес по грибы, где бродят хищные лешие? – Съедят. В чужое племя? – Возможно, съедят. Вовне жертву ждет столкновение с травматической реальностью. Не лучше ли жертве умереть здесь и сейчас? Жертве кажется, что да, так лучше. Она делает свой выбор.
В современных постинформационных обществах культурные – символические границы подвижны. Люди спокойно реагируют на провокации, стремящиеся перекодировать символический порядок. Сила такого порядка в его гибкости: иронический ответ на провокацию рушит любые попытки перекодировки и взлома.
Отличие экстремизма от перекодировки в том, что он не только и не столько стремится нарушить символический порядок, а в том, что цель экстремизма в разрыве ткани реальности. Экстремизм уничтожает не символы, а духовно-материальные сущности. Пламя экстремизма пожирает тела людей. Экстремизм есть физическое уничтожение.
Пафос этой заметки заключается в следующем: ответы культуры должны быть адекватны ударам, которые ей наносятся. На символический удар культура отвечает символически. В современных обществах – это символические наказания, например, штрафы (символические штрафы). На экстремизм культура (культура, в которой экстремизм отрицается) отвечает физическим легитимным насилием, являющимся неотъемлемым атрибутом государства.
Неадекватные ответы на символические провокации, именования их экстремизмом, ни к чему, кроме озлобленности не ведут. В современных обществах линчевание за символический проступок постыдно, ибо является ошибкой. К сожалению, чувство вины приходит после акта порки. Общества знаний такие ошибки себе не могут позволить. Они слишком дорого стоят. Проблема еще и в том, что жесткое физическое наказание символической провокации может привести к экстремизму. Любители пытать и вешать от имени справедливости должны помнить об этом.
Артур Вафин для Liberty.Ru