Для создания единого энергорынка на постсоветском пространстве требуется разрешить «водные» споры
При создании Евразийского экономического сообщества в 2000 году одной из ключевых целей было объявлено образование Единого энергетического пространства на территории государств-участников (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан). В настоящее время деятельность сообщества сосредоточена на формировании общего энергетического рынка. Как отмечают эксперты, в свете вероятных конфликтов за воду вопросы использования гидроресурсов и гидроэнергетики становятся жизненно важными не только для Средней Азии, но и остальных членов сообщества. Проблема водных ресурсов всегда была наиболее болезненной для среднеазиатских государств. Особого внимания заслуживает вопрос рационального использования водных и энергетических ресурсов в бассейнах трансграничных рек Сырдарьи и Амударьи. Водно-энергетическое регулирование и привлечение масштабных долгосрочных инвестиций в строительство гидроэнергетических объектов – наиболее важный аспект интеграции, который до сих пор не решен. Еще в апреле 2003 года в Душанбе было принято решение о совместных действиях государств ЕврАзЭС по освоению гидроэнергетического потенциала бассейнов рек Сырдарьи и Амударьи. Важным практическим шагом в этом направлении должно стать завершение строительства Сангтудинской и Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2 в Киргизии. Эти гидроэлектростанции смогут создать эффективный режим работы каскадов ГЭС на реках Сырдарье и Амударье и их притоках, обеспечивающий устойчивое водопользование и выработку электроэнергии. При этом в летний период может осуществляться пропуск воды для орошения, а при выработке значительного количества электроэнергии ее можно будет продавать в страны, не входящие в ЕврАзЭС, – Китай, Иран, Афганистан. В настоящее время ведется подготовительная работа по реализации аналогичных проектов в Киргизии. Реализация указанных проектов даст новый импульс развитию экономик государств региона, улучшению уровней жизни населения и расширению экспортных возможностей стран Центральной Азии. «Взаимодействие на рынке гидроэнергетики давно показывает, как умеют наши чиновники «тянуть кота за хвост», – сказал «НИ» директор Московского Центра Гумилева, экономист Павел Зарифуллин. – Еще в апреле 2003 года в Душанбе было принято решение о совместных действиях государств ЕврАзЭС по освоению гидроэнергетического потенциала бассейнов рек Сырдарья и Амударья. К сожалению, проект движется с большим трудом». «В обозримой перспективе объединенная энергетическая политика ЕврАзЭС будет касаться главным образом водных ресурсов и гидроэнергетики, – заявил «НИ» аналитик финансового холдинга Анатолий Воронин. – В рамках ЕврАзЭС России отводится роль арбитра, инвестора и специалиста при строительстве новых и реконструкции существующих электростанций. Водные ресурсы стран региона крайне ограничены и необходимо создание общего, экстерриториального плана их развития. В противном случае весь регион может оказаться на голодном водном и электроэнергетическом пайке. Известно, что ситуация с недостатком электроэнергии очень остро стоит и в Таджикистане. Если в советские годы были планы по «повороту рек», то теперь придется изыскивать внутренние резервы и действовать сообща, учитывая возможности и потребности всех стран».
Сергей Путилов
Новые Известия
Я не верю в проект ЕврАзеС,или как там его.даже если он и будет создан,он останется на уровне СНГ.Вроде что-то есть.а по сути ничего.Второй СССР или ЕС не светит этому проекту.Если было бы желание,то СНГ мог бы извлечь пользу уже давно,и при том,помня минусы СССР.Где всё это?Где то в чьих то глобальных мечтах.