Эсер-евразийство

sr Центр Л.Гумилева совместно с Институтом социально-экономической модернизации провел рабочий семинар на тему: «Русский социализм». Тему эту, к сожалению, часто обходят стороной современные историки. Предметом дискуссии в этот раз стали наиболее яркие представители русского социализма – наследники идей и дела народовольцев «социалисты-революционеры», или эсеры, их опыт, взгляды и наследие.

Евразийство. Левое и Красное

Начавший обсуждение директор Центра Льва Гумилева Павел Зарифуллин отметил необходимость возрождения социалистической традиции, основанного на анализе опыта партии эсеров, возрождения мыслей тех миллионов людей, которые участвовали в Февральской и Великой Октябрьской революции, обустраивали Советы на местах, а потом были несправедливо преданы забвению и вычеркнуты из истории.
Сегодня мы понимаем, что большевизм в России родился, жил, побеждал и умер, как проект, естественной смертью, а его наследство оказалось бездарно промотанным. Но, несмотря на его жизнь и смерть, проблемы классового неравенства остаются нерешенными, и Россия, в которой очень сильны социалистические традиции, не имеет будущего без социалистического лица. Павел отметил, что в этом плане очень ценны традиции партии эсеров, их опыт, в большинстве своем нереализованный, который уходит корнями в идеи народовольцев. Этот опыт близок евразийцам, несмотря на широко распространенное заблуждение о правой ориентации движения. В письмах одного из основателей евразийства князя Трубецкого можно найти строки, где он даже сожалеет о том, что в евразийское движение волею судеб и истории шли бывшие монархисты и офицеры, тогда как, по его мнению, туда должна была бы идти левая, эсеровская молодежь. В этом плане Центр Л.Гумилева развивает традиции именно евразийства, как изначально “левого”, структуралистского Движения, подчеркнул Павел.
Существенная разница заключается в подходе к идее того, что великороссам и другим народам России присуще социалистическое мировоззрение. Например, КПРФ много говорит о роли русского народа, но это правый подход, произошедший под влиянием Проханова или даже Юрия Белова и совершенно не свойственный марксистам.
Но был и изначально левый подход, над которым работали лучшие русские мыслители об этнической предрасположенности нашего народа к социализму.

sr7

Россия как структура

Существенное различие такого подхода от попыток прийти к сходным идеям справа заключается в том, что для фашистов, националистов – всегда идеи нации и государства, а также национальной унификации были первичны. А для русских социалистов главным всегда было социальное единство, социальное содружество, в том числе и с людьми других стран. И они всегда отстаивали ценности различия, ценности общин, народов и культур.
Рассуждая на тему взглядов эсеров, Павел отметил, что эсеры видели русский народ не примитивным единым целым, этакой «замороженной рыбой», которая плывет по волнам истории, а многомерной структурой. Эсеры считали, что должна быть очень сложная система общин, автономии, они впервые заговорили о федерализме – и их проект сосуществования огромных территорий на структурных началах мог бы получить сейчас новую жизнь. Как ни странно, идеи коммунитаризма, социального регионализма торжествуют сегодня в основном в Евросоюзе, а с приходом Обамы – и в США. Могут ли идеи неонародничества, идеи, как сейчас сказали бы, «сетевого» социализма быть реализованными и востребованными для России – именно это и интересует сегодня собравшихся здесь.

sr1

Рабочий и Колхозница

Затем слово взял директор Института социально-экономической модернизации Константин Бакулев, который сказал о том, что идея русского социализма до конца так осталась не сформулированной, а то, что можно называть коммунизмом, в России собственно говоря, еще не рождалось. Даже если следовать Марксу, то и в его ранних «Философско-экономических рукописях 1844 года», и в поздней «Критике Готской программы» присутствует описание того общества, которое было в СССР и странах «реального социализма», как общества грубого коммунизма, носящего все пережитки общества буржуазного, когда все граждане выступают в роли пролетариев по отношению к обществу как таковому. Начиная с Александра Герцена, который и явился основоположником самого термина «русский социализм» через народников к социалистам-революционерам, красной нитью проходит мысль о справедливости и каком-то экзистенциальном равенстве всех, кто живет своим трудом. Эсеры видели и не игнорировали противостояние между трудящимися и эксплуататорами, и известная смычка интеллигенции, рабочего класса и крестьянства была выдвинута именно эсерами. Рабочий и колхозница, изваянные интеллигентом Мухиной – это реализованный эсеровский метасимвол. Смысл обращения к истокам эсеровской традиции – это поиск идеи справедливости и свободы в русском обществе, отметил Константин. Сегодняшнее путешествие к истокам всегда обнаруживает искажение имен, причем выясняется, что большинству настоящие имена, их исправление, совершенно не нужны – в мире ложных называний и знаков жить гораздо проще. То же произошло и с социализмом – и как учением, и как общественной формацией. Еще Герцен предчувствовал, что капитализм – это не некая обязательно следующая за феодализмом цивилизационная форма. Известная пятичленка: от первобытно-общинного строя – к рабовладельчеству, затем к феодализму, и через капитализм к коммунизму с его первой фазой – социализмом, автором которой был Г.Плеханов и которую потом канонизировал Сталин, эта линейная схема была навязана как мейнстрим.

 

Вопрос и смысл сегодняшней встречи – это анализ истории и традиций, других путей социализма и справедливости, других цивилизационных альтернатив, рождаемых социалистическим идейным и историческим наследием.

Культ личности исчерпан

Следующим выступил историк и культуролог Роман Багдасаров. Он отметил, что социализм дал уникальную возможность рассматривать историю не через призму анализа отдельных личностей, как, например, делает монархическое мировоззрение, рассматривающее историю, как поле действия личности – монарха или тирана. Социалистическое мировоззрение в России было несколько иным. Конечно, были и первые мученики, и значимость отдельных культовых личностей, но важно то, что социализм дал истории самоцель – движение народа, общества как такового, коллективный опыт. Такого рода мировоззрения очень востребованы современным обществом, потому что индивидуализм доживает свой век, как на Западе, так и у нас, но люди не видят альтернативы. А эта альтернатива востребована, т.к. концентрация на личности ведет к тому, что общество впадает в иллюзию вселенского масштаба, потому что во многом личности действуют механически, их действия предопределены. Напротив, ситуации в рамках больших человеческих сообществ, в которых движет идея, не предопределены.

sr3

И значимость каждой личности должна соотноситься с тем надчеловеческим планом, в котором эта личность играет роль, отметил Роман.
Социализм же позволяет перейти от личности – к взаимодействию личности с этим планом. Это нисколько не уменьшает возможности отдельного человека, наоборот, это позволяет открыть новые возможности, доступные только коллективному опыту. Большевики же сделали шаг назад по сравнению с прогрессом социалистической идеи – они сконцентрировались на культе личности, что дало возможность построить государство. Но подобное государство, столкнувшись с необходимостью коллективного действия – разрушилось. И сейчас общество стоит перед задачей социалистических преобразований. Метод культа личности исчерпан, и общество должно обратиться к подлинно коллективным идеологиям, закончил Р.Багдасаров.

“Антифа” и народники

Ярослав Леонтьев, историк, специализирующийся на изучении партии социалистов-революционеров, отметил, что неонароднические идеи, пройдя через весь ХХ век, распространились очень широко и довольно ярко проявляются в среде т.н. «новых левых». Питирим Сорокин, член партии эсеров, уникальный красный, а не белый эмигрант, сыграл значительную роль в формировании взглядов «новых левых». Даже в движении «Антифа» проскальзывают неонароднические нотки. Еще советская историография отмечала, что освободительные движения 60-х – неонароднические по своей сути. И в этом она права – это действительно был всплеск надклассовых освободительных движений. Вопрос в том, есть ли сейчас те силы, которые связывают себя с народнической традицией. Кругом государственники и имперцы, но ведь история государства – это одно, а история народа российского – другое. Сейчас нет того альтруистического порыва народнической любви, о которой писал Питирим Сорокин, которая может переворачивать миры, преображать миры и сотворять новые.

Экономическое наследие эсеров

Эсеры составляли идейный сплав, в том числе и из марксизма. Но эсеры не прошли мимо и революционного синдикализма, который тогда переживал расцвет. «Общинность» эсеры трактовали скорее как культурологическое понятие, нежели как экономическое, ведь они были сторонниками кооперативной теории. Экономическое наследие эсеров – это безусловно идейное наследие Чаяноваи Кондратьева, подчеркнул Ярослав. Нынешним союзником в обосновании социалистических перспектив общинного мироустройства может быть и живой 87-летний классик социологии Мануэль Саркисянц, занимающийся сравнительным изучением общин в различных странах и континентах
Далее, если перейти к социально-религиозным, идеологическим аспектам наследия партии социалистов-революционеров, то мало кто знает, что после объединения с РПЦЗ в сонме православных святых появилось как минимум два эсера. Для эсеров было вполне возможным собрать весной 1918 года в Калуге съезд «трудового духовенства». Христианский социализм был эсерам совершенно не чужд, и священники-эсеры были не такое уж и редкое явление. Конечно, партия не была против отделения церкви от государства, и среди эсеров были даже свои атеисты, но, все-таки, это – не воинствующие безбожники- богоборцы.

sr6

Российский Интернационал

Уместно было бы и обращение к социал-федералистскому проекту, выдвинутому в свое время эсерами в виде Российского Интернационала. Здесь огромное поле для воссоединения на новых основаниях для стран бывшего СССР, ныне СНГ, а возможно и для новых желающих.
Одним словом, на сегодняшний день очень много людей, приходящих в протестное движение, считают себя свободными либертариями, и эсеровские идеи могут оказаться им не чужды, заключил Я.Леонтьев.

Эсер-евразийство и современное общество

Взявший слово политолог Дмитрий Галкин также отметил важность перевода эсеровской традиции на современный политический язык, т.к. широкие массы могут прийти к социализму только через проекты, подобные эсеровскому. И мы видели, как миллионы людей, подчас не обладавших элементарной грамотностью, приходили к социализму через эсеровский проект. Победа социалистов вообще произошла благодаря этому, несмотря на то, что марксистский проект навязывался, несмотря на то, что непролетарская по сути революция была объявлена пролетарской, и доктрина пролетарской революции в дальнейшем все время ломала под себя факты. Но, с другой стороны, все, что мы видим вокруг, выжило и развилось только благодаря победе социалистов. Дмитрий согласился с Павлом, что за пределами социализма нет ничего, чтобы обеспечило нам культурное воспроизводство даже уже в ближайшем будущем, не говоря о каких-то более отдаленных временах.
Есть еще одна черта, показывающая необходимость возвращения к эсеровскому проекту, к его переносу на современные реалии – это то, что мы наблюдаем сейчас возврат к традиционному обществу. Мы наблюдали распад традиционного общества, который был виден в начале века, и который ускоряла советская власть ликвидацией малых деревень. Сейчас же мы видим, что люди традиционного общества снова живут рядом с нами, люди, в голове которых есть совершенно четкий план традиционного обустройства общества. Мы с ними сталкиваемся, и эти столкновения часто не приносят нам особого удовольствия. И единственный способ эти структуры интегрировать в современное общество – это эсеровский проект.

sr5

Что касается того, что какая либо сила превратится в социалистическую, как например, «Справедливая Россия», то надо понимать, что дело тут не в конкретных лицах, например, Левичева или Миронова. Это люди, понимающие сегодняшнюю ситуацию, понимающие условия, на которых им позволили вести политическую деятельность. И они понимают, что только они начнут действовать как социалисты, не расписываться в любви к эсерам, а реально действовать, как социалисты – их тут же уничтожат. Поэтому думать, что такие структуры станут социалистическими – нельзя, но взять оттуда людей левых убеждений и налаживать с ними диалог в рамках других структур – необходимо.
Люди социал-революционных взглядов и сейчас разбросаны по всем политическим силам. И задача евразийского левого проекта, пусть не организационно, но на принципах сотрудничества, вовлечь таких людей, подытожил Дмитрий.

Социалистическая альтернатива

Далее ведущий Павел Зарифулин предоставил слово социалистам из Иваново, участвующим удаленно в работе семинара через конференц-связь в Интернете.
Директор Института развития человека Евгений Шелкопляс поделился результатами своих многолетних наблюдений, говорящими о том, что образованной части населения российской глубинки, «провинции», социалистические идеи очень близки. Вместе с тем программа эсеров людям малоизвестна, а вопрос «В чем состоит социалистическая альтернатива XXI века?» – очень важен. И если говорить об этом с людьми – большинство идентифицируют социализм с марксовой теорией и большевизмом. Но для того, чтобы понять, какие могут быть альтернативы, нужно найти сущность в этих подходах, и когда речь идет не об узком кружке интеллектуалов, а о пропаганде идеи – наверное, нужно показывать квинтэссенцию. Для марксизма это – антирелигиозность и диктатура пролетариата. Еще Бердяев говорил о том, что коммунизм – это не столько социальная система, сколько религия, стремящаяся придти на смену христианству. Может быть, поэтому церковь видит в коммунизме прямого конкурента, дающего альтернативный – нерелигиозный – смысл жизни. Этим новым мессианизмом и объясняется такой успех социалистических идей в России ХХ века. Современные же идеологии вообще уходят от проблемы смысла жизни, чем серьезно проигрывают сверхличным жизненным смыслам, являющихся, по существу, уже нравственными и духовными. Е.Шелкопляс выразил поддержку организаторам семинара и резюмировал, что трансляция таких диалогов, повышение информированности среди жителей провинции, учащихся старших классов, студентов, мыслящей части преподавателей и политически ангажированных граждан – очень важный процесс на пути формирования социалистического сознания.

Грядущий социальный контракт

Далее слово взял Сергей Мишуров, директор Института системных экономико-психологических исследований, который заметил, что существует необходимость накопления исторического опыта, связанного с обществом тотальной свободы. И социализм, как идея, важен тем, что предлагает идею социальной справедливости и гармонии не как побочный продукт, а как необходимое условие стабильного развития общества. Для того, чтобы дорасти до такого уровня понимания необходимой организации, обществу требуется время и определенный исторический опыт. Идея эсеров заключалась в распределении ответственности за организацию между всеми слоями общества, что созвучно идеям анархо-синдикализма, но такой подход требует достаточно высокого уровня просвещенности, – отметил Мишуров. В Иваново были довольно успешные попытки заключения социального контракта между территориальной общиной и депутатами областного, городского и муниципальных уровней, который не имеет строгой юридической силы, но является мощным моральным инструментом, формирующим, в том числе, взаимные обязательства граждан и власти на базе устойчивого общественного мнения. Здесь вновь вступил в разговор Е.Шелкопляс, который добавил, что ведется работа по созданию комплексных территориально-экономических общин. Такие общины через совместную экономическую деятельность граждан как бы гармонизируют и свою культурную жизнь, порождая и конструктивные коммуникации между ее членами.

esers

Красный полюс Евразийства

В заключение, после обмена мнениями между участниками семинара, Павел Зарифуллин и Константин Бакулев поблагодарили всех выступивших, отметив, что очень интересное обсуждение опыта и перспектив русского социализма вплотную подводит к практическим организационным выводам. Где взять сегодня такой же мощный базисный класс, каким было крестьянство для эсеров? Павел Зарифуллин обратил внимание, что прошедший недавно кризис евразийского движения в России четко обозначил правый («черный») и левый «красный» – два направления дальнейшего развития евразийства. Структуралистский, народнический подход, который исповедует сам Павел, в итоге развился в Движение по защите прав народов, взявшее старт, как ни странно, в Париже и привлекшее пристальное внимание евросоциалистов, еврорегионалистов и зеленых.

Партия российских регионов

Другой движущей силой могла бы и должна стать огромная российская провинция – от Иваново до Камчатки, которая нуждается в новом идейно-духовном объединении морально разрозненных ныне регионов. Кто является сегодня структурно тем “крестьянством”, которое повально голосовало за эсеров в начале 20 века? Это – российские регионы, бесправные и обобранные, униженные и оскорблённые. Быть “адвокатом”, подвижником и предстателем регионов России и стран СНГ – это и есть неоэсерство 21 века и, если хотите, эсер-евразийство. А будущая “неонародническая” евразийская партия видимо будет называться – партией российских регионов.
А Константин Бакулев предложил в качестве объединяющей экономической идеи неонароднического социализма развитие кооперативного движения, которое в настоящее время продолжает существовать вопреки всем экономически бурям в виде осколков бывших колхозов или так называемых «народных предприятий».

Константин Бакулев

Релевантно:

Мы – евразийцы-народники

Размежеваться с правыми

Жить на своей земле по своим законам

Вам также может понравиться

Один комментарий

  1. 1

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>