Искусство Востока уникально. Оно кардинально отличается от Западного. Смыслом, содержанием, сутью. Способом передачи и изобразительным языком.
Но диалог между Востоком и Западом существует. К «плодам» этого союза можно отнести творчество художников Туркестанского авангарда — закономерная линия развития широко известного и крайне популярного явления «Русский Авангард».
Итак, к 10-м годам ХХ столения Россия переживает мощнейшее экономическое развитие. В Москве бурлит художественная жизнь, порождая все новые и новые течения, сторонники беспредметного искусства, а также всевозможных «-измов» проводят эпатажные выставки.
Однако, период этот краткосрочен и уже с середины 20-х годов ХХ века Советская власть начинает «избавляться» от уже ненужного бунтарства, сложного и непонятного широким массам.
Художники авангардных направлений признаются «формалистами». Перед ними встает выбор: либо менять себя, и работать в стиле, который впоследствии назовут социалистическим реализмом, либо лишиться всего — членства в образуемых союзах художников, мастерских, жилья, карточек на продукты… Многие художники сломались. Иные — были сломлены. Но были и те, кто сохранив себя — бежал от этих новых реалий. Физически уезжал. Кто — в Европу и Америку, а кто и на Восток.
В те времена воображение манил таинственный Туркестан (территории современных Таджикистана, Узбекистана, Туркмении).
И «беглецы», находившиеся под влиянием передовых направлений искусства, приехав в Среднюю Азию, оказываются в уникальной ситуации. Они видят сохранившиеся великолепные памятники средневековой архитектуры, старинные рукописи книг с миниатюрами, красочные изделия народных мастеров.
Так, Туркестанский край становиться для художников — авангардистов, приехавших из России «землей обетованной». Они могут здесь жить, творить, вдохновляться красками и традициями этой древней и великой земли.
Авангардное искусство ХХ века известно и востребовано. Кандинского и Малевича, Гончарову, Ларионова, Шагала, Давида — знают все. Они уже получили всемирное признание.
Но есть и другая часть. По определению крупнейшего специалиста в этой области Джона Боулта «Восточное крыло русского авангарда». Это — путешествие художников-авангардистов в таинственный и захватывающий мир Востока.
Этих авторов много, мы можем говорить о целом явлении: Александр Волков (Мастер гранатовой чайхоны), Рувим Мазель, Кузнецов П.В., многие другие.. Наследние некоторых сохранилось. Наследние других — безвозвратно утеряно, разошлось «распылилось», кануло в небытие.
Мне удалось найти одного из замечательных, почти неизветных, но тем не менее ярчайших представителей этого течения.
Гофман. Эрвин Адольфович. Этнический немец. Точные годы жизни не известны. Предоложительно, родился в 20-е, 30-е годы ХХ века. Известно, что со своей семьей переехал в Среднюю азию и обосновался в г. Лениннабад (ныне — Ходжент). Был крайне нелюдим. Сумасшедше талантлив. Будучи человеком духа — все страдания, выпавшие на долю народа «переплавил» в своих картинах. В них — от «счастливого» лучизма в стиле И. Ларионова, к осознанию ужасов войны. Посвящение его другу — В. Попкову, талант которого, будучи сам ярким мастером, ценил. Жизнь века в его работах!
Хочу чтобы его знали и помнили.
Юлия Вербицкая