Сегодня в контексте столкновения глобальных интересов в евразийском пространстве ретроспективное видение нашего региона приобретает немаловажное значение. Российско-турецкие отношения традиционно оказывают значительное влияние на страны и народы Южного Кавказа. Интересно, что в период моей жизни в Стамбуле и общения с представителями турецкой элитой я замечал: почему-то, обсуждая историю крушения империи, турецкие историки и пресса больше склонны больше принимать во внимание о роль России и других европейских игроков, в то время как роль Великобритании остаётся по большей части в тени. При этом, внутренние события в Османской Турции того времени сыграли в крушении империи не меньшую роль, нежели причины внешнего характера. Обвал Турецкой империи был обусловлен идеологическим расколом внутри общества, а зарубежные акторы, нащупав слабину в турецком обществе, использовали в своей политической игре дворцовые интриги османов, этноконфессиональные конфликты между народами обширной империи и военные действия Стамбула против своих же провинций. Изучая историю османов, нетрудно заметить, что доминантой государственной идеологии османов было государственное подданство. Иными словами, главным отношения государства к гражданам было их подданство, а не национальность. Немаловажное значение имела и конфессиональная принадлежность, ведь турецкий султан считал себя подданным халифа – властителя исламского мира. И если человек соотносил себя с исламской религией – этого было достаточно для признания его гражданином страны.
Впоследствии, по мере необходимости создания удобных условий жизни и бизнеса евреям, грекам, армянам, центральная власть дала соответствующие гражданские права местным христианам и иудеям, оставив главенствующую роль в управлении государством мусульманам. Конечно, отведенные им «вторые места» вызывали неудовлетворение нацменьшинств. В последние десятилетия существования Османской империи европейские конкуренты Турции пытались играть на комплексе неполноценности, которым страдали национальные и религиозные меньшинства в этой стране. Впоследствии эта же игра продолжилась для раскола в среде мусульман Турции, разделённых на религиозные течения внутри ислама.
Европейцы вполне воспользовались и внутри властными противоречиями в Турции. Ведь, как известно, до 1825 года высшие правители страны – султаны остерегались влиятельной военной силы – янычаров. В каждом народе присутствует своя генеалогическая память, а в Османской Турции власть султанов «балансировал» именно янычарский корпус. Европейцы пробуждали в янычарах оппозиционные настроения, и не случайно, что после того как центральная власть ликвидировала институт янычар, подчинив их военному командованию, развал империи стремительно ускорился.
В то время в межгосударственной вражде конфликтующие страны использовали в своих целях внутри религиозные и внутригосударственные противоречия внутри государства-противника (да и с тех пор ситуация не изменилась слишком сильно). В частности, если османы подрывали целостность Российской империи, пытаясь воздействовать на кавказские мусульманские народы (и до некоторой степени на народы «русского Туркестана»), то и Россия, в свою очередь, не забывала в борьбе с турками о «христианском факторе». Согласно мнению, распространённому в турецкой и зарубежной историографии, инструментами европейцев и россиян являлись турецкие греки и армяне. Вместе с тем, в отличие от других христианских народов, представители стамбульской армянской общины в определённые периоды времени были значимой составляющей османской внутриполитической «кухни». Так, сановники армянского происхождения занимали высокие должности в казначействе, различных финансовых структурах. Армяне были интегрированы в дворцовую жизнь до такой степени, что их называли в Турции «миллиет-и садигя» (верная нация).
Сегодня в Турции можно с сожалением услышать, что сегодня «европейско-турецкая война» продолжается, только теперь – с «применением» уже курдов, составляющих значительную часть населения страны. Из этого следуют призывы понимать опасность, истекающую из этого разделения, и к вычленению из политики её националистической составляющей (начиная от риторики и заканчивая практическими действиями). Какой бы не была диктаторской советская власть, представляется, что, по крайней мере некоторые её основатели правильно понимали опасность национализма в управлении государством и пытались отделить эти течения от государства. Полагаю, что турецкое правительство также прекрасно понимает существующую опасность.
В целях противодействия националистической опасности в Турции разрабатывается новая государственная идеология, проводятся конституциональные реформы, формируется новое общественное сознание на основе территориальной (а не национальной) общности. Представляется, что предпринимаемые внутри страны шаги будут иметь и внешнеполитическое измерение. Мир изменился, наши народы является частицами евразийского мира. Вот потому как адекватной реакция на разжигателям национальных противоречий может стать новая геополитическая конструкция на пространстве Евразийского ареала. Современное евразийство стремится объединить и собрать граждан нашего региона на основе общих интересов.
В 2012 году во время предвыборной агитационный компании на пост президента России Владимир Путин своей программной платформы особо остановился на евразийских интеграционных проектах. Особо отмечалось необходимость достижения межэтнического взаимопонимания в обществе через программы, направленные на развитие взаимопонимания и укрепление дружбы между народами в евразийском пространстве. Многие меры начали реализовываться после победы В. Путина на выборах в марте 2012 года. Сегодня поощряется совместные проекты, направленные на развитие отношение между народами евразийского ареала. Представляется, что специфика понимания евразийства В.Путиным предполагает увязку геополитических процессов с национальными интересами народов соответствующего ареала. Именно поэтому по логике единомышленников российского президента, евразийское пространство должно быть ареалом сотрудничества, согласия и мира, а в перспективе – новым геополитическим центром формирующегося многополярного мира.
Сегодня в Азербайджане функционируют общественные организации, финансируемые европейскими фондами, которые желают видеть Азербайджан вне отношений с Россией и даже Турцией. Несмотря на то, что они оказывают определённое внимание на общественное мнение, их подходам не хватает опоры на реальность. Ведь Россия осознавалась многими (в том числе основоположниками евразийской идеи) как ареал славяно-тюркского взаимодействия. Находясь в славяно-тюркской «географии», нам легче справиться с существующими проблемами. Сегодняшняя международная ситуация привела к тому, что тюркоязычные страны, несмотря на существующие между ними расхождения, осознают необходимость более тесной координации своих внешнеполитических усилий. Полагаю, что активизировавшиеся в последнее время саммиты тюркоязычных государств нацелены на обсуждение будущего тюркоязычного мира.
Многими наблюдателями в Азербайджане высказывается уверенность в том, что новое будущее нашего ареала состоится в славяно-тюркском союзе.
Адгезал Мамедов