Этно-религиозность в мире: Ось «Исландия — Литва — Марий-Эл»

Во время Второй мировой войны (1939-1945) войскам союзников противостояла «ось Берлин-Рим-Токио». Позже понятие таких «осей» стало абстракцией, применимой в геополитических построениях. На плоскости карты это условная линия, проведенная от точки к точке (или через другую точку / другие точки). А «ось» — потому что вокруг нее что-то «вертится», происходят события, вторичные по отношению к «оси».

Этно-религиозность — это проявления такой религиозности, которая основывается на этнических «корнях», родстве исповедующих, традиционной передаче. Можно было бы также упомянуть не-экспансивность, если бы этно-религиозность в современном мире не начинала понемногу приобретать характер экспансивности. Это пока чуть заметно.

Этот процесс происходит при прямом участии «белых», преобладающая масса которых такой этно-религиозности оказалась лишена, а какая-то часть решила вернуться «назад к корням». При этом происходит:

•    во-первых, обращение к тем этно-религиозным традициям, которые по сей день живы в мире;
•    во-вторых, «походя» процессом «возвращения» затрагиваются и «не белые» массы;
•    в-третьих, этно-религиозные традиции коренного типа из репрессированных реликтов превращаются в мировых игроков.

Следует признать, что в этих утверждениях пока можно заметить долю преувеличения, но это тенденция, которая, если все сложится удачно, будет раскрываться все больше.

Пока же, чтобы чувствовать себя не этно-религиозным «реликтом», а частью мировой тенденции, полезно иметь опорные представления о ней, выраженные «картографически». «Карта» этно-религиозности («карта» в том числе в прямом смысле) и предлагается данным текстом.

* * *

Вначале касательно европейского пространства (точнее, даже североевразийского).

В Западной Европы центром притяжения для сторонников реновации этно-религиозности выглядит Исландия. Исландская «Асатру» — образец стиля, не зараженный упрощениями типа «викканства» или политической радикализации. Исландцы заявили о себе в 1972 г. — в общем, одновременно с британцами, но Исландия — более подходит на роль современной «Туле», во многом благодаря тому, как там культивируют свое на уровне государства и общества. Все иностранные слова имеют исландские соответствия, под «фактор эльфов» подстраивается организация городского пространства, а газеты публикуют длинные подробные родословные современных исландских деятелей. «Асатру» дало импульс датской языческой церкви, которая в Европе, пожалуй, единственная имеет статус церкви. Исландия — «Мекка» для американских нордиков-язычников.

В Центральной и Восточной Европе такой же центр притяжения — это безусловно Литва. Балтский островок, который подпираем «славянским морем», для этого же «моря» выглядит и центром этно-религиозного притяжения. Для немцев это уже не столь притягательно, для их соседей поляков — притягательно. Российские «родноверы» берут массой, строят «капища» и «святилища», но российские лидеры данного сегмента этот момент с притяжением отлично чуют, хотя и, зная массовую психологию русских, не акцентируют. Что касается Беларуси, то белорусско-литовские отношения в гуманитарной области затмеваются бессмысленными спорами о «Виленщине» и «наследии ВКЛ». Хотя миру эти пронафталиненные споры нисколько не интересны — а миру потенциально интересно как раз то, что беларусы к этому литовскому этно-религиозному центру притяжения наиболее близки. Беларусы — послы балтской литовщины на славянщине. Этот момент в мировом масштабе действительно приобретает свой вес, см. ниже.

Третий «полюс»  — уже внутри самой России. Конечно, речь не о «родноверах». О чем здесь может быть речь, если самые честные и сензитивные из них сами признаются, что их «боги», ты ж понимаешь, или спят, или молчат, или умерли, или… никогда не жили? В общем, не «работают». А что там, в России, в этом смысле «работает?» Третий центр притяжения — это марийцы, марийская этно-религиозность (МТР — марийская традиционная религия), Марий-Эл и прилегающие территории. Марийский случай — уникальный, там сохранилось всё, буквально всё. Марийцы «перекрывают» даже шаманизм Севера России. Неудивительно, что в духовном смысле российские меряне (русские, обращающиеся к своим корням, в первую очередь финским, на территории на северо-восток от Москвы) ориентируются на марийскую религиозную стихию. Будущее — именно за такой конструкцией этно-религиозной палитры на территории теперешней России: марийцы как ядро, меряне как проводники в русскую стихию. Кстати, нельзя не заметить, насколько перекликается эта роль с ролью беларусов в отношении литовцев.

Таким образом, для Севера Евразии в плане этно-религиозности выстраивается ось «Исландия — Литва — Марий-Эл» (Асатру — Ромува — МТР).

* * *

Но, рассматривая в мировом контексте, эта ось не выглядит особенно «сильной». «Асатру» — гуру для не самой распространенной в Северном полушарии субкультуры. То же касается и «Ромувы». Марийская МТР в самом Марий-Эл мощна, но для остальных прилегающих пространств только сейчас понемногу становится ориентиром.

Намного более представительна другая ось этно-религиозности — южнее.

Автор позволяет себе смелость говорит о такой оси, как «Перу — Индия — Япония». Это уже «игроки» уровнем повыше. Потому как они ориентиры не столько для адептов в других странах, сколько для глобалистски мыслящего населения планеты.

«Перуанские шаманы» в среде прогрессивных землян имеют «духовный статус» даже повыше, чем тибетские ламы. Если смотреть на этот южноамериканский регион несколько шире, то нельзя не отметить и племена Амазонии. Это вам не разрушенные африканские цивилизации и не прирученные австралийские аборигены. Южная Америка славится своей напыщенной христианской религиозностью, но именно на этом континенте сохраняются, пожалуй, самые «чистые» формы (касается и шаманов, и амазонских племен).

Всё понятно с Индией. Там все это живо до сих пор и в разных формах. Брахманы по сей день рецитируют Веды. Активно происходит противостояние христианским миссионерам, им зачастую просто рушат новопостроенные церквушки. О «матери Терезе», которая в наших северных культурах стала олицетворять альтруизм, там могут рассказать немало нелицеприятного, и про коррупцию, и про двуличие, и проч. Именно индийцы переняли у основанного в Литве «Мирового (позже — Европейского) конгресса этнических религий» эстафету координации язычников в мире. Американские индийцы притягивают американских белых неоязычников, британские индийцы сотрудничают с британской «Ромувой» — здесь много интересных тенденций и инициатив.

Также не вызывает нареканий место Японии. Страна, где к природе и к предкам относятся согласно наставлениям синтоизма — японской религии. «Вторая половина японца» — буддизм, но культивированию древних святых места и предков это не мешает. Синтоизм ориентирован исключительно на внутреннее потребление, он минимально экспансивен. Но самим своим существованием и сильной позицией внутри Японии синтоизм сам по себе является фактором, на который в мире обращают внимание. Ведь что, как не обращение к родным богам и предкам, помогло разгромленной в 1945-м Японии стать флагманом мировой технической мысли?

* * *

Таким образом «карта язычества в мире» выглядит как две выделенные «оси». Речь, как видим, не столько об «очагах», где еще «теплится» огонек древних типов религиозности, сколько о сетке с опорными точками.

Индийцы склонны к экспансии (их в стране слишком много, чтобы они не стремились вовне). Перуанские шаманы притягивают белых паломников и учат их своему миропониманию. Японцы, как цветущая сакура, обращают на себя внимание и заставляют с собой считаться. Также, три европейские «точки притяжения» если играют в этом глобальном процессе не самую ведущую роль, то и занимают далеко не самое последнее место.

Вот с такой ситуацией и стоит себя соотносить и сонастраивать сторонникам этно-религиозности. Полезно видеть свое место в общей картине. Быть сторонником этно-религиозности в современном мире — совсем не значит прятаться в рубахи и срубы да убегать от «ядовитой современности». Всё в процессе, всё в динамике, есть союзники, и даже, хорошо присмотревшись, есть глобальные цели такого этно-религиозного движа.

Ales Mikus. Специально для Merjamaa

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>