Этническое поле

Последователи и популяризаторы теории Гумилева, безусловно, правы, утверждая, что Гумилев раскрыл тайну рождения, становления, расцвета и ухода в небытие этносов. Доказательство того факта, что каждый этнос проходит определенные фазы в своем развитии, представляет собой значительный шаг в понимании законов этногенеза. И, тем не менее, фундаментом теории Гумилева является не само по себе открытие о наличии в этногенезе хронологической закономерности, а то, что этногенез представляет собой природное явление, не зависящее от воли человека. Толчок пассионарности, воздействуя на коллектив людей, создает условия для рождения в данном регионе этноса. Сам же толчок пассионарности возникает в результате появления на Земле определенного вида энергии.

«И есть третий вид энергии, который мы получаем небольшими порциями из космоса, — это пучки энергии, приходящие из Солнечной системы, иногда пробивающие ионосферу, достигающие дневной поверхности планеты и ударяющие нашу Землю, как, скажем, ударяют плеткой шарик, обхватывая какую-то часть ее, молниеносно производят свое энергетическое воздействие на биосферу, иногда большое, иногда малое.
Описанное явление и есть механизм сопричастности каждого человека и каждого человеческого коллектива с космосом». (Лев Н. Гумилев, «Конец и вновь начало», стр. 55).

Третий вид энергии, который далее Гумилев определит, как пассионарность, рождается в результате воздействия на биосферу Земли определенного излучения.

«Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая – о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности. Вторая гипотеза – о возможной связи со вспышками сверхновых». (Лев Н. Гумилев, «Конец и вновь начало», стр. 406).

Таким образом, определенного вида космическое излучение, воздействуя на разрозненные коллективы людей, являющиеся неотъемлемой частью биосферы Земли, создает условия для рождения единого, монолитного этноса.
Но это еще не все. Не менее важно то, что Гумилев между излучением и этносом встраивает этническое поле. Это – величайшее прозрение. Такое невозможно придумать, этническое поле можно только предвидеть. И совершенно неважно, какие доводы приводит Гумилев в доказательство своей гипотезы. Сама по себе гипотеза предельно логична и необычайно красива.

«Так, ритмы римской культуры продолжали ощущаться во всей Европе много веков после того, как исчез римский этнос и, вслед за тем, погибла Римская империя. Но если так, то мы натолкнулись на понятие этнической инерции, а ведь инерция – явление физическое. Да и как может иметь место инерция тела, переставшего существовать? Очевидно, в нашем анализе чего-то не хватает. Значит нужно ввести новое понятие, и, забегая вперед, скажем прямо – в природе существует этническое поле, подобное известным электромагнитным, гравитационным и другим полям, но вместе с тем отличающееся от них. Проявляется факт его существования не в индивидуальных реакциях отдельных людей, а в коллективной психологии, воздействующей на персоны». (Лев Н. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли», стр. 367).

В чем же Гумилев видит схожесть этнического поля с известными физическими полями?

«Ныне установлено, что поля находятся в постоянном колебательном движении, с той или иной частотой колебаний…
Говоря о вспышках этногенезов в разных регионах, мы отвергли ритмичность этих явлений не из общефилософских соображений, а просто потому, что гипотеза ритмичности противоречила наблюдениям. Но колебания этнического поля с той или иной частотой можно приравнять ритму, интенсивность которого меняется в течение процесса этногенеза». (Лев Н. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли», стр. 370).

Этническому полю свойствен колебательный процесс, как и всем физическим полям. Именно с колебательным процессом Гумилев связывает способность одних этносов к сотрудничеству и даже слиянию, а других – исключительно к противостоянию.

«Ритмы «полей» китайского и кочевого суперэтносов столь разнились, что дружеский контакт между ними, даже диктуемый политическими соображениями, никогда не бывал прочным и продолжительным. И это не случайно.
При сочетании данного ритма с другими теоретически может возникнуть либо гармония, либо дисгармония. В первом случае происходит этническое слияние, во втором — нарушается ритм одного или обоих полей, что нарушает и их связи и ведет к своего рода аннигиляции». (Лев Н. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли», стр. 373).

А в чем Гумилев видит отличие этнического поля от известных физических полей?

«Поскольку люди входят в биосферу Земли, они не могут избежать воздействия биохимических процессов, влияющих на их подсознание или сферу эмоций. А эмоции в не меньшей степени, чем сознание, толкают людей на поступки, которые интегрируются в этногенные и ландшафтные процессы. В результате возникает пассионарное поколение, утрачивающее инерцию пассионарности из-за сопротивления среды и переходящее к реликтовому состоянию этноландшафтного равновесия, нарушаемому новым пассионарным толчком, т.е. микромутацией». (Лев Н. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли» стр. 368).

К сожалению, нужно признать, что этот вывод Гумилева ошибочен. Да, «эмоции в не меньшей степени, чем сознание, толкают людей на поступки, которые интегрируются в ландшафтные процессы», и только в ландшафтные, а не этногенные. Эмоции свойственны всем высшим животным, которые помогают выжить в этом изменяющемся мире, но этногенные процессы – это следующая ступень в совершенствовании человека, и свойственны только человеку. Утверждение, что эмоции человека тоньше и выше, чем у животных, не более, как проявление ярого антропоцентризма. Процессы, управляемые эмоциями высших животных, так же сложны, как и у человека.

В 1957 году в Туркмении под Ташаузом в песках нашли мальчика. Он жил в стае волков. Как это случилось – никто не знает. Очевидцев разыскать не удалось. Стая волков выдержала целый бой, когда мальчика отбивали. Победа, естественно, осталась за людьми, а стая перестала существовать. Перебили даже тех, которые просто пытались скрыться. Джуму Джумаева, так назвали мальчика, поместили в психиатрическую больницу. Медики определили, что Джума провел в стае волков порядка пяти лет. Первое свое слово Джума произнес в 10 лет, в 17 лет с трудом, но все же можно было с ним изъясняться. Весь медперсонал его жалел, и все очень хорошо к нему относились. Прослышав про казахского Маугли, в больницу нагрянул журналист из столицы. Среди прочих вопросов он спросил Джуму: «Кто тебя больше всех любит?». Журналист предполагал, что Джума назовет кого-нибудь из персонала. И тем неожиданней для него прозвучал ответ Джумы: «Мама-волчица». Думаю, комментарии излишни.

Да, пассионарность, воздействуя на подсознание человека, зачастую проявляется посредством эмоций. Пассионарный импульс, как и любой энергетический импульс, выбирает путь с наименьшим сопротивлением. Однако пассионарность может и должна проявляться посредством сознания, и тому масса примеров в лице пророков и гениев науки. Но чтобы это произошло, человек должен потрудиться. Человек должен подняться на следующую ступень. Он должен всего себя посвятить служению идее, овладевшей им, а не людям.

Этнология Гумилева утверждает, что этническое поле, обладая строго определенной частотой колебаний, способно воздействовать на подсознание людей, творя из разрозненных групп единый неповторимый этнический коллектив. Опыт свидетельствует, что все физические поля так или иначе влияют на организм человека, и влияние это, во-первых, преимущественно негативно, во-вторых, хаотично. И лишь этническое поле способно целенаправленно воздействовать на психику человека, программируя определенным образом его отношение к окружающей действительности, вырабатывая определенный стереотип поведения.

В психологии психика определяется, как продукт и условие сигнального взаимодействия живой системы и среды обитания. Принято считать, что непосредственно для человека психика выступает в виде явлений так называемого субъективного мира человека: ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т.п. Этническое поле Гумилева в эти представления вносит определенные коррективы. Необходимо признать, что субъективный мир человека непосредственно связан с объективным миром не только в виде среды обитания, но и в форме взаимодействия человека и этнического поля. Этническое поле не только снабжает человека энергией (пассионарностью), но и структурирует его психику в полном соответствии с частотой собственных колебаний. Представления о том, что человек абсолютно свободен в своих действиях – сильно преувеличены. Свобода воли человека строго ограничена информационными и энергетическими рамками этнического поля.

Именно из этнического поля человек получает определенную информацию в форме программы, на базе которой и вырабатывает этические нормы поведения. Безусловно, создание адекватных субъективных образов объективного мира обеспечивает совместная работа анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных). Однако психика не исчерпывается процессами получения, переработки и сохранения информации, поступающей от внешнего мира и составляющей основу познавательной деятельности человека, исключительно посредством сознания. Второй ее существенной стороной является регуляция поведения соответственно программам, заложенным в подсознание, как унаследованным, так и благоприобретенным. Не последнее место в поведении человека занимают программы, заложенные в подсознание человека этническим полем.

Неправда ли, от подобных высказываний складывается впечатление, что человек не более, чем робот, марионетка в объятиях этнического поля. К счастью, это не так. Этническое поле, в отличие от всех других физических полей, зависит от коллектива людей (этноса) точно так же, как этнос зависит от этнического поля. Этническая система – это не просто связь источника с приемником, это диалектическое единство, в котором сосуществуют две диалектические противоположности: этническое поле и этнос, обеспечивающие системе развитие, как саморазвитие. Если этническое поле представляет собой энергоинформационную составляющую, то этнос представляет собой биологическую составляющую. Взаимозависимость, обеспечивающая развитие системы реализуется во взаимоистечении: этническое поле истекает пассионарностью в этнос, а этнос истекает биологическим материалом в этническое поле. Однако происходит не только взаимоистечение, параллельно идет процесс взаимозамещения.

Поглощая энергоинформационную составляющую, которой располагает этническое поле, этнос, творя свою структуру на основе этой составляющей, творит свое информационное поле, все более приближаясь к параметрам этнического поля. То же самое происходит и с этническим полем, которое, все более насыщаясь биологическим материалом, приближается к параметрам этноса.

Итак, этническое поле, как предполагает Гумилев, подобно известным физическим полям, но в то же время отличается от них. Отличие это выражается в том, что этническое поле несет в себе не только энергию, но и определенную информацию, под воздействием которой человек строит свою неповторимую идеологию. И уже, опираясь на созданную идеологию, каждый этнос реализует свое неповторимое видение мира: одни в форме мрачных пирамид; другие в виде жизнеутверждающего Афинского Акрополя, служившего и святилищем, и укреплением, и общественным центром; третьи — буддийских пагод; четвертые — христианских храмов; пятые — мусульманских мечетей и т.п. Реализация определенного видения мира и представляет собой процесс строительства структуры данного этноса в полном соответствии со структурой соответствующего этнического поля. Однако прежде, чем человек создаст неповторимую структуру собственного этноса, она должны родиться в голове человека.
Иными словами в природе имеет место сущность (этническое поле), которая способна воздействовать на мозг человека, реконструируя в полном соответствии с этой сущностью мышление человека. Если природное явление способно воздействовать на мозг человека, в результате чего он создает неповторимую структуру собственного видения мира, то почему не признать, что существует природное явление, под воздействием которого сама структура мозга реконструируется таким образом, что животное приобретает способность мыслить? Почему не существовать в природе сущности, под воздействием которой животное, превращаясь в человека, получило способность к мышлению? Если существует этническое поле, посредством которого человек становится этномом, то почему бы ни существовать полю, подобному этническому полю, посредством которого животное становится антропоидом? Это поле можно было бы определить, как антропогенное поле. К логическому обоснованию этого тезиса мы и обратимся в следующей главе.

Александр Чеканов

Вам также может понравиться

2 Комментариев

  1. 1

    «… Теория А. Тойнби более прагматична – на каждый вызов социум отвечал цивилизационным порывом. Но вот аналога гумилевского этнического поля у А. Тойнби нет. В терминах синергетики «этническое поле» – это фактор порядка, организующий этнос в систему. Но ведь у этого поля есть вполне конкретное название – Традиция. Самым парадоксальным образом любая традиция – это не столько хранилище мифов и консервация менталитета, сколько живой поток, приспосабливающийся к ландшафту реальности. Верховья, середина и дельта Волги мало похожи, но это одна река. Образ Волги для понимания сути Традиции хорош и тем, что Волга становится Волгой, только вместе со всеми притоками и всеми притоками притоков – Камой, Окой, Москвой, Уфой. Этносы не возникают из пустоты, они воспринимают и перерабатывают весь предыдущий опыт, отбирают все, что помогает стабилизировать систему. Этносы не существуют в пустоте, они могут образовывать суперэтнические системы, ассимилировать субэтнические группы, интегрировать пришельцев» [Волынский А. Интертрадиционализм и судьба Этносферы // http://www.peoples-rights.info/2010/10/intertradicionalizm-i-sudba-etnosfery/%5D.

  2. 2

    Интересную теорию этногенеза выдвинул выдающийся этнолог Васыль Балушок из Киева. Он считает, что каждый этнос является не произвольным образованием, а обьективно существующей общностью, создавшейся независимо от желания самих людей. Исследования показывают, что этносы выступают социокультурным механизмом приспособления человечества к определённым, на ранних этапах только природным, а далее всё больше социальным условиям существования. Поскольку люди, в отличие от животных, потеряли возможность адаптации к различным природно-географическим нишам, на которые разделена поверхность земного шара, они вынуждены все же приспосабливатья, но уже при помощи чисто человеческого механизма. Таким средством приспособления и выступает этническая культура в единстве всех её компонентов: хозяйства, жилища, одежды, транспортных средств, еды, распорядка дня, форм сотрудничества и сожительства, обрядов и обычаев, фольклора, кодирующихся в языке. Обживая ту или иную природную нишу, люди влияют на неё, изменяют условия существования, вырабатывают традиции взаимодействия с природной средой и сосуществования, которые со временем получают определённую самостоятельность. Так ниша превращается из только природной в природно-социальную. Причём, чем дольше живут в данной местности люди, тем социальный аспект такой ниши набирает больше значимости. Таким способом формируются этногенетические ниши, без наличия которых ни один этнос не может образоваться, и которые и порождают этносы. Природный компонент такой ниши составляют природно-географические условия, в каждом конкретном случае своеобразные, которые в комплексе своих характеристик (рельеф, водный режим, речная система, климат, грунты, растительный и животный мир, роза ветров, температурный режим) составляют определенную целостность, отличную от аналогичных природно-географических комплексов, создавшихся в других, в том числе, соседних, регионах. Как правило, такие территориальные природно-географические комплексы, не обязательно однородные в ландшафтном плане, отделены от соседних аналогичных комплексов более или менее четко выраженными природными образованиями – горами, реками, побережьями морей, границами природных и климатических зон и т.п. Социальная составляющая этногенетической ниши – генетически родственные традиции взаимодействия с природной средой и очеловечивания природы, материального производства, способа жизни, культуры (материальной, духовной, соционормативной, политической), мышления – создаётся на протяжении тысячелетий целым рядом этнических общностей, каждая из которых редко занимает данную территорию полностью, но становится причиной формирования населения, этнически отличного от соседних регионов. Сменяя один другого, народы не исчезали бесследно, а накладывались друг на друга. И каждый предыдущий служил этнической подосновой (субстратом) для следующего, который, как правило, усваивал культурные достижения предшественников, а также вносили какие-то свои дополнения и коррективы в местную этнокультурную традицию, и так вплоть до теперешних наций включительно. Когда это культурное наследие пришельцами усваивается и культурное взаимодействие пришлого и аборигенного населения заканчивается, можно говорить об окончании формирования этногенетической ниши. При этом в этноязыковом плане может победить как аборигенный, так и пришлый элемент (что зависит от конкретных культурно-исторических условий), однако усвоение пришельцами местных культурных достояний, а также большая или меньшая (снова таки в зависимости от конкретных условий) их трансформация и те или другие культурные дополнения со стороны пришельцев являются правилом. Вместе с тем сами эти культурные дополнения пришлого населения определяются местной геосредой и местной культурной традицией. Это верно также в случае смены населения, которая практически никогда не бывает абсолютно полной. Этногенетическая ниша, после того, как она сложилась, детерминирует возникновение у местного населения определенных, именно таких, а не иначе (обусловленных местными, как природными, так и социальными факторами), форм культуры – материальной, духовной, соционормативной, политической, а также особенностей психики. При этом, объединенное единой сетью информационных коммуникаций и имея схожие реалии культуры (не смотря на определенные локальные её варианты, которые, как правило, есть всегда) и особенности психического склада, население со временем осознаёт свою собственную культурную похожесть и единство. Вместе с тем оно осознаёт и отличие своих культурных реалий и ментальности от аналогичных реалий населения соседних ниш-регионов, а следовательно, и свое отличие. Так появляется этническое самосознание [Балушок Василь. Етногенез українців. – Київ: Інститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології ім. М.Т. Рильського НАН України, 2004. – 232 с.; С. 16-24].

Добавить комментарий для Олег Гуцуляк Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>