Восточные кочевники со времен Аттилы традиционно представляются в Европе свирепыми завоевателями и разрушителями. Для этого действительно были немалые основания, но в целом результаты взаимодействия славянского и тюрко-иранского миров были куда более разнообразными – и конструктивными…
Самостоятельное Само
Первым славянским государством, упомянутым в письменных источниках, обычно считают конфедерацию племен во главе Само. Просуществовав около двух десятков лет, около 658 года государство Само исчезло, а его население было вновь подчиненно Аварскому каганату. И из всех ранних государств с преимущественно славянским населением до наших дней из глубины веков — дошла и сохранила свое прежде всего Болгария. В чем же секрет Дунайской Болгарии, которая смогла отстоять себя перед лицом грозных авар, и Восточно-Римской (Византийской) империи, и других многочисленных врагов? И возродиться — после многовекового османского господства.
К VII веку многочисленные славянские племена сумели расселиться на огромной территории от Балтийского до Черного и Андриатического морей, от Дуная и Моравы — до Днепра и Ильменского озера. Но при этом своей государственности славяне создать еще не смогли. В то время словене и анты представляли из себя конфедерации племен, управляемые с помощью вече, выборных советов старейшин и правителей. Византийцы-ромеи называли эти племенные объединения и занимаемые ими области «Славиниями». Но эти весьма аморфные племенные союзы не имели основных признаков государственности — централизованной власти, административного аппарата и кодифицированных законов, как и четко определенной территории. И в большинстве случаев находились в политической зависимости от более сильных соседей. Прежде всего, это была Византийская империя и Аварский каганат. И если ослабевшая Византия уже сама уступала давлению расселявшихся на ее территории славян, то вот отношение свирепых авар-завоевателей к подчиненному славянскому населению было далеко не политкорректным. Авары-обры по словам летописцев, «примучиша дулебов, суща словены», да и всех подчиненных славян. Чего только стоил обычай захватчиков приходить на зиму в славянские села на кормление, да еще и брать себе «на ложе» дочерей и жен славянских? А когда «обринам» надоедали любовные утехи, они, если верить летописцу — запрягали женщин в телеги и ехали на них.
Только около 631 года на территории современной Чехии, а также части Австрии, Словакии и Словении, возникает первое славянское государство Само, о котором известно не очень много. Обычно его правитель Само считается франком, хотя есть версии и о его славянском происхождении. «Хроника Фредегара» сообщает следующее — «не в состоянии терпеть оскорбления и притеснения, славяне взбунтовались, отказались подчиняться аварам и двинули на них свое войско…Один человек по имени Само, родом франк из округа Сенонаго, собрал около себя значительное число торговцев и отправился с ними к славянам, иначе винедам, ради торговых целей. И там в деле с аварами он так пригодился, что было удивительно, и огромное количество их было истреблено мечом винидов». Затем государство Само выдержало несколько войн с франками, но после смерти своего правителя – распалось. Это говорит о том, что внутренние основания для существования первого славянского государства оказались еще не прочными, а внешний, «франкский» импульс – быстро угас. При этом один из ведущих современных исследователей раннего славянства Сергей Алексеев считает, что объединенные под началом Само славяне образовали обычную племенную конфедерацию, а не государство в полном смысле этого слова.
Великое протоболгарское начало
В это время южными и восточными соседями славян была Великая Болгария («Великая Оногурия»). Древние болгары вели свое происхождение от гуннов. Но к описываемому времени оногуры, утригуры, кутригуры и другие тюркские племена занимали территорию северного Причерноморья и Приазовья и были известны под именем одного из племенных объединений – как болгары (булгары). Некоторые исследователи также предполагают не тюркское, а иранско-бактрийское происхождение древних болгар, тюркизированных впоследствии. Любопытно, что «Именник болгарских ханов» был написан на смеси славянского и некоего неизвестного языка, в котором исследователи видят тюркский, венгерский или иранский. Рассмотрение ирано-болгарской гипотезы выходит за рамки нашего материала. Но в любом случае, с учетом предшествующего расселения в данном регионе алано-сарматских племен, среди болгар хана Аспаруха вполне могли пребывать и аланские или алано-болгарские родовые объединения.
И вот хан Кубрат, оногур по происхождению, смог объединить все болгарские племена, что позволило добиться независимости от Аварского и Западно-Тюркского каганатов. Это было облегчено тем, Западно-Тюркский каганат находился в стадии междоусобицы и распада. А авары вместе со славянами и самими болгарами в 632 году потерпели сокрушительное поражение под стенами Константинополя. При этом аварский каган, взбешенный неудачей славянского морского десанта на Царьград, приказал перебить всех уцелевших его участников. После проигранной войны влияние Аварского каганата резко ослабло, и в 634 году хан Кубрат отделился от него. Однако вскоре у болгар появляются новые враги – родственные им хазары. И спустя двадцать с лишним лет под натиском хазар болгары были вынуждены разделиться на пять частей во главе с сыновьями Кубрата. Великим ханом стал старший сын Безмер-Батбаян, наполовину славянин-ант. Но теперь Болгарский каганат (незадолго до смерти Кубрат принял титул кагана) – фактически распался на владения пятерых братьев.
В конечном итоге борьбу с захватчиками продолжил только один из них, хан Аспарух, до этого кочевавший у земель антов за Днепром. Но под давлением «неразумных» хазар и Аспарух вынужден отступать, пока не пришел на Истр-Дунай, который и «уставил своими шатрами». К этому времени тоже уже живут славяне, в том числе — «Союз семи родов». Дунайские славяне были подчинены Византии. Но болгары просто наголову разгромили в дельте Дуная войско императора Константина IV Погоната. Чем и решили спорный с империй вопрос – чья Варна? А также провинции Мезия и Малая Скифия.
И около 679/680 дунайские славяне становятся союзниками болгарского хана Аспаруха. «Славиниям» Мезии и Скифии Аспарух сохранил их прежних князей и автономию. А вот Союзу семи родов, с которыми имел скоротечную войну – хан провел административную реформу, разделив и переселив. Сильнейшее племя северцев стало прикрывать границу с ромеями, остальные племена – кордон с аварами. Северцы – прямые родственники северян, что населяли пограничную с современной южной Беларусью территорию. Покорил Аспарух и влахов и иное романизированное местное фракийское население.
При этом мнения историков о форме зависимости славян от тюрок-болгар расходятся. По одной из версий, славяне были обложены данью в пользу болгар. По другой – став союзниками, славяне дань не платили, но охраняли границы новой Болгарии ромеев и авар. Но в любом случае, Аспарух проводил в отношении покоренных южных славян куда более мягкую политику, чем авары. Славинни сохранили своих князей, которые не были подчинены болгарским наместникам (жупанам) областей, но напрямую – хану. А сам Аспарух даже перестал по болгарскому обычаю брить голову, а отрастил волосы — как славянин. Этот факт попал даже в «Именник болгарских ханов». Для того времени, где каждой мелочи придавался ритуально-сакральный смысл, это был глубоко символический шаг в сторону сближения двух народов. Сергей Алексеев предполагает, что хан Аспарух тоже мог быть наполовину антом. Но как показывает археология, кочевые и полуоседлые болгары, хоть и начавшие уже переходить к земледелию, еще долго не смешивались со славянами.
«Энергичные» метисы — между ромеями и аварами
Нанеся военное поражение ромеям, в 681 году хан Аспарух заключает с Византией договор, согласно которому император признают независимость болгар. И что было особенно обидно для могущественной империи – Константинополь обязался платить болгарам дань. Договор служит не просто номинальным, но и фактическим подтверждением создания нового Болгарского болгаро-славянского государства. Из четырех остальных сыновей Кубрата еще только одному удалось создать собственное государство. Волжская Булгария, основанная Кутрагом, просуществовавшую до середины XIII века. Болгария же на Дунае — существует до сих пор.
Появление болгаро-славянского государства вскоре отодвинуло границы Византии от Дуная к Балканскому хребту. Именно с этого момента для империи «восточных римлян» на Балканах по-настоящему начался обратный отсчет времени. Ведь до этого развернувшаяся еще с начала VI века экспансия славян на Балканы приводила лишь к их расселению на положении федератов Византии или Аварского каганата. В течении последующих двух-трех столетий Болгария в тяжелых войнах с ромеями и некоторыми другими государствами расширялась, хоть борьба с Византией и шла с переменным успехом. При хане Круме в начале IX века болгарская армия вновь наносит ромеям тяжелые поражения, в одном из боев был убит император Никифор. София (Сердика) уже по другую сторону Балканских гор становится болгарской. Болгары продвигаются до Венгерской равнины на севере и занимают Македонию до озера Охрид на Западе. В 830-х годах Византийская империя в Европе оказалась разрезанной болгарами на три части – Грецию, Северную Албанию и территорию возле Константинополя.
Постепенно начинает падать значение тюрко-болгарской военной знати, происходит ее славянизация и христианизация. Последним ханом Болгарии, носившим тюркское имя, был Омуртаг (814-831). А вот его дети – названы уже по-славянски, или по крайней мере – имели двойные имена. Преемником Омуртага на троне становится его младший сын Маламир. И вскоре византийцы уже не выделяют в Болгарии тюрок, признавая ее полностью славянской страной.
Парадокс, который случается в истории — фактически с помощью воинственных тюрок-болгар было заложено государство, ставшее плацдармом для окончательной славянизации большей части Балканского полуострова. И созданная кочевниками Болгария долгое время была, пожалуй, сильнейшим славянским государством. Правда, после падения Аварского каганата с Дунайской Болгарией стала соперничать Великая Моравия. Однако вскоре началось нашествие мадьяр, и Великая Моравия пала – как и предшествовавшее ей государство Само.
Уже преемник Аспаруха хан Тревель, первый из «варварских» вождей, в награду за военную помощь получает от императора Юстиниана титул «цесаря». Также болгарские правители на римско-византийский манер начинают именоваться царями. Симеон, в 917 году разбивший ромеев у Анхилаха, в 921 вообще провозгласил себя василевсом болгар и греков. И Кирилл и Мефодий тоже не просто так перевели Евангелие и другие христианские тексты с греческого на болгарский (македонский) язык. Да и сами первые просветители славян, по одной из версий – были болгарами или македонцами. И ни случайно, что воинственный киевский князь Святослав пытался перенести столицу своего государства именно в Дунайскую Болгарию, как ни и то – что это у него не получилось.
В чем же причина такого болгарского успеха? В начале XX века английский ученый-славист и сотрудник разведки Невилл Форбс в духе популярных в Западной Европе расовых теорий даже утверждал, что все дело в том, что болгары – метисы славян и тюрок. Ведь для «полукровок» якобы «характерны энергичность, сплоченность и напористость».
Несомненно одно – в истории возникновения и успешного развития Болгарии сошлось много факторов, включая и ее расположение на Дунае и на сухопутных дорогах, ведущих через Константинополь из Европы в Азию. Но характерно, что при этом изначально «евразийским» было и само происхождение болгарской государственности, родившейся из тюрко-славянского синтеза.
Государство, сошедшее с седла
По мнению кандидата исторических наук Шамиля Мингазова, уже Великая Болгария хана Кубрата была не просто конфедерацией племен, но имела признаки государственности. Так, во главе ее находился единый правитель из ханского рода Дуло, представители которого претендовали, а случалось — и носили титул кагана в Западно-Тюркском каганате. Определенный опыт организации власти в этих двух государственных образованиях и был принесен болгарами Аспаруха на Дунай.
Впрочем, Болгарское ханство на Дунае первоначально не имело многих институтов зрелой государственности. В частности, кодифицированное законодательство там появляется только при хане Круме в начале IX века. Но во-первых, болгарские копья и мечи изначально обеспечили важнейший государственный атрибут – независимость страны и ее защиту от хищных соседей. Во-вторых – болгары принесли славянам, жившим до этого вечевым строем и рыхлыми конфедерациями, сильную централизованную власть. И в тех исторических условиях это было несомненным прогрессом.
Кочевые племена болгар оказались государственно-образующей силой в отношении рассеянные на больших территориях земледельцев-славян прежде всего потому, что важнейшим институтом власти в то время была — военная организация. И это связано не с какой-то особой «генетической» воинственностью тюркских или иранских народов, а прежде всего – с природными условиями и соответствующим способом ведения хозяйства. Хорошо владеть военным делом – было для кочевников просто жизненно необходимым по ряду причин. Первое — кочевое скотоводство требует постоянной смены больших территорий, и конфликты между родами и племенами из-за пастбищ были не редкостью. При этом споры решались прежде всего силовым путем. Второе – эти постоянные столкновения сопровождались не только захватом земли, но и большого количества скота, а также рабов и имущества, что способствовало социальному расслоению и росту военно-феодальных групп, в свою очередь – и далее заинтересованных в военной добыче. Третье – мобильность позволяла конным воинам быстро собираться вместе в большие ударные массы. Четвертое – такая массовость и сама природа конного боя требовала оперативного командования, хорошей организации и жесткого единоначалия, что также служило укреплению ханской власти. В это смысле характерно, что Омуртаг и Маламир именовались не просто ханами, но титулом «Кан сюбиги» — «Хан и предводитель войска». Пятое – изобретение стремян на Востоке резко усилило роль номадских наездников. Все это привело к впечатляющим военным успехам природных всадников Азии против армий Рима и германцев. Достаточно серьезное преимущество конницы позволяло им и в дальнейшем угрожать земледельческим странам набегами и завоеваниями – от Китая на Востоке до Испании и Франции на Западе. Пока в противовес восточной коннице там также не создали профессиональную тяжелую кавалерию рыцарей, опоры нового феодального строя.
И вполне закономерно, что символом государственной власти в Средневековье был рыцарский меч, то есть оружие конного воина. Именно его и принесли на дунайские земли всадники Аспаруха.
Но и без хорошей пехоты – конница уязвима, а штурм крепостных стен – вообще невозможен. Болгары умели сражаться и в пешем строю. Но «боевой симбиоз» с упорной славянской пехотой стал важным подспорьем для болгарских всадников в борьбе с византийцами.
Мы также уже говорили о том, что конкурирующая в славянском мире с болгарами Великая Моравия пала в начале X века под нашествием новых кочевников с Востока – венгров. А вот Дунайская Болгария – этому натиску не уступила. Возможно еще и потому, что потомкам гуннов было что противопоставить на поле боя мадьярским конникам?
О своеобразной «роли конницы» в истории ранней славянской государственности свидетельствует и следующее обстоятельство. По мнению Сергея Алексеева, едва ли не основной силой восстания славян против авар, приведшее к образованию княжения Само, были смешанные потомки авар и славянских женщин. Опять «пассионарные» метисы? Но скорее всего, дело было в том, что эти «полукровки» являлись воинами, хорошо обученными своими отцами бою в конном строю.
Болгаро-славянский симбиоз
Но разумеется, не только более эффективная военно-политическая организация сопутствовала успехам тюрко-болгар на Балканах. Как минимум не менее важно, что они смогли наладить достаточно неплохое взаимодействие с местным славянским населением. Хотя на самом деле, отношения со славянами были далеки от той идиллии, что показана в целом интересном болгарском историческом фильме «Хан Аспарух» (1981). Болгаро-славянская интеграция проходила весьма непросто. В 760-761 годах кочевая болгарская знать свергла и убила хана Винеха, покровителя славян. Потерпевшие поражение в междоусобице 200 тысяч славян мигрировали в византийскую Малую Азию, что предопределило военное поражение и низвержение антиславянского хана Тельца.
Но в целом положение славян в Дунайской Болгарии было существенно лучше, чем в Аварском каганате или даже Византии. И с определенного момента Болгарское царство становится и своего рода центром для балканских славян в борьбе с ромеями. Так, в 837 году против византийского гнета восстало племя смолян, жившее в Родопах. Поддержку смолянам оказал болгарский хан Пресиян, в результате чего болгары присоединяет Македонию, за которую долго вели борьбу, и Южную Албанию. Болгария получает выход к Эгейскому и Андриатическому морям. Болгарские смоляне, вероятно – были родственниками верхнеднепровских кривичей, ставшим составной частью и белорусского народа. Нынешний город Смолян в юго-западной Болгарии носит их имя до сих пор. Как и однокоренной и видимо, «единокровный» российский Смоленск и белорусские Смоличи. Другим крупнейшим союзом славян Македонии были драгавиты, родственные дреговичам белорусского и украинского Полесья.
Авары также по-своему стремились к «симбиозу», но только путем насильственной ассимиляции, через принудительное сожительство с славянскими женщинами. Но не только славяне, но и такое славяно-аварское потомство продолжало сталкиваться с презрением со стороны авар. Аварский каганат выстраивал жесткую иерархию покоренных народов с разделением на различные ступени «высших» и «низших», при чем даже привилегированные, но не аварские группы все равно имели в нем неполноправное положение. В итоге и все это привело к антиаварскому восстанию. У болгар же подчиненные славяне, хоть и не сразу, но все равно сравнялись с правящей этнической группой.
Почему же болгары, одно время также входившие в состав Аварского каганата, на Дунае повели себя со славянами иначе? Вероятно, дело было не просто в «терпимости» и мудрости хана Аспаруха . Тюрко-болгар было меньше, чем славян. И вести себя также высокомерно, как авары – болгары на Дунае просто не могли. Да и перед глазами был наглядный пример, к чему привели жестокие игры авар с покоренными славянами. Каганат дорого заплатили во время роковой для них войны с франками за приниженное положение славян. Ненадежные славянские тылы во многом предопределили разгром, и возможно – массовое истребление авар, «изчезнувших аки обры».
А вот болгары — не исчезли. Хоть их первоначальный тюркский этнос и растворился в славянском море, приняв его способ хозяйствования, язык и культуру, но дав ему – свое имя. А еще болгары, начиная с жившего в Византии хана Кубрата, оказались открыты также и к тесному взаимодействию с культурой Византии. Дунайская Болгария взяла еще и из Восточно-Римской империи многие необходимых для государственного строительства инструменты. Например, христианскую церковь — более удобную для царской власти, чем традиционное тенгрианство. Еще Кубрат формально принял христианство. Но в целом христианизация происходила не без жесткой борьбы с тенгрианцами и язычниками. Жертвой этого пал даже сын хана Омуртага Енравота (Боян), ставший первым болгарским христианским мучеником. Правда, по другой версии — Енравота был просто казнен своим братом ханом Маламиром в борьбе за власть.
По мнению Сергея Алексеева, жесткая иерархия власти у болгар, наряду с бюрократической организацией Византии, служили примером подражания и для соседей. Безусловно, болгарский опыт оказал влияние на формирование развитой государственности в княжениях Сербии и Хорватии, в Дукле, Хорутании и так далее.
И вот что еще интересно – оседлый земледельческий славянский субстрат стал своеобразным якорем, «заземлившим» и первоначально чисто тюркско-болгарскую государственность. Ведь в регионе и ранее, и позже — возникало не одно протогосударственное образование кочевников. И очень часто – они также быстро разлетались в разные стороны, как и создавалось в вихре стремительных набегов. И поэтому до наших дней дожили наследники только двух из них – Болгария и Венгрия. Фундаментом Венгрии также стали славянские и романизированные земледельцы Паннонии, только — мадьяризированные.
Дуализм тюрко-болгар и славяно-болгар оказался весьма удачным, в полном соответствии с пословицей «Одна голова – хорошо, а две – лучше».
И похоже, что Дунайская Болгария стала первым успешным симбиозом славян (в более широком смысле – европейцев) и тюрок (выходцев в Востока – если шире) в рамках одного государства. Или своеобразным «пилотным» евразийским проектом еще на заре нашей истории. Впоследствии этот опыт стал периодически повторяться. Например, по версии Елены Галкиной, загадочный «Русский каганат» — также возник на границе сармато-алан и славян. Само название «каганат» говорит о том, что название института верховной власти на восточный манер было в то время предпочтительнее для русов. Русский каганат в IX веке предположительно и стал предшественником Киевской Руси. В древнерусском же государстве процессы славяно-тюрко-иранского синкретизма пошли еще дальше, «черные клобуки» и другие тюрки, кавказские касоги и иные народы расселялись рядом и среди славян и служили древнерусским князьям. Тоже самое касалось, хоть и в весьма непростой и крайне противоречивой форме, и истории Московского государства, и Российской империи. Ну а впервые симфония равноправных народов, в независимости от этнической и религиозной принадлежности, стала звучать в Советском Союзе…
Юрий Глушаков