В то время как все предыдущие дипломатические и политические усилия по достижению мира в Афганистане остаются безрезультатными, правительство страны выступило с новой инициативой в этом направлении. В афганской столице прошла первая конференция «Кабульский процесс» с участием представителей 27 государств и международных организаций. Президент Афганистана, выступая на открытии конференции, обозначил цель мероприятия как «объединение мира в борьбе с терроризмом».
Одним из важнейших результатов конференции стало то, что Афганистан способен провести важное международное мероприятие в условиях серьезных угроз в сфере безопасности. Кроме того, Кабул смог заручиться поддержкой стран региона, Евросоюза и Америки в деле достижения спокойствия и безопасности, в вопросе борьбы с терроризмом. В заключительном коммюнике конференции ее участники также заявили о намерении провести еще ряд конференций.
Конференция состоялась даже несмотря на то, что после недавних террористических атак в Кабуле возросли внутренние политические противоречия, а региональное и мировое единство по Афганистану и государственном устройству в стране на грани развала. Возникает вопрос, какие цели преследует правительство Афганистана при наличии этих двух больших проблем, проводя конференцию?
Начало новых политических инициатив
Политические усилия правительства Афганистана по обеспечению мира и спокойствия путем переговоров и компромиссов в течение прошлого года были приостановлены. Инициативы правительства при координации с Пакистаном встали после трагических событий в Кабуле. Высший совет мира Афганистана, который является единственным уполномоченным органом для ведения мирных переговоров с талибами, несмотря на активность и доверие, потерял свой авторитет.
Последние попытки обсудить пути установления мира и безопасности в Афганистане были осуществлены в Москве в течение нескольких консультативных раундов, однако правительство Афганистана по политическим причинам не уделило им внимания.
Проведение первой конференции «Кабульский процесс» для правительства в первую очередь стало возобновлением политических процессов по мирному урегулированию, которые по различным причинам, в том числе и из-за разногласий между руководством Афганистана и Пакистана были прерваны.
Правительству Афганистана не удалось обеспечить безопасность граждан и предотвратить террористические атаки в столице и крупных городах, организованные «Талибаном» нападения на провинциальные уезды, а также роста террористической активности ИГ и деятельности в стране более 20-ти террористических группировок.
Распространение угроз, с одной стороны, усиливает беспокойство народа и, с другой стороны, ставит под вопрос будущее правительства национального единства.
Власти, понимая, что победа над террористическими группировками путём войны стала невыполнимой задачей, предприняли очередную попытку при помощи политических инструментов убедить «Талибан» прекратить боевые действия, привлекая в этом вопросе к сотрудничеству страны региона и ключевых международных партнёров.
Таким образом, основным лейтмотивом правительства Афганистана в «Кабульском процессе» стало возобновление политических инициатив, которые были приостановлены уже более года назад.
Формирование всеобъемлющего политического фронта
Инициативы Афганистана по мирному урегулированию за прошедшее десятилетие носили самый разнообразный характер.
Правительство Афганистана участвовало во всех процессах, переговорах и программах, целью которых было мирное урегулирование в Афганистане.
Среди этих различных инициатив, которые будучи ориентированы на мир и стабильность в Афганистане тем не менее затрудняли мирный процесс, можно назвать трёхсторонние переговоры (Афганистан, Пакистан и Турция; Афганистан, Пакистан и Великобритания), двусторонние и многократные переговоры (Афганистан и Пакистан), различные переговоры в Катаре и других арабских странах, встреча в Урумчи, Пагуоше, четырёхстороннее сотрудничество, процесс «Сердце Азии», а также конференция в Москве.
Отличительной особенностью «Кабульского процесса» от остальных миротворческих мероприятий стало начало формирования правительством широкого фронта направленных на мирное урегулирование инициатив и политических переговоров.
Список приглашённых стран, включавший 24 страны и 3 важные международные организации, показывает, что Афганистан намеревался собрать соседние страны, страны региона, исламские страны, ключевых международных союзников и международные организации под одним большим политическим зонтом. Это стремление в свою очередь было сопряжено, с одной стороны, с трудностями и разногласиями, которые могут возникнуть в мирных инициативах, а с другой стороны, с созданием этого всеохватывающего миротворческого фронта можно заручиться практическими и всеобъемлющими обязательствами в рамках мира и безопасности Афганистана.
Давление на Пакистан
Власти Афганистана в тоже время были и остаются убеждёнными в том, что «Талибан» ведёт против правительства бесконечную войну, опираясь на финансовую, политическую и военную помощь Пакистана.
Предоставив убежище представителями верхушки «Талибана», а также другим террористическим группировкам, таким как, например, «аль-Каида», поддерживая религиозные образовательные центры в Зоне племён, Пакистан остается главным пособником и покровителем «Талибана» при проведении как прямых вооруженных столкновений так и террористической деятельности.
С точки зрения властей Афганистана, без официальной поддержки правительством Пакистана, талибы не способны бороться с силами безопасности Афганистана.
Таким образом, правительство Афганистана считает, что обеспечение мира и окончание войны в Афганистане зависит от сотрудничества с Пакистаном. В политических кругах Афганистана также главенствует мнение о необходимости сотрудничества с Пакистаном в интересах мира и безопасности.
22 поездки бывшего президента Хамида Карзая для переговоров и поездки высокопоставленных чиновников правительства национального единства в центры вооруженных сил Пакистана свидетельствуют о том, что с точки зрения афганцев решение для мира и безопасности находится в руках Пакистана.
Но, после продолжающихся на протяжении нескольких лет инициатив со стороны Афганистана, Пакистан по-прежнему продолжает политику двойных стандартов (поддерживать правительство на уровне заявлений и поддерживать «Талибан»).
Правительство Афганистана за последние два года ослабило свои дипломатические связи с этой страной, снизив планку с высокого до наиболее возможного низкого уровня и воздерживалось от двусторонних визитов высокопоставленных лиц между странами.
За последние два года правительство Афганистана придерживалось нового подхода, отличавшегося от подхода за прошедшее десятилетие, постаралось ослабить влияние Пакистана в Афганистане, снизив экономические, торговые, дипломатические и политические связи.
Акцент афганских властей на росте и налаживании торговых отношений со странами Средней Азии, присоединение к проекту «Чахбехар» в Иране, запуск железной дороги из Китая и Туркмении привели к тому, что геополитическое и экономическое влияние Пакистана на Афганистан снизилось, и эта страна, в силу зависимости от рынка Афганистана и предпринимателей малого и среднего бизнеса, оказалась под давлением.
Но этого оказалось недостаточно, факт в том, что Афганистан не способен в одиночку противостоять Пакистану и оказывать на него давление.
Так, наряду с охлаждением отношений между Афганистаном и Пакистаном, для большего давления на Пакистан в качестве страны, поддерживающей терроризм, Кабул использует свои дружеские и политические связи со странами региона и ключевыми союзниками, такими как, Евросоюз и США.
«Кабульский процесс» для Афганистана стал политической возможностью усилить согласованное давление на Пакистан со стороны союзников после создания всеохватывающего миротворческого фронта.
По мнению Кабула, настоящий мир будет возможен тогда, когда диалог с пакистанцами принесет плоды, и Исламабад поддержит мир в Афганистане. Таким образом, правительство Афганистана с началом «Кабульского процесса» на первом этапе попытается принудить Пакистан к сотрудничеству при помощи общей политической инициативы.
На втором этапе, если Пакистан не возьмет на себя в этой связи реальных обязательств, то окажется под ещё большим давлением со стороны стран региона и ключевых союзников Афганистана.
Правительство Афганистана пытается заручиться большей поддержкой мирового сообщества через такие конференции, как, например, конференция в Брюсселе, Варшавская конференция, Мюнхенская конференция по безопасности, Шанхайская конференция, а также процесс «Сердце Азии». Кабул всеми силами стремится усилить политическое давление на Пакистан и принудить Исламабад сменить практику поддержки терроризма.
Другой основной целью Кабульского процесса является создание связи между странами региона и мира для установления стабильности в Афганистане. В этом случае, Кабул непременно будет искать ключ к миру через этот процесс и координацию единым всеобъемлющим фронтом.
Обеспокоенность инициативами Москвы
В то время как цели «Кабульского процесса» остаются пока на бумаге, вероятность очередной неудачи последних политических попыток обеспечить мир и стабильность в Афганистане высока. До сих пор нет уверенности в том, что с помощью «Кабульского процесса» будет достигнут результат, который приведет к прекращению войны в Афганистане.
Однако в этих условиях, правительство Афганистана выразило обеспокоенность инициативами России и некоторых других стран региона в вопросе урегулирования ситуации в стране. По мнению Афганистана, Россия и другие страны региона, например, Пакистан и Иран вышли из Всемирной коалиции по государственному образованию и решительной поддержки афганского правительства и по многочисленным причинам стремятся к формированию нового политического процесса в Афганистане. Причиной озабоченности правительства Афганистана стала конференция в Москве, которая состоялась после публикации сообщений о вероятности непосредственных отношений России с «Талибаном».
Несмотря на то, что на последней конференции в Москве присутствовал представитель Афганистана, общение с главой МИДа показало, что у него нет желания признавать и поддерживать такой формат процесса мирных переговоров. Соединенные Штаты, которые отказались от участия в этой конференции, тем самым продемонстрировали, что роль ключевого союзника Афганистана остается за ними, и что они также озабочены проведением конференции в Москве. В свою очередь, Россия признала, что «связи с «Талибаном» поддерживаются исключительно в рамках обеспечения безопасности своих граждан в Афганистане.
Однако, проведя конференцию, Москва показала, что она не так безучастна как казалось на протяжении последних 15-ти лет, а активно вовлечена в проблемы Афганистана по причине угроз безопасности, вызванных присутствием ИГ на границах СНГ.
Для Кабула, который, мягко говоря, не приветствовал инициативы Москвы, еще одной важной целью «Кабульского процесса» стало признание нелегитимности действий российской стороны и отвлечение внимания от конференции в Москве. С точки зрения Кабула, конференция в Москве не стала открытым процессом по обеспечению мира, а представляет собой политическую инициативу на определенном этапе для признания «Талибана» как политической силы. Таким образом, принятие московских консультаций в качестве единственного политического миротворческого процесса для Афганистана и региона несет в себе большой риск с политической точки зрения.
Союзники Афганистана, поддерживая «Кабульский процесс», стремятся к тому, чтобы оказать влияние на Москву и политические инициативы такого рода со стороны России, а также стремятся сохранить контроль за политическими инициативами Кабула и его основных союзников. По этой же причине участие международных союзников Афганистана в этой конференции было значительным, и «Кабульский процесс» приветствовался ими гораздо больше, чем другими странами региона. Кабул и его международные союзники стремятся к тому, чтобы привлечь внимание к «Кабульскому процессу» и заручиться широкой поддержкой, а также остановить московский политический процесс.
Вывод: продолжение «Кабульского процесса» среди нарастающих внутренних и внешних противоречий
«Кабульский процесс», первая встреча которого прошла 6 июня 2017 в Кабуле, преследует высокие цели, и основную опору этому процессу составляет поддержка со стороны ключевых союзников Афганистана, таких как ООН, НАТО, ЕС, США, Великобритания, Франция, Канада, Австралия, Япония и ряд других стран региона. Принимая во внимание цели, которые преследует правительство Афганистана посредством «Кабульского процесса», перед этой конференцией стоят немалые вызовы.
Первый вызов – нарастающий внутренний конфликт. В то время как правительство Афганистана готовится к проведению первого заседания Кабульского процесса, политическое противостояние политических и национальных групп достигло пика. За день до проведения мероприятия министр иностранных дел Афганистана потребовал отставки советника национальной безопасности, президента, а также чиновников органов безопасности. Тысячи человек в Кабуле, а также жители других провинций выразили протест против неудачи правительства в вопросе обеспечения безопасности.
Разделение власти на основе национальной принадлежности, а также внутренние противостояния усилились. В результате министр иностранных дел Афганистана отказался принимать участие в июльской конференции, конфликт на высшем уровне до сих пор не разрешен.
В это же время «Талибан» и другие террористические группировки, такие как ИГ, усилили военное давление на правительство, проведя масштабные террористические атаки и усилив прямые вооруженные столкновения. В таких условиях власть помимо внутренних политических противоречий столкнулась с небывалым вызовом со стороны террористических группировок.
С другой стороны, взаимозависимость и единство всех стран региона и международного сообщества в последние годы дало трещину, отсутствует единая фактическая стратегия для укрепления правительства в качестве единой легитимной власти в Афганистане. Внешние политические инициативы и реальность войны внутри Афганистана постепенно размывают единство центрального правительства. Возможно различия во взглядах и интересах соседних стран, стран региона и мира не позволит достигнуть мира и безопасности в ближайшее время, несмотря на кажущееся удачное проведение Кабульской конференции.
Заки Дарьяби,
издатель и главный редактор кабульского ежедневника Etilaatroz
Центр Льва Гумилёва в Афганистане