Этнический аспект отношения к природе

Человек всегда осознавал, что без природы его существование просто невозможно, так как является неотъемлемой её частью. Во взаимоотношениях с природой прослеживаются два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, связь и общение человека с природой облагораживают его, она для него источник существования. Во-вторых, от природы исходят опасности непосредственно для жизни человека.
Положительное воздействие человека на природу, окружающую среду направлено на сохранение целостности, первозданности самой природы и выражает коренные интересы человека. Отрицательное воздействие направлено на разрушение этой целостности: рубка породистых деревьев без восстановления, браконьерские лесные пожары с истреблением редких животных и птиц.
Исходя из диалектической взаимосвязи природы и человека (общества), культура, созданная самим человеком, играет немалую роль в гармонизации их отношений, так как связывает, объединяет человека с природой. Природа облагораживает, оказывает воздействие на его характер, образ жизни и нравственное отношение к ней. Последняя объединяет в единый космос природный ландшафт и самого человека в разных этических проявлениях. Окружающая природа детерминирует и придаёт направленность практической деятельности человека, способствует формированию национального характера и культуры.
У народов Кавказа, занимавшихся в основном скотоводством и земледелием, в отношении к горам и горному природному ландшафту сложились свои традиции, общепринятые установки и правила, направленные на сохранение среды обитания, и с учётом этого осуществлялось ведение сельского хозяйства, складывались экологические традиции, нравственная культура. Экологическая культура проявлялась в период отгона скота как индивидуального, так и из фермерских хозяйств на горные пастбища. Отгон осуществлялся и осуществляется строго по одному пути, исключая растаптывание почвенного покрова на других участках. Животноводы постоянно заботятся о предотвращении эрозии почвы, проводя попеременное восстановление травостоя на пастбищных участках.
Традиционное отношение и следование правилам в образе жизни животноводов способствовали сохранению почвенно-природных условий, входили и входят в народную экологическую культуру.
Природно-географический фактор может ускорить или замедлить ход исторического развития. Он оказывает немалое влияние на формирование этнических, национальных традиций и обычаев, на духовно-нравственную культуру и быт этноса. Природная среда выступает в единстве с духовно-нравственной культурой. Как отмечает профессор Ф. Эфендиев, для охраны и защиты лесов в Дагестане отдельным лесным массивам дают природоохранные названия, например, «Святой лес», «Мечетский лес» и другие. Это свидетельствует об экологической культуре.
Горские народы всегда проявляли любовь и преданность к горам, родной земле, краю и сохраняли чувство гордости за неё на всю жизнь. Своим трудом они создали и сохранили уникальную красоту природы республик Северного Кавказа. Каждый горец (кабардинец, балкарец, осетин, чеченец, аварец, лакец, кумык и др.) привязан к родным местам (тропинкам, горным речушкам, водопадам, долинам, родникам) и бережёт их.
Горцы свою жизнь представляли лишь в единстве с горами, их ландшафтом. Отсюда этническая культура – традиции, обычаи, нравы, правила поведения и ценностные ориентиры – непосредственно связана с экологической культурой, которая сложилась на протяжении столетий.
Горцу дорог каждый клочок земли и каждый камешек. Как писал русский учёный Н. Тульчинский, в горах «чтобы иметь хоть небольшой клочок земли, годной для культуры, горцам приходилось с чрезвычайными усилиями, шаг за шагом завоёвывать у скал и каменистой почвы клочок земли… Вся семья горца знает, где лежит каждый камешек на их кормилице, границы этих участков отчётливо знают не только мужчины и женщины, но и дети». Добавим, что эти земли, вся окружающая природа охранялась бережно; от детей с малых лет требовали и воспитывали их в духе преданности закону гор («Таулу адет»). Закон гор как нравственный кодекс предписывал каждому трудолюбие, любовь к родине и природе, гостеприимство, верность слову и делу и т.д. Народная педагогика воспитывала у детей экологическое сознание и культуру, используя различные методы. Стар и млад в горах от века приучаются к рациональному природопользованию, с любовью относятся к окружающей природной среде, к лесным и пастбищным угодьям, к растительному и животному миру. Без экологической культуры нет нравственной личности.
Старшие и многоопытные учили и учат детей, рассказывали, знакомили их с флорой и фауной гор – альпийскими лугами, водопадами, животным миром Кавказа и т.д.
Описание в народных сказках горных пейзажей, рассказов о происхождении названий сёл, горных местностей, их истории способствовали углублению экологических знаний у молодёжи.
Любви к родному кавказскому краю способствовали различные мифы о священных камнях-тотемах, например, «Кёк таш» («Небесный камень»), «Къашха таш» («Лысый камень»), «Байрым таш» («Камень богини Байрым») и др. Зачастую знание и усвоение растительного мира родной земли проходило в игровой обстановке, в виде загадок, поговорок.
Бережное отношение к лесным деревьям выражено в мифах. Так относились к некоторым деревьям в период языческого верования. Например, в Балкарии и Карачае к дереву Раубазы обращались с просьбами, пожеланиями. Поклонение ему связывали с его якобы магическими свойствами. В народном представлении магическими свойствами обладали рябина, боярышник и другие растения.
Важное место в деле воспитания экологической культуры и чувства любви к родной природе у горских народов занимают эпос «Нарты» и фольклор. В них выражены мысли и убеждения, какими должны быть гармоническое сочетание природы и общества, взаимоотношения человека с природой.
Научно-техническая и технологическая революция нарушают экологическую среду, потому важно соблюдать универсальные нравственные принципы: уважение к жизни, ответственность перед будущими поколениями, защита среды обитания, ценность и достоинство человеческой личности, готовность служить на благо других. Воплощение этих принципов в практической деятельности людей и различных организаций, причастных так или иначе к экологии, способствует формированию экологического сознания и культуры.
Активную роль в формировании экологической культуры играют создание и проведение в Северо-Кавказском регионе различных природоохранных мер: выделение определённой территории, заповедников, национальных парков, заказников, охотничьего хозяйства и памятников природы. Примерами являются Кабардино-Балкарский государственный высокогорный заповедник, Тебердинский заповедник, Эльбрусский, Чегемский и другие заказники, памятники природы: Голубые озёра, Чегемские водопады, Долина нарзанов в Кабардино-Балкарии, Архызское и Тебердинское ущелья в Карачаево-Черкесии, Цейское в Северной Осетии-Алании, Самурский лесной массив в Дагестане и другие.
Экологическое сознание и традиции передавались из поколения в поколение. Так разумно обеспечивались и сохранялись от века к веку красота, пейзаж, ландшафт, флора и фауна Кавказских гор. Так складывались экологическая культура и традиции, являющиеся составной частью нравственной культуры горских народов. Традиции экологической культуры горских народов выступают в неразрывном единстве с традициями нравственной культуры. Являясь составной частью, эти традиции направлены на нравственное возвышение человека как части природы, его совершенствование.
Для сохранения окружающей среды предлагается остановить хаотичную застройку водоохранных зон рек и водоёмов, их загрязнение бытовыми стоками; обеспечить необходимые условия для внедрения инновационных технологий, современных материалов, щадящих окружающую среду, в том числе за счёт государственных дотаций.

Азрет Малкондуев, Кабардино-Балкарская правда

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>