Евразийство против нацизма

Герман Садулаев в своей статье «Могут ли евразийцы быть фашистами?» поднял очень важную тему. Полностью разделяя его выводы, хотел бы как историк философии и специалист по классическому евразийству подтвердить их несколькими дополнительными фактами и суждениями.

Тема отношения евразийцев 1920–1930-х гг. к нацизму всплывает сегодня часто. Это связано с тем, что российская общественность ассоциирует евразийство преимущественно с фигурой Александра Гельевича Дугина. Считается, что он открыл россиянам евразийство. Это, конечно, не так.

Перепубликации основных произведений классиков евразийства начались еще в конце 1980-х усилиями видных историков русской философии Сергея Сергеевича Хоружего, Сергея Михайловича Половинкина, Альберта Васильевича Соболева, Лидии Ивановны Новиковой, Ирины Николаевны Сиземской, Виталия Яковлевича Пащенко и многих других.

Но эти статьи и комментарии к ним публиковались в элитных академических журналах вроде «Вопросов философии», которые читали узкие круги научной интеллигенции. Дугин же обращался к широким массам, прежде всего к студенческой и околостуденческой молодежи. Он благодаря связям и финансированию смог организовать выпуск книг евразийцев большим тиражом.

Так, выпущенный под руководством Дугина сборник работ П. Н. Савицкого «Континент Евразия» (куда в спешке Дугин включил и манифест «Евразийство: опыт систематического изложения» Л. П. Карсавина, приписав его тоже Савицкому) был выпущен тиражом 5 тысяч экземпляров. Между прочим, это в нищенские 90-е, когда издание академической литературы чуть вообще не схлопнулось! Неудивительно, что молодые интеллектуалы, которые что-то слышали о евразийстве, были убеждены, что «евразийство – это Дугин».

А Дугин в их глазах был ещё и стойко увязан с европейскими ультраправыми идеологиями. Их духовным лидерам (Эвола, Штрассер, Вирт, Хаусхофер) Дугин открыто симпатизировал. Эту ассоциацию многие машинально переносили на евразийство, тем более Дугин и сам давал для этого основания. Например, в своей «Консервативной революции» (1994) он писал:

«Находясь в эмиграции евразийцы были лишены возможности активно участвовать в политической жизни России, и поэтому русский Третий путь фактически раскололся на национал-большевиков, увидевших в сталинизме определенный поворот к народно-имперской стихии, и на национал-социалистов, солидаризовавшихся с немцами в надежде осуществить на русских землях после предполагаемого поражения советской России в войне вариант русского национал-социализма».
Заявление чудовищное по своей исторической безграмотности! Любому, кто занимался изучением истории евразийцев, известно, что после «Кламарского инцидента» с изданием просоветской газеты «Евразия» (1928-1929) евразийцы и правда раскололись на «левых» и «правых». Но «правые евразийцы» – Савицкий, Алексеев, Чхеидзе и другие не сотрудничали с нацистами. Напротив, они были создателями Российского Эмигрантского Оборонческого движения (РЭОД), целью которого было разъяснить русской эмиграции, что в случае войны с Германией все русские люди должны встать на позиции советского патриотизма и ни в коем случае не сотрудничать с немецкими нацистами. Ибо нацисты стремятся лишь к захвату и эксплуатации России. С возмущением оборонцы писали:

«Во имя борьбы с существующим в России правительством некоторые круги эмиграции открыто солидаризируются с… вражескими планами, надеясь ценою раздробления родины купить себе возможность возврата в неё и захвата в ней государственной власти».
В годы войны П. Н. Савицкий проявил непримиримый антинацистский настрой и заявил немцам, что Россию не победил Наполеон, не победит и Гитлер. Сам он так потом описывал этот инцидент, который чуть не стоил ему свободы и жизни:

«Немцы меня репрессировали, но я остался тогда жив. Меня спасло то, что я «фон Завицки» с двумя печатными генеалогиями на триста лет в пражских библиотеках, и еще то, что повсюду мои ученики по Немецкому университету в Праге».
А вот стихотворение Савицкого «Весть о Москве» (1941), в котором он рассказывает о своих чувствах после того, как он услышал о контрнаступлении Красной армии под Москвой:

Июнь – ноябрь. В безмолвье стынет Прага.

Влачу в страданьях бремя дел и дней.

А вести с Родины, средь ликований вражьих,

Одна другой тревожней и страшней.

Казалось мне, не выдержу я горя.

Бледнел, худел, не спал, ослабевал.

Пришел декабрь. И вдруг в родном просторе

Призыв к борьбе и жизни зазвучал.

Победа русская и бегство стаи хищной.

Ответ врагу Москва моя дала.

Весть о Москве, средь Праги неподвижной,

Меня в декабрьский день воздвигла и спасла.

То же можно сказать и о других лидерах правого евразийства. К примеру, евразиец-правовед Николай Николаевич Алексеев, которого Вторая мировая война застала в Белграде, принимал участие в югославском Сопротивлении. Николай Сергеевич Трубецкой не дожил до войны, но сама причина его смерти – антинацистские статьи, за которые на него обрушились репрессии со стороны гестапо. Константин Аркадьевич Чхеидзе, ещё один евразиец, взявший сторону «правых» после «кламарского раскола», был участником антифашистской группы в Праге во время нацистской оккупации Чехословакии.

Как видим, дугинское заявление о том, что «правые евразийцы» якобы «солидаризировались с немцами», иначе как оскорблением памяти евразийцев не назовешь!
Конечно, упрощать сложную историческую реальность не надо. Евразийцы были широким эмигрантским движением, в которое входило несколько тысяч человек. Даже после «кламарского раскола» в рядах евразийцев осталось много сотен русских эмигрантов. Среди рядовых членов евразийских организаций, раскиданных по всему русскому зарубежью от Лондона до Харбина, можно при желании найти горстку тех, кто стал в годы мировой войны коллаборационистом. Но, как правило, это были все же люди, которые давно порвали с евразийством. Таким был, например, монархист, игумен Никон (Николай) Рклицкий – капеллан батальона Русского корпуса в Югославии в 40-х, который в 20-е годы интересовался евразийством и выпускал в Белграде «Евразийский вестник», но потом отрекся от этого учения.

Еще один бывший евразиец, примкнувший к нацистам – Александр Меллер-Закломельский, фольксдойч из прибалтийских немцев, белый офицер. В 1920-е годы на его деньги были выпущены некоторые евразийские издания. Он вышел из евразийских организаций после «кламарского раскола», уехал в Германию, получил там гражданство, сотрудничал с нацистами. В 1930-е годы он написал несколько писем Савицкому и Трубецкому, убеждал их, что евразийство надо дополнить расовой теорий, но получил решительный отказ. Эта переписка была опубликована в 2000-х Альбертом Соболевым в журнале «21 век». Соболев – известный исследователь евразийства, разве что прямо не назвав имя Дугина, сетовал, что сегодня есть попытки сблизить евразийство и фашизм, тогда как классики евразийства были антифашистами. Дугин сделал вид, что не заметил это высказывание.

В 30-е годы некоторый интерес к происходящему в Германии испытывали отдельные второстепенные правые евразийцы, составившие «брюссельскую группу» и выпускавшие журнал «Евразиец» (в частности, Н. Перфильев). Но в 1933 году ЦК Евразийской партии во главе с П. Н. Савицким распускает брюссельскую группу за эти опасные антиевразийские тенденции. Савицкий был настроен к нацизму непримиримо. Евразиец Антипов из пражской группы пытался установить связь между правым евразийством и некоторыми немецкими консервативно-революционными группами (вроде «Ди Тат»). Но именно эти группы были подвергнуты репрессиям гитлеровцами, и назвать их нацистскими не представляется возможным.

Итак, в симпатиях к нацизму в 30-х гг. аутентичных евразийцев и прежде всего его теоретиков и лидеров упрекнуть нельзя. В конце 1930-х евразийское движение прекратило существование. Все, кто остался верен идеям евразийства, в 1940-е выступили резко против коллаборационизма и на стороне антинацистского Сопротивления. И иначе быть не могло. Причина этого в принципиальной несовместимости самих идей евразийства и национал-социализма.

Об этом неоднократно писал Н. С. Трубецкой в разных работах (не только Трубецкой, конечно, но ограничимся им для краткости). И это понятно, если мы просто вспомним, что такое нацизм. Основой национал-социализма является расовая теория. Согласно ей, дух и психология человека определяются его биологией, а точнее – расовыми особенностями, выражающимися в том числе в форме черепа, разрезе глаз, цвете кожи. Нацисты разделяли расы на высшие (так называемую «арийскую», к которой якобы принадлежат североевропейские народы) и низшие, включающие в себя евреев, арабов, цыган, славян. Причем представителей последних они отказывались считать полноценными людьми, называя их «унтерменш», недочеловеки. Если «арийцев» они рисовали как носителей высших духовных свойств – смелости, способности к творчеству, ума, то «утерменш» – как склонных к хитрости, меркантильности, похотливости, жадности.

Все беды общества нацисты объясняли тем, что представители так называемых «низших рас» (а также полукровки, результаты расового смешения) якобы захватили идеологическую, экономическую, а то и политическую власть (тут в ход шли шизофренические теории заговора) и навязывают-де представителям «высшей расы» свою волю. Политическая программа нацистов состояла в «сегрегации рас», удалении тех, кого они относили к «низшим расам», из аппарата управления, из экономических, культурных институтов, их ограбление и частичное или полное уничтожение, «ариизации» всей общественной жизни «Новой Европы», создание колоний для арийцев на землях, где когда-то жили «унтерменш». Практически это выразилось в «запретах на профессии», создании в городах гетто, уничтожении людей в «лагерях смерти» и захватнических войнах.

Имеет ли эта бредовая схема какое-либо отношение к евразийству? Очевидно, нет. Теоретики евразийства отмечали, что их учение базируется на двух фундаментальных основаниях: 1) христианской религии; 2) идеалистической философии, восходящей к греческим отцам церкви и Платону. Христианство провозглашает, что представители всех народов без исключения принадлежат к одному человеческому роду (потомкам первых людей – Адама и Евы), все они достойны спасения и могут спастись и, наконец, все они равны перед Богом (в царстве Божьем «нет ни эллина, ни иудея» (Кол 3:11)). Идеалистическая философия утверждает, что дух стоит выше материи, характер человека, и уж тем более его способность совершать добрые поступки или злые дела определяются вовсе не его биологией, а его душевно-нравственным состоянием.

Нет никакой предопределенности, связанной с кровью и расой, для нравственного или безнравственного образа жизни, для того чтобы быть благородным и смелым или жадным и трусливым. Более того, каждый человек, будь он с белой, черной или жёлтой кожей, наделен свободой воли и сам выбирает между добром и злом. Иная точка зрения, что материя выше духа и что физические особенности человека предопределяют его ментальность и духовный облик, называется материализмом, да еще и вульгарным, примитивным. Трубецкой так и пишет: евразийство несовместимо с нацизмом, потому что нацизм – это антихристианский биологический материализм.

Но и этого мало. Трубецкой отрицает за нацистскими расовыми теориями статус научности, на который они ничтоже сумняшеся претендовали. В статье «О расизме» Николай Сергеевич писал, что нет никаких научных аргументов в пользу того, что существует детерминация между расовыми особенностями и психологией и тем более духовно-этической жизнью человека:

«В научной проверке нуждается именно эта связь определенных психологических черт с определенными расовыми признаками. … В этой области дело обстоит далеко не так просто, как это кажется «расистам». Не подлежит сомнению, что часть психических черт каждого человека унаследована им от его предков, а другая часть благоприобретена. Можно считать установленным, что так называемые «таланты» и «темпераменты» принадлежат не к благоприобретаемым, а к наследственным чертам. Но совершенно не доказано, чтобы и самое направление «таланта» или «темперамента» передавалось по наследству, и даже наоборот, современная индивидуальная психология и изучение биографий выдающихся людей приводят к выводу, что направление таланта обусловлено биографией».
Наконец, последним гвоздем в крышу гроба нацистской теории стала критика Трубецким арийского мифа в его статье «Мысли об индоевропейской проблеме». Дело в том, что одно из главных положений нацизма состояло в том, что германцы – потомки некоего легендарного народа ариев, благородных «голубоглазых, белокурых бестий», которые жили в древней Индии и которым нацисты приписывали все культурные изобретения человечества. Но с чего нацисты взяли, что этот народ вообще когда-либо существовал? Главным образом из того, что почти все европейцы говорят на схожих языках, которые возводят к индоевропейскому праязыку, то есть, предположительно, к языку этих самых ариев. Трубецкой прямо указывает на это:

«Понятие «индоевропейцы» является чисто лингвистическим…. Предполагают, что в какие-то чрезвычайно отдаленные времена существовал один-единственный индоевропейский язык, … из которого будто бы развились все исторически засвидетельствованные индоевропейские языки» Но, как парирует Трубецкой, «….для объяснения закономерности звуковых соответствий вовсе не надо прибегать к предположению общего происхождения языков данной группы, так как такая закономерность существует и при массовых заимствованиях одним неродственным языком у другого». И заключает: «Подлинное, чисто лингвистическое существо индоевропейской проблемы было позабыто. Многие индоевропеисты … стали рассуждать о местожительстве, культуре и расе индоевропейского «пранарода», между тем как этот пранарод, может быть, никогда и не существовал. Для современных немецких (да и не только немецких!) языковедов «индоевропейская проблема» получает приблизительно следующую формулировку: «Какой тип доисторической керамики должен быть приписан индоевропейскому пранароду?» Но этот вопрос … с научной точки зрения разрешен быть не может и поэтому является праздным». Итак, Трубецкой ни много ни мало опроверг существование «древних арийцев»!».
(Хочется добавить, что замечательный советский филолог и лингвист Виктор Жирмунский обрушил все построения «арийцев-индоевропейцев» одним простым замечанием, что возникновение языковой семьи может быть результатом не только дивергенции, но и конвергенции – примечание редактора.)

Эта маленькая статья, написанная сухим академическим языком, была для нацистов подобна разорвавшейся бомбе. Если не существовало ариев – значит и нет «истинных арийцев» в ХХ веке, значит «арийское мировоззрение», восславляемое нацистами, превращается в пустое понятие, а «превосходство арийских ценностей» – в чушь собачью. Неудивительно, что австрийский коллега Трубецкого по Венскому университету, нацист по убеждениям, тут же настрочил на русского ученого донос в гестапо. Трубецкого подвергли тяжелейшему допросу, после которого у него случился инфаркт, и он умер в возрасте 48 лет. Но, как известно, убить ученого – это не значит опровергнуть его аргументы.

Между прочим, и в этой критике Трубецкой исходил из евразийской теории. В ней есть понятие языкового союза (введенное Трубецким в 1923 г.), которое противоположно понятию языковой семьи. Если последняя объединяет языки народов, принадлежащие родственным народам, то первый – языки народов, которые связало нахождение в одном географическом ареале – месторазвитии, общая историческая судьба. Так, языки народов России-Евразии, по Трубецкому и Якобсону, составляют один евразийский языковой союз.

Евразийцы в отличие от славянофилов (например, Н. Я. Данилевского) делили человечество на цивилизации не по признаку «крови», а по признаку «культуры и почвы». Поэтому они отвергали панславизм, указывая, что поляки, хорваты и русские давно уже принадлежат к разным геополитическим и культурным мирам, и утверждали, что татары и башкиры ближе к русским, которых связала с ними историческая судьба, чем южные и западные славяне. Отсюда идея евразийской, славяно-туранской цивилизации. Это отрицание «принципа крови», составляющее суть евразийства, позволяет говорить о его принципиальном отличии от биологизаторских расистских теорий вроде нацизма.

Рустем Вахитов

Ваши новости

Вам также может понравиться

Один комментарий

  1. 1

    Нацизм это проявление негативизма в мироощущение химерных этнических популяций … немецкий нацизм это логическое мифо структурирование немецко- еврейской химеры .. попытка химер найти свое место в истории в качестве строителей Империи Третьего рейха … А сказки про арийцев это только для немецких плебеев … Все кто строит империи — это нацисты .. химеры … В ссср поэтому и строили моно этнос Советский Супер Этнос — Единый Советский народ .. что бы не было Советской Империи и скрытого фашизма .. А сегодня Россия благодаря «царебожникам » и дивергенцианистам — троцкистам стала сателлитом Четвертого Рейха…. И вопрос о свободной Евразии с центом Евразийства в Москве стал сомнителен … с всеми теми компонентами и структурами пиарящиеся на теме Евразийство … Отрадно то , что молодежка не хило проводит время …

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>