Становление этнофутуризма необходимо видеть в русле обращения народов к своим культурным корням на фоне глобального доминирования культуры технократического общества. Его онтологическая проблематика состоит в поиске выхода из кризиса не только отдельного этноса, но и из кризиса собственного российского народа. Прошедшее столетие в этнической истории многих народов России было глобальным актом рефлексии и самообретения, поиском собственной культурной парадигмы.
Искусство, будучи своеобразным «зеркалом культуры» живо откликается на любые изменения в жизни общества, а когда на художественной территории возникают и прорастают новые идеалы, культуротворческие возможности искусства проявляются в полной мере, поскольку оно способно генерировать новые ценности, которые проникают в иные сферы культуры, переориентируя общественную психологию. «Искусство есть нынче важный фактор спасения человечества; художник – проповедник будущего; его проповедь… в выражении своего внутреннего «Я»; он сам – роковой символ того, что нас ждет впереди»,- эти слова Андрея Белого, написанные столетие назад, сегодня не теряют своей актуальности.
Развивая этнические процессы в конструктивном творческом русле, этнофутуризм оказывается в этом смысле содержательной и уникальной практикой. Это направление дает чрезвычайную свободу для творческих поисков в искусстве, поскольку строится на синтезе архаичного, аутентичного этнического материала и современных академических, и неоакадемических форм культуры. Таким образом, этнофутуризм становится не только способом выживания национальных культур, в современных условиях, но и реальной площадкой диалога культур, поликультурной основой и сферой реализации толерантности.
Первое появление термина «этнофутуризм» произошло на конференции в Тарту в 1994 г. Эстонские литераторы инициировали развитие этнофутуристического направления в современной финно-угорской культуре как форму национального самоопределения эстонского народа. Марья Иярл-Лыхмус, Каукси Юлле, Андре Хейнапуу, Свен Кивисильдник к началу работы конференции подготовили материал, получивший в дальнейшем название «манифест» «Этнофутуризм: образ мышления и альтернатива на будущие», в котором обозначили четыре условия, при которых может развиваться современная финно-угорская культура:
1. Возможность развиваться в контексте более чем одной высокоразвитой культуры;
2. Исчезновение канонизированности в современной высокоразвитой культуре позволяет исходить из традиции и творчески ее развивать;
3. Этническое своеобразие находит в масштабе всего мира поддержку как в массовой, так и элитарной культуре;
4. Распространяющаяся экологическая философия является древним мировоззрением финно-угров.
Высвеченная «высокоразвитая» финно-угорская культура, по мнению авторов «манифеста» становилась не только первопреемником этнокультурных основ развития культуры, а затем и образования, но и принципов экологичности древней философии финно-угров, ибо существования основанного на «эко-календарном» принципе русского народного искусства, «высокоразвитой» русской культуры, якобы не существовало.
Заложенная в «манифесте» мысль получила широкое распространение в финно-угорском мире на территории России, сначала, как некая форма «неоязычества», а уже гораздо позже, и благодаря деятельности, прежде всего ведущих российских педагогов и ученых, как принципы диалога культур и толерантности. «Неоязычество» активно существует и по сей день, заполняя пустоты геополитических кодексов.
Выдвинутая эстонскими литераторами диалогема «этнофутуризма», в России сегодня воспринимается как искра, возникающая внутри культуры при соприкосновении двух полюсов ее сущности. Этими полюсами являются, с одной стороны, наиболее присущие и наиболее свойственные народу представления – «традиции», с другой — самые новые, самые модернистические проявления мировой культуры, активно трактующиеся как «современное» или «концептуальное» искусство. Однако диалогема «этнофутуризм» содержит более глубокое сущностное содержание и неоднократно проявлялась в творчестве многих выдающихся русских художников прошлого столетия (В.Васнецов, И.Билибин, А.Лентулов, К.Петров-Водкин, В. Игошев и т.д.).
Этнофутуризм как культурное явление активно проявилось и в изобразительном искусстве, театре, и в музыке. За последнее десятилетие состоялись многочисленные выставки, семинары, конференции, посвященные проблемам этнофутуризма («Ugrikultur», музей Аксели Гален-Каллела, Хельсинки, 2000 г.; Сибирский музыкальный фестиваль «Живая вода», Новосибирск, 2002 г.; Фестиваль «Камва», Пермь и т.д.). Ижевск считается неофициальной столицей этнофутуризма в России. Однако все «слово» и «творчество» излияния воспринимаются как «новая форма сценической презентации народной культуры, адаптированной для современного зрителя» (Н.Шостина).
В Югре уже четыре года существует и активно работает творческая группа художников, поэтов и музыкантов «Торум» (Торум – бог неба (манс., сканд,); Торум…, Тор…, Шторм…). Проведено множество различных проектов: «Югорские огни», «Югра – большое гнездо», «Под куполом «Торума». Одним из наиболее интересных стал этнофутуристический, образовательный, передвижной фестиваль – перфоманс «Три напева о России и Югре», удостоенный гранта Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Фестиваль, включающий в себя перфомансы подиум-показов, фольклорных и театральных действий, с большим успехом прошли в Галерее «Союза художников России» (г.Москва), Сургутском художественном музее, Музее изобразительных искусств города Когалыма, Окружном Центре народных художественных промыслов и ремесел. Проекты содержательно ориентированны на функцию образования средствами культуры, показали необходимость расширять диалогемные представления об «этнофутуризме» — как о системе поликультурного содержания народного искусства и его влиянии на психологические представления российского человека, как обитателя поликультурного пространства. Именно поэтому возникла необходимость создания «нового манифеста этнофутуризма», который вписывался бы в новые реалии культурного существования и развития нашего общества. Причем этнокультурный образовательный аспект занимает здесь не второстепенное, а скорее всего главное место.
«ЭТНОФУТУРИЗМ» воспринимается нами как вторая жизнь этнокультуры, вторая жизнь народного искусства.
«Манифест этнофутуризма»
(приглашение к дискуссии)
«Искусство всегда на два шага впереди того, что происходит в реальной жизни».
Этнофутуризм – процесс духовного возрождения народа
как диалогема для разных культур и духовных инициатив
— практического и научно-проектного толка.
1. В отличие от сюрреалистов (С.Дали, Андре Бретон) мы признаем все виды и направления в искусстве, в особенности сохранившееся практически только в России академическое и неоакадемическое образование, позволяющее существовать реалистическим формам.
2. В период дикого капитализма в России и отсутствия национальной доктрины в области образования, культуры и искусства обращение к традиционному «Я» своего народа и видению этого «Я» в будущем развитии культурного, гражданского общества – важную роль в искусстве должен занимать – Этнофутуризм.
3. Этнофутуризм не связан с неоязычеством, а вобрал в себя все то новое, что есть поликультурного в искусстве, поликультурности общества – сохраненный и развиваемый духовный, нравственный и эстетический опыт России.
4. Русская береза, как знак и образ – символ этнофутуризма, российская женщина, в образах искусства, знаках народного искусства – «Торум» этнофутуризма.
5. Российский герой, богатырь – знак этнофутуризма.
6. По России прокатилась целая волна этнофутуристических выставок, фестивалей, что говорит о нарастании этнофутуристического движения.
7. Российская культура, в отличие от практически утраченных культур глобализированного мира еще жива, ее нужно сохранять через поддержку народного искусства, развитие центров ремесел, академическую школу живописи, рисунка и скульптуры.
8. Академизм жив, этнофутуризм это лишь новое представление художника о своем месте в искусстве, культуре своего народа.
9. Медиатехника никогда не заменит яркую мысль творца, художника.
10. «Этно «Я» — символ российского многонационального государства.
11. «Этно «Мы» — будущее России.
12. Движение этнофутуризма по миру – символ осмысления культурного «Я» любого творца.
ТВОРИ… ТВОРЕНИЯ… ТВОРЕЦ…!
Виктор Банников
Хм, прикольно читать свои тексты под чужим именем. ))))))))))))))))))
Так, господа компиляторы, когда списываете из чужой работы, так хоть внимательно ее читайте! =) Термин «этнофутуризм» впервые употребил Мартин Синиярв в конце 1980-х годов.
Автор монографии «Этнофутуризм как явление культуры» Эльвира Колчева
Прочитала теперь тезисы Виктора.
— Сальвадор Дали не отрицал академического языка, а прекрасно его использовал для показа своей сверхреальности.
— Этнофутуризм СВЯЗАН с неоязычеством, потому что в основе и того, и другого лежит обращение к мифологическому типу мировосприятия, этнофутуризм как культурное явление лежит в русле неомифологизма, одного из главнейших векторов развития ментальных процессов культуры, начиная с XIX века.
— «8. Академизм жив, этнофутуризм это лишь новое представление художника о своем месте в искусстве, культуре своего народа.»
А разве этнофутуризм посягал на академизм? )))))))
— Ну, и наконец, автору надо уточнить название — «Манифест русского этнофутуризма», уж, коли, в тексте предлагаются в качестве универсальных символов — русская березка. ))
Виктор, у меня в тексте было сказано: «…дает чрезвычайную свободу для творческих поисков в искусстве, поскольку строится на синтезе архаичного, аутентичного этнического материала и современных академических, и НЕАКАДЕМИЧЕСКИХ форм культуры»!!!
Ну, откуда вы взяли про «неоакадемических»?!