За последний год Белорусская группа развития несколько раз высказывалась в пользу того, что евразийcкая интеграция, а также белорусско-российская интеграция в рамках Союзного государства должна быть основана на принципе совместного развития (соразвития), а также на проектном принципе. А в целом в рамках Движения развития проблематика соразвития разрабатывается с 2006 года. Это особенно очевидно на примере Евразийского союза, который при всем желании «отцов – основателей» учитывать негативный опыт Евросоюза пока что проектируется как повторение худших сторон этого самого опыта. Поскольку ни само по себе устранение таможенных и иных барьеров между странами региона, ни уж тем более включение евразийского пространства в режим ВТО и полное открытие его, таким образом, тому самому финансово-спекулятивному капиталу, который породил нынешний глобальный кризис, как минимум, не даст никакого прорывного положительного эффекта. А по сути же – приведет к дальнейшей деградации стран, входящих в Евразийский союз.
В плане содержания евразийской интеграции речь должна идти об организации развития, совместного развития. Только развитие может быть содержанием нетупиковой и несамоубийственной интеграции (реинтеграции) на постсоветском пространстве.
В плане методологии критически важным является применение проектного принципа при строительстве Евразийского союза. Я считаю, что Евразийский союз должен быть мощным геополитическим субъектом, с высокой степенью централизации. Но эта централизация должна обеспечиваться не через делегирование нормотворческих и исполнительных полномочий в их наличном виде, а через формирование новых наднациональных структур вокруг и под задачу реализации проектов развития. Это значит, если говорить более категорично, что Евразийский союз должен стать новым государством («сверхгосударством» или страной – Движение развития применяет формулу «Новая большая страна), но не отменяющим суверенитеты входящих в него национальных государств, а усиливающим их. Иными словами, Евразийский союз должен стать проектным государством.
В этом смысле крайне ценным, незаменимым является опыт программы «Проектное государство» по разработке и продвижению проектов развития, поскольку он позволяет прорисовывать те организационные и правовые контуры, которыми будет оформляться Евразийский союз. В течение года работы программа «Проектное государство» вышла на конкретную формулу организации развития в существующих условиях: 7 революций – 100 проектов развития – 1000 стратегических инвестиционных проектов.
Данная формула очень важна, поскольку она подсказывает, что вообще говоря, реализация проектов развития требует разработки десятков сложных инвестиционных проектов и их реализации на основе частно-государственного партнерства. То есть, если проецировать эту формулу на евразийскую интеграцию, то оказывается, что реальная интеграция – в интересах совместного развития и на основе проектного принципа – требует в первую очередь создания корпораций и сложных государственно-корпоративных структур, а не «верховного правительства» и «единой валюты».
Другое дело, что для обеспечения реального прорыва в соответствующих сферах практики, выхода на инфраструктуры 3.0 и седьмой технологический уклад (то есть, для успешной работы этих самых корпораций), требуются совершенно особые режимы – правовые, финансовые и другие – которые могут обеспечить только государства. Более того, задача формирования таких режимов предполагает очень существенное изменение порядка функционирования органов государственной власти в соответствующих странах, изменение законодательства и так далее. И в решении этих задач должны формироваться собственно верховные политические органы нового интеграционного образования – Евразийского проектного государства – а также сфера компетенции этих органов.
Именно поэтому ранее мной была озвучена идея создания проектного бюро или проектного совета в составе Евразийской экономической комиссии. К сожалению, когда сегодня ЕЭК возглавляет абсолютно одиозный бывший министр промышленности России Виктор Христенко, за 10 лет практически добивший и авиапром, и в целом российский ВПК, не говоря уж об автопроме и других, «менее стратегических» отраслях, трудно ожидать, что в рамках Евразийского союза этот господин будет действовать по-другому. Поэтому ЕЭК должна заниматься унификацией условий хозяйствования в странах-членах ЕЭП – и этим пусть она занимается. Однако реальные цели и задачи для такой унификации, условия этой унификации должны задаваться проектами развития Евразийского союза.
Поэтому в рамках евразийской интеграции необходимо создание пока что консультативного Проектного совета при Совете Глав государств Евразийского экономического сообщества, который за 1 месяц определит 5–7 сквозных проектов развития Евразийского союза и еще за 2 месяца организует и проведет стратегические переговоры и консультации, которые позволят выйти на 20 – 30 стратегических инновационных проектов Евразийского союза. Затем необходимо при создании Евразийского союза предусмотреть создание Проектного совета как верховного органа с соответствующей программой работы и с полномочиями принимать решения, обязательные к исполнению для ЕЭК и других интеграционных органов, а также государственных органов стран – членов Евразийского союза.
Это и будет последовательное проведение в жизнь проектного принципа и создание основы Евразийского проектного государства – политического измерения Евразийского союза.
Юрий Царик, «Проектное государство»
Один комментарий
Написать ответ →