Два года назад в Париже было создано Движение евразийцев-народников. За два года Движение по защите прав народов наварило особый «идеологический бульон» и достигло некоторых успехов в презентации идеологии обновлённого Евразийства.
Промежуточные итоги деятельности Движения подводит евразиец-народник Алексей Ильинов (Россия, г. Воронеж), заместитель главного редактора интертрадиционал-евразийского портала «МЕЗОЕВРАЗИЯ».
Чем для Вас привлекательно Движение по защите прав народов? Чем отличается от иных общественных, политических и культурных инициатив? Что ДЗПН для Вас?
Прежде всего я хочу поблагодарить Движение по защите прав народов за приглашение принять участие в его работе. Без сомнения, что его появление было отнюдь не случайным, ибо давно уже назрела необходимость внимательного, умного и ответственного диалога с народами Евразии, о которых наши соотечественники имеют, если уж быть совсем честным, весьма смутное, а то и полностью искажённое, представление. Особенно важно отметить то, что Движение отважилось на качественную и творческую «перезагрузку» современного евразийства и сделало его по-настоящему открытым, пластичным и гармоничным мировоззрением без какого-либо напыщенно-пафосного «элитаризма» с явно нигилистическими чертами. Я бы сказал, что обновлённое евразийство окончательно спустилось, наконец, с заоблачных интеллектуальных высот на несовершенную твердь земную и обратилось к вполне земным проблемам. Я признателен Движению по защите прав народов за то, что оно не только заново переоткрыло евразийскую философию и мировоззрение, но и за то, что именно евразийцы-народники, пока ещё немногочисленные, стали самоотверженно налаживать мосты взаимопонимания, дружбы и братства между народами Евразии и всей Земли.
Движение пытается сформировать синтетическую идеологию, сплав принципов имперской легитимности и народной справедливости: евразийство-народничество, имперский анархизм, эсер-евразийство, скифский социал-монархизм, новое областничество. Так чего мы достигли в этом направлении? Виден ли контур новой «золотой идеологии» или главные поиски ещё предстоят?
Динамическая и яркая синтез-идеология евразийцев-народников, как мне представляется, всегда будет пребывать в становлении и постоянно обновляться, ибо такова её, если угодно, «природа». Самый главный её плюс — это, конечно же, отсутствие неких «непогрешимых» фолиантов с рецептами обязательных к исполнению «ритуалов». Сама идея Небесной Евразии (перекликающаяся, рискну предположить, с Сальватеррой русского анархо-мистика и поэта Даниила Андреева) предполагает некую, образно говоря, «крылатость», что, впрочем, исключает и чрезмерную всеядность. Особо примечательно, что обновлённое евразийство обратило внимание на идею ноосферы, озвученную некогда Эдуардом Леруа, Владимиром Вернадским и Пьером Тейяром де Шарденом. Идея эта, к прискорбию, превратилась со временем в объект совсем уж дурных спекуляций и самых невероятных, далёких от строгой научности, трактовок. В контексте же евразийства, особенно в классических работах Льва Николаевича Гумилёва, идеи ноосферы и ноосферогенеза обретают совсем иное, намного более адекватное, прочтение — соборное и подлинное гуманистическое. Устоявшееся ныне мнение, что Евразия — это, как будто, исключительно грозная, бряцающая оружием, имперская машина, евразийство-народничество опровергает, ибо для него Евразия — это невообразимой красоты Храм, многосложный Мир Миров и, поистине, целая Ойкумена.
Евразийцы сознательно размежевались с «правыми»: консерваторми-унификаторами, дугинским неофашизмом. ДЗПН организовало закрытие Движения против нелегальной миграции и провозгласило себя антифашистским сообществом. Какое «красное» будущее у нашего Движения? И «левая» ли мы организация?
Нет ничего удивительного в «левом» и «антифашистском» («традиционал-антифашистском») повороте евразийства, ибо в сегодняшних условиях насильно и неумно навязываемой «консервации» это самая честная и самая человечная позиция. Однако антифашизм евразийцев-народников совсем иного характера. Это антифашизм метаполитический, культурный и даже цивилизационный.
И потому он качественно отличается от популярного ныне западного антифашизма, который, нужно это признать, всё-таки поражён рядом пороков европейской, а ещё точнее — пост-европейской, цивилизации. Евразийский антифашизм, в первую очередь, сконцентрирован на Человеке с большой буквы, но только не как потребителе и «социальном животном», но как творении Божьем — светоносном и космическом. Евразиец-антифашист не развязывает те или иные геополитические битвы, где непременно есть Абсолютный Враг, но сражается за право на свободу и за честь каждого жителя планеты Земля. Он, по словам ранних Стругацких из актуальнейшего и в наши дни романа «Трудно быть богом», стремится всегда и при любых обстоятельствах оставаться «коммунаром», но никак не «благородным подонком». Левый Путь евразийства-народничества — быть в авангарде сверхновой Теологии Освобождения. Евразиец-народник, евразиец-антифашист, евразиец-коммунар — отважный рыцарь-защитник и зодчий небывалого Уранополиса — Града Неба и Любви, коему покровительствует прекраснейшая богиня Афродита Урания.
Чем должно заниматься Движение сегодня? Кто наш социальный класс, народ? На какие страны и регионы мы должны обратить внимания?Какого типа акции мы должны осуществлять: просветительская деятельность, флэш-мобы, сетевые войны, поиски сакральной географии? Каким Движение должно быть: сетевым, революционным «прямого действия», общественно-культурным?
На данном этапе деятельность Движения по защите прав народов должна быть, разумеется, направлена на развитие и укрепление добрососедских и дружеских отношений между народами Евразии. Это вполне очевидная и первоочередная задача. Огромная беда нашей современности — это чрезмерная общественная атомарность и разрозненность. Нынешнее российское молодое поколение фактически не владеет внятной информацией о множестве народов, кои проживают на территории России и, в целом, всего континента. Но зато в молодое сознание (уж не намеренно ли?) внедрены чудовищные оскорбительные стереотипы, которые напрямую унижают представителей тех или иных национальностей. Отсутствие грамотного и, главное, умного просвещения в области народознания приносит совсем нерадостные плоды. Этот пробел необходимо как-то устранить. И, будем на то надеяться, эта задача по плечу евразийцам-народникам. Также нужно проводить как можно больше слётов, съездов и совместных мероприятий, где представители разных народов могли бы свободно общаться между собой и налаживать дружественные взаимоотношения.
Необходимо вернуть незаслуженно забытые ныне международные Фестивали Молодёжи и Студентов, которые были некогда визитной карточкой Советского Союза. Мы снова должны учиться общаться и понимать друг друга, ибо это не так уж и сложно. Предстоит колоссальная работа — просветительская, издательская (нужны газеты, книги, журналы, CD и DVD!), организационная. Так, например, что мы знаем о литературе Калмыкии, Татарстана, Эвенкии или Бурятии начала 2010-х годов? Какие там есть авторы, какие издаются книги и журналы? А вот организация большой выставки-фестиваля евразийской книги с непременным участием авторов могла бы решить эту проблему. В свете недавней трагедии в Норвегии особое внимание должно быть уделено Европе, где ранее проводимая политика мультикультурализма потерпела крах и породила всплеск радикальных этнонационалистических настроений. Необходим новейший формат межнациональных взаимоотношений европейских народов, который учитывал бы как права коренных народов, так и тех, кого принято именовать иммигрантами. Всевозможные мечты о тотальном «европейском халифате» или же «европейском рейхе» под подновлённым неонацистскими знамёнами несут только горе и страдание народам Европы. Европу нужно сохранить во что бы то ни стало, но при этом должно не допустить её превращения в полигон для нечистоплотных игрищ чересчур «мечтательных» теоретиков и политиканов.
Как соблюдаются права народов на идентичность, культуру, экологию в вашей стране, регионе? Есть ли подвижки в этом вопросе?
Наш Центр Востока и Запада «Мезоевразия», сайт которого я редактирую вместе с украинским философом и культурологом Олегом Гуцуляком, не так давно подружился с писателем, оригинальным философом, экологом и общественным деятелем из Карелии Андреем Козловичем. Возглавляемая им экологическая организация «Аристон» занимается острейшими проблемами в северо-западном регионе, что, само собой, сильно не нравится местным чиновникам. Андрей объединил вокруг себя энтузиастов-романтиков, которых можно, наверное, сравнить с рыцарским братством. Карельские экологи ведут борьбу с бездушием и казёнщиной тех, кто, как будто, должен всячески, не покладая рук своих, заботиться о здоровье и благополучии граждан. В моём родном городе Воронеже, а также в области существуют национальные общины, которые входят в Ассамблею народов Воронежской области. На сайте Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России» о ней сообщается следующее: «Воронежское региональное отделение создано в 1999 году. Председатель Совета Рудаков Сергей Иванович — депутат Воронежской областной Думы четырех созывов, координатор фракции КПРФ, секретарь Воронежского областного комитета КПРФ, вице-президент Воронежской областной федерации шахмат и тенниса, доктор философских наук, профессор философии Воронежского государственного университета, член Совета Ассамблеи народов России. Она объединяет большинство национальных общин области, в том числе, среднеазиатскую, украинскую, корейскую, новое общественное русское движение и др. Ее отделения созданы и работают в 11 районах области» . Больше десяти лет назад я принимал участие в составлении справочника общественных организаций города Воронежа.
По ходу работы мне удалось пообщаться с представителем азербайджанской общины и лидером землячества африканских студентов. Мы говорили об интереснейшей и богатой событиями истории их объединений, а также затронули и больной вопрос местного бритоголового экстремизма. Лидер африканских студентов был крайне огорчён, что в Воронеже, куда годами приезжали учиться юноши и девушки из Африки, вдруг стали возможны всплески агрессии на расовой почве. И, тем не менее, в нашем Воронежском Государственном Университете, насколько мне известно, проводятся мероприятия с участием студентов разных национальностей — КВН, студенческие «вёсны». Кроме того в Воронеже периодически проводятся дни национальных общин. Я был приглашён на праздник еврейской книги в наш воронежский Дом Актёра. Это было очень красочное и яркое мероприятие с выставкой уникальных книжных изданий и превосходной концертной программой.
Чем может конкретно помочь Движение в отстаивании прав народов на вашей территории и шире в России, СНГ, Евросоюзе? Какие программы можно было бы запустить?
В самую первую очередь нужны этнопросветительские и этнопедагогические программы, направленные на подрастающее поколение, наиболее уязвимое для разного рода словоохотливых «горе-идеологов». Жизненно необходимы, как я уже отмечал выше, всевозможные слёты и фестивали (не только в реальном времени, но и в виртуальном пространстве), где будет возможен добрый и конструктивный диалог. Любознательность и живой интерес друг к другу могут сотворить настоящее чудо. Помимо этого необходимы серьёзные аналитические, экспертные центры и творческие лаборатории, где разрабатывались бы и тестировались программы межнационального и межрелигиозного взаимодействия. В принципе, Движение по защите прав народов всё это уже практически реализовывает. И этот вектор его деятельности можно с полной уверенностью считать успешным. Есть диалог, есть взаимная отдача, есть совместные проекты, где находится место для всех неравнодушных. Взаимопонимание, взаимоуважение и свободное беспрепятственное общение — вот залог гомонойи — всечеловеческого равенства в разуме.
Как евразийцы-народники относятся к росту апокалиптических настроений в России и во всём мире? Что можно противопоставить всё более нарастающему пессимизму, когда всё чаще стали раздаваться голоса о неотвратимости погибели?
Рискну ответить на сей вопрос. Хотя ответ мой явно не лишён некоторой «наивности». Ноосфера Земли ныне чрезвычайно загрязнена и потому она отравляет человеческий разум, который ощущает себя в узником в беспросветной темнице. Ну а сон разума, согласно известному выражению, порождает чудовищ. Необходимо активное оздоровление ноосферы, что, вполне вероятно, повлечёт за собой значительные перемены в социуме и, шире, морально-нравственной атмосфере. Человек, пленённый «хищными вещами века», должен непременно освободиться от сих оков и обрести лёгкие и свободные крылья. Нужна Мечта, проявляющая во мраке ослепительные миры.