Евразийский Союз: поиск историософского суверенитета

Главное политически актуальное на сегодняшний день открытие Николая Данилевского заключается в том, что он своим прозорливым умом не обнаружил никакой единой человеческой цивилизации, и свел историческую сущность к борьбе разных цивилизаций и их моделей истории. В этом он во многом предвосхитил не только «столкновение цивилизаций» С. Хантингтона, но и определил, что у историй разных цивилизаций есть начало, кульминация и конец. То есть цивилизация сюжетна, и у этого сюжета есть свои логика и этапность.

kapyrga_lТаким образом, цивилизационные типы живут в разных темпорально-исторических моделях, движутся на историческом пути с разной скоростью и находятся на различных стадиях. И если какие-то цивилизации находятся в стадии «конца истории» (Фукуяма, Бьюкенен, Шпенглер), и даже пытаются выдать свое собственное завершение исторического проекта как крах человеческой цивилизации вообще, то другие цивилизации не только не стремятся к концу истории, но и ставят под сомнение саму эту концепцию, которая на данном историческом этапе для них не очевидна.

Император Российский Петр I, открыв для России Европу, контрабандным путем вывез из нее не только культурные коды, но и часть историософского наследия, заложив начало западнической школе российской исторической и политической мысли. С тех пор Россия выступает на международной арене как европейская держава даже в те исторические моменты, когда противопоставляет себя концептуальному Западу.

В советское время коммунистическая доктрина рассматривала конечным продуктом истории грядущую победу пролетариата. Главный театр исторической борьбы с капитализмом находился в Европе, а социально-экономические операции в третьем мире ставили собой целью ослабление капиталистических сил Запада.

Данилевский рассматривал четыре опоры каждого исторического типа: религия, культура (включая материальную), политика и социально-экономическая сфера. Другими словами, каждая цивилизация в идеальном состоянии обладала суверенитетом во всех четырех областях, и через это выражалась как отдельная цивилизация.

О суверенитете можно говорить со значительными оговорками, так как в рамках всего цивилизационного типа он выражен недостаточно четко, и рассредоточен между различными государствами и негосударственными акторами в бОльшей степени, чем суверенитет конкретного государства. Однако то, что цивилизационный тип сам определяет формы политики, экономики, общественного строя, культуры и религии, и производители идей, артефактов и технологий в этих областях находятся внутри цивилизационного поля (даже если это эмигрантская интеллигенция) – это является свидетельством существования такого суверенитета, плавно вытекающего из интересов, сформулированных самим Данилевским.

Не считая короткие исторические периоды, Россия-СССР всегда обладала политическим суверенитетом, равно как и способностью самостоятельно определять свой социально-экономический тип. Религиозный суверенитет обеспечивало существование в значительной степени национализированной Русской православной церкви.

Однако не во всем Российское государство (и шире – славянская цивилизация) обладали признаками суверенности. По традиции, как в имперское, так и в советское, и постсоветское время Россия продолжает рассматривать исторический процесс в связи с западной исторической традицией. А российская историческая наука выражает компромисс между евразоцентризмом и европоцентризмом, то относя российский исторический путь к Европе, то выделяя в отдельный процесс.

Несвоевременные и поспешные внедрения социализма, капитализма и прочих моделей, не отвечающих социально-экономической и политической реальности, приведшие к чудовищным человеческим жертвам, являются следствием утраты Россией-Евразией историософского суверенитета, временнОй дезориентации, непонимания не только последовательности движения по историческому пути (описанному, например, в работах Льва Гумилева для суперэтносов), но и возможной эксклюзивности такого пути, его отличия от европейского. Неспроста экономико-политические рецепты, работающие на Западе, приводят к политическим кризисам в других цивилизационных типах – в Пакистане, в Аргентине в 2001 году. В России.

В связи с перспективой учреждения нового не столько международного, сколько исторического проекта, Евразийского Союза, возникает необходимость переосмыслить российскую историософию и подготовить евразоцентрическую модель истории для России-Евразии, полностью отражающую место цивилизации России-Евразии на историческом пути.

Здесь не обойтись без ревизии самого Данилевского, который сконцентрировался на рассмотрении сугубо славянского цивилизационного типа, не рассматривая его связь с суперэтносами, внесшими решающее значение в формирование евразийского цивилизационного типа – финно-угорской и тюркской. Несмотря на то, что работы Данилевского отвечали духу своего времени и отражали дух современной ему антропологии, сегодня они выглядят местами некорректными, местами даже расистскими, содержащими заблуждения 18-19 веков относительно иных традиций и их принципиальной отсталости. Однако многое касательно России–славянии применимо и в отношении России-Евразии, евразийского цивилизационного типа, согласно которому Евразийская цивилизация достаточно однородна и отлична от окружающих ее цивилизаций, и имеет узнаваемый культурный, политический (постсоветский), социально-экономический и даже религиозный код (например, если рассматривать статьи профессора Дибиров о моральном стержне мусульманства), несмотря на то, что фокус ислама, например, находится за пределами России.

Право на исторический суверенитет России-Евразии признавали за Россией не только собственные славянофилы, которые с начала XX века были вытеснены на маргинальную периферию, но и исследователи из западного цивилизационного типа. Про «осевую цивилизацию», «ядро», «историческую власть континента» говорили Маккиндер, Хаусхоффер, Мэхен и другие известные геополитики. Сегодня возникает актуальная политическая потребность в формировании собственной философии истории, не связанной подчиненным положением с Европой, переживающей последнее время раз за разом экономические инфаркты и, как следствие, паралич различных цивилизационных конечностей в виде Кипра, Греции, в будущем, возможно Португалии и Ирландии.

В первую очередь должна быть поставлена под вопрос сама мировая история и изучающая ее дисциплина. В плане образования она сводится к изучению в неоправданно большом объеме истории западной цивилизации, династической борьбе, колонизации и межконфессиональным конфликтам, не имеющим никакого практического значения для современного российского школьника и студента кроме повышения миграционной привлекательности Европы.

Во-вторых, практически не рассматривается история цивилизаций, оказывающих постоянное влияние на Россию-Евразию – мусульманской, китайской, среднеазиатской. Для рядовых россиян, получивших среднее образование, мусульманский, конфуцианский и среднеазиатский мир – это terra nullis – почва для современных наиболее актуальных фобий – кавказофобии, исламофобии, мигрантофобии, синофобии. Отсутствие информации создает ложные предрассудки о том, что до прихода русских эти территории не были ни на что способны, являлись варварскими, нелепыми с исторической точки зрения, не способными ни к собственному политическому, технологическому и историческому созиданию.

Особый акцент следует сделать на уникальных моделях модернизации и преодоления кризисов, ставших модельными для переходных периодов евразийских государств. Особый тип социальной мобилизации и особый тип победы, присущие таким моментам особенно актуальны в современной России при переходе к формату Евразийского Союза.

Вместо того чтобы переписывать учебники российской истории, избавляя их от русоцентризма и наполняя их оскорбительной для современного российского общественного сознания «толерантностью», имеет смысл уделить внимание тем регионам, хозяйственным, цивилизационным и историческим типам, с которыми Россия-Евразия взаимодействовала и продолжает это делать, инкорпорируя в свой культурный код новые идеи, артефакты и технологии, превращая в пространство исторического творчества и приложения историко-архитектурных усилий.

Виталий Трофимов-Трофимов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>