Евразийская скребница

«Поскреби русского – отышещь татарина», – гласит «бородатая» поговорка. Если скрести еще тщательнее, обнаружишь финна. А если снимать слой за слоем, чтобы обнажилось древнее, изначально сущее…

Русская сказка повествует о приключениях Ивана-царевича, ходившего в три царства – Золотое, Серебряное и Медное и приведшего оттуда невест себе и старшим братьям. И мы отправимся в виртуальное путешествие, снимая слой за слоем, чтобы взору нашему предстали картины древних времен.

Золото: «Да, скифы мы»

Дон-дон, — кажется, что звенит тетива. Дон, Донец, Днепр, Дунай. Дон – река в иранских языках. Переходят вброд, переплывают широкие реки отважные всадники, двигаясь с востока на запад. Скифы – наши предтечи, чей золотой век воспет поэтами века серебряного – Бальмонтом, Брюсовым, Блоком. Откуда взялся звериный стиль в каменном узорочье русских храмов? Откуда «дон» и множество других топонимов, тянущихся от Причерноморья до студеных берегов моря Белого? В поморской Неноксе

явственно слышатся среднеазиатские Окс и Яксарт. Прав ли бы профессор Алексей Соболевский, обнаруживший скифский след далеко на Севере, в лесном краю?

«Хорошо!» — одобрительно восклицаем мы, не ведая, что слово это – одного корня с североиранским (и славянским) Хорсом. Посевы наших предков стерег крылатый Семаргл (Сэнмурв) – чтобы смогли они осенью собрать богатый урожай и испечь ароматные ватрушки – дар богу Ватре. Вчерашние кочевники-скотоводы оседали в долинах многочисленных «донов», приобщались к земледелию, а более поздние пришельцы заимствовали у аборигенов (которые за сотни лет до того сами были «понаехавшими») имена богов. Кстати, и слово Бог («Баха») – ираноязычное, скифское.

Субпонтидные антропологические типы Русской равнины – наследие скифской крови. И само имя Русь многие историки не без основания выводят от скифских родичей – сарматских племен росомонов и роксаланов (рос-аланов).

Можно сколько угодно потешаться над теми, кто выводит казачий род «от сочетания амазонок со скифами», но одно несомненно: вольный скифский, сарматский, аланский, шире — североиранский дух, воинскую доблесть, демократические традиции да и земли традиционного расселения унаследовало русское казачество.

В свете сказанного приобретает совершенно новое звучание и «арийский вопрос», к сожалению, сильно дискредитированный политический практикой ХХ века. В евразийском прочтении древние арии – это первые кочевники, покорившие древние земледельческие цивилизации на западе и юге Евразийского суперконтинента, научившиеся от аборигенов хлебопашеству, перенявшие науку йоги у индийских дравидов, искусство возводить мегалитические сооружения и друидический культ деревьев – от палеоевропейцев. В самом деле, трудно поверить, что протокельты – номады черноморских и туркестанских степей поклонялись дубам.

«Наши предки были галлы» — написано в школьных учебниках французов – потомков германского племени франков, говорящих на языке, произошедшем от латыни. Стоило бы и потомкам чуди, говорящим на славянском языке, написать во всех учебниках: «Наши предки были скифы».

Серебро: «Чудь начудила»

Чудь. В этом загадочном этнониме слышатся слова «чужой», «чудной». И – чудо. Народ, способный творить чудеса, народ колдунов, по-нынешнему — экстрасенсов. Если скифы – этнос воинский, кшатрийский, то чудь – несомненно, племя жреческое. Часто их относят к финно-угорской семье народов. Это и так, и не так. Скорее следует говорить о народе, подвергшемся культурно-языковой финнизации где-то в само мначале нашей эры. Так что, соскребая с русского человека славянский слой, придется снять и финский. Финны передали чуди свой язык, от нее же заимствовали искусство волхвования – финские колдуны считались сильнейшими в Европе. В преданиях финских народов, как и в русских летописях, чудь фигурирует как чужое неродственное племя.

Греческие источники говорят о будинах, живших на границе Великой Степи и Великого леса. Готский историк аланского происхождения Иордан (Иорнанд) писал о народе «тиуден». Так что, вероятнее всего, этноним  «чудь» — не славянского корня.

Чудь усеяла Русскую равнину россыпями географических названий. Выдающийся лингвист, уроженец Поморья Борис Серебренников доказывал чудское (нефинское и неславянское) происхождение многих топонимов Центральной и Северной России. Это – названия, оканчивающиеся на –зьма (Клязьма, Вязьма, Кизема, Сюзьма, Ижма (первоначально, видимо, Изьма); на  -нега (-еньга) (Пинега, Синега, Онега, Сельменьга, Тавреньга); на –гда (-хта) (Вологда, Судогда. Нерехта, Лахта). Быть может, к чудской семье относился и т.н. «палехский» язык, оставивший гидронимы с окончанием на «х»?

Но и это еще не все. Многие названия с суффиксом – кс (-ск) тоже, вероятно, имели чудские истоки. Например, Ворскла. И – Москва! «Ва» — финское «вода», а вот над «моском» ученые бьются, по сей день.

— Зьма! – шоркают лыжи чудина по замерзшей Клязьме. – Еньг! – звенит бубен чудского шамана. – Хта! – вспархивает из кустов тетерев, чтобы стать добычей чудского лучника. А старая чудская колдунья в темной избушке зовет кота: — Кс! И не знает, что много веков спустя там, где стояла ее избушка, вырастет громадный город с чудским именем. Народ-Богоносец унаследует земли народа-колдуна. И частицы его колдовской крови.

Эти древние племена, с которыми связывают ряд археологических культур (марьяновско-бондарихинскую, каргопольскую и др.) ученые окрестили «серебренниковцами», а их исчезнувшие языки, не финские и не арийские (но, видимо, родственные и тем, и другим) – «серебренниковскими». Серебряные воды озер и рек, носящих и поныне чудские имена серебро очей («чудь белоглазая»), серебряное царство древней, дославянской и дофинской Руси.  На чудской Клязьме стоит отец Московской Руси Владимир. ВОлОгОдский гОвОр хранит чудское оканье. Вместо остродонных сосудов с ямочно-гребенчатой керамикой далекие потомки чуди, каргопольские и дымковские гончары лепят дивные игрушки. А в далеком селе Нюхча, что на верхней Пинеге жители и ныне зовут себя чудью.

Чудское начало живет в русском монахе-скитнике, пустынножителе, который, поселившись в глуши лесов, напрямую общается с Господом; в затерянной среди темных дебрей старообрядческой общине, ведомой мудрыми наставниками-уставщиками. Кстати, легенды о массовых самоубийствах чуди («в землю ушла») находят жуткие параллели в староверческих гарях. А еще живет чудской дух в русских колдунах, знахарях, травниках и целителях. Потомки чуди – это «инок да шаман», как пела сибирская группа «Калинов мост» до того, как ее основатель впал в агрессивно-ортодоксальную религиозность.

Вереск и медь

Итак, еще один этнический слой мы соскребли. А теперь повернем наши стопы в старую Европу, какой она была до прихода Ариев. Лишь смутные отголоски воспоминаний остались от некогда богатых цивилизаций медного и бронзового века. Последние из могикан – пиренейские баски, но и их этническая память ограничивается письменной эпохой. А еще — пикты античности и раннего Средневековья: основатели европейского боди-арта («пикт» переводится как «разрисованный», самоназвание народа неизвестно); отважные воины, державшие в страхе римско-сарматские гарнизоны Британии; строители мегалитов; хранители утерянных знаний и секретов мастерства (вспомните воспетый Стивенсоном вересковый мед). Народ пахарей, ремесленников и мореплавателей: недаром английские слова sea (море) и ship (корабль) – неиндоевропейского происхождения. Души исчезнувших первонасельников Европы стали эльфами и сидами англосаксонских кельтских сказаний. Они подарили ирландцам бесстрашного воина Сетанту, принявшего кельтское прозвище Кухулин («пес Кулана») – темноволосого, смуглого, невысокого, мало похожего на классического кельта. Не так ли финское племя мурома подарило Руси величайшего из богатырей? А еще – древние властители Ирландии – фоморы, в имени которых слышится привычное русское «поморы».

В континентальной Европе – это альпийское реты, практически истребленные римлянами (не потому ли у «ледяного человека» Этци в современной Европе практически не оказалось генетических родичей?); растворившиеся в римском этносе этруски, лигуры и прочие народы, оставившие в наследство индоевропейским языкам геминаты (удвоенные согласные).  Это – земледельческие культуры долины Дуная и украинского Триполья.

Люди медного царства проникали на Русскую равнину двумя потоками. Загадочные саамы, которых многие привычно считают выходцами из Сибири, на самом деле – пришельцы из Европы. Более десяти тысячелетий назад их предки на скромных лодочках-ледянках, несомых водами атлантического течения, проникли к побережьям Скандинавии и Кольского полуострова, откуда затем совершали плавания к арктическим островам, до Новой Земли и Шпицбергена (поморского Груманта), выложили на безлюдных берегах каменные «вавилоны» — лабиринты. Спустя тысячи лет их путями двинулись русские поморы. О европейских корнях саамов говорит их язык (процентов 20 саамских слов не находят аналогов в «родственных» финских наречиях, причем речь идет о ключевой лексике – «камень», «вода», «снег» и т.д.). Зато отдаленные отголоски саамского лингвисты услышали… в языке басков. А генетики обнаружили дальнее родство первопоселенцев Арктики… опять же с басками и даже североафриканскими берберами!

Пусть не смущают вас антропологические различия этих народов – их физиогномические черты, скорее всего – результат многотысячелетнего приспособления к суровым условиям Арктики, да и угро-самодийское влияние весьма сказалось в последующие эпохи.

Русский помор, разливающий из медной братыни моховое пиво (наш аналог «верескового меда») – преемник медного царства на русской земле. Пришельцы из-за моря растворились без следа среди восточноевропейских народов, оставшись в ненецких легендах о «сихиртя» — эльфах и сидах Заполярья, да в топонимических реликтах. И лишь на Кольском полуострове наследники по прямой древних странников Гольфстрима все так же пасут своих олешков и ловят красную рыбу. И хранят предания о человеке-олене Мяндаше, так напоминающем кельтиберского «рогатого бога» и о волшебном мире, вход в который может находиться под ближайшим холмом – как и дверь в страну эльфов. А шелест вереска и карликовых берез нашептывает слова древнего языка.

А много южнее, в подмосковных и рязанских лесах струят свои воды русские реки с нерусскими именами: Дардур, Шатура… «Ур» на языке басков означает «вода».И примерно также звучит это слово в енисейских языках Сибири! – Ур! — рокочет вода на порогах. Сколько тысяч лет назад прошел здесь древний народ, о котором ныне напоминают лишь имена рек? Кеты не знают басков, разве что понаслышке, баски вряд ли слышали о кетах.  Современный енисеец отличается от пиренейца еще больше, чем саам.

Лишь вода в подмосковной Шатуре да поморских «курьях» (протоках, старицах), хранит память о древнем, давно утраченном родстве. Что осталось от этих племен, кроме журчащего «ур» («юр»)?..

Мы прошли вслед за сказочным героем три царства, соскребли три глубинных слоя с русской души. Что там было в сказке дальше? Жемчужное царство, где герой находит свою давно потерянную мать. Жемчуг покоится на дне северных русских речек, несущих свои струи в Ледовитый океан, где подо льдами и водами ждет нас матушка Гиперборея!

Анатолий Беднов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>