Фигура Русского Царя: антропология и этнография

В московском отеле Арарат Парк Хаятт состоялось XIII Годовое Заседание Московского Евразийского Клуба по теме: «Перспективы монархии в России и в мире». Заседание переросло в годовой же Торжественный ужин Клуба и по мере дискуссии о перспективах монархии число гостей стремительно увеличивалось пока не подошло к количеству 150 персон.
Тема монархии будоражила евразийцев давно, однако они решили “припасти” её на Годовое заседание, что называется “на сладкое”.
Дресс-код был: Bt (black tie) и вечерние платья. Поэтому кавалеры щеголяли в смокингах, ну а дамы просто поражали воображение.
Тем не менее “монархическая дискуссия” прошла на высоком интеллектуальном уровне. Эксперты Клуба на его годовщину провели своего рода “структурный анализ” монархической идеи.
Темы для обсуждения взывали и возбуждали:

ara13-15

— Возвращение Рюрика
— Империя и права народов
— “Белый царь”, “красная Русь”, “чёрная земля”
— Монархия в России – XXI: неудачная шутка или единственный шанс?

В предуведомительном спиче Председатель Клуба Павел Зарифуллин заметил, что обсуждение сложной монархической темы евразийцами не будет касаться актуального монархизма в России и в Европе, “видам” престолонаследия, реставрационным прогнозам и интригам Романовых, Бурбонов и Гогенцоллернов:

ara13-03

“Мы попытаемся рассмотреть монархическую систему и “Фигуру Царя” с точки зрения архетипов, древнейших представлений народов нашей страны. Поэтому наша монархическая дискуссия, видимо будет иметь футуристический характер, хотелось бы поговорить о древнейших аспектах “царского мифа”, который так или иначе будет реализовываться в будущей России”.

ara13-29

Открыл XIII Годовое Заседание евразийский историк и писатель Роман Багдасаров. Он задал тон дискуссии, обратившись к “царской антропологии”:

Фигура Царя

“Я бы хотел поговорить об образе монарха. Этот образ свойственен и исламу и буддизму. Но я буду говорить о том, как он сформировался в нашей восточнохристианской ойкумене.
Я лично бы хотел сказать о важности фигуры монарха для духовного развития человека как такового. Это своего рода архетип, идеальный монарх суть “золотое зерно” из коего прорастает священный порядок страны.

ara13-09

Только в чине монарха человек может гармонично исполнять свои властные полномочия, власть не искажает его, т.к. государство рассматривается, как продолжение венценосной семьи, т.е. имеет естественное основание.
Остальные формы более ущербны, потому что в них человек вынужден опускаться до стадного “командного” уровня, где потеряно специфическое достижение человека и человечества – семья.

ara13-14

Гибель антропоцентризма в искусстве

Интересно, что император в России начала XX века возглавлял общество любителей древней иконы. Царь – живая икона и гарантия сохранения человеческого образа, человеческой иконичности, соответствия высшему замыслу о человеке.
На самом деле кризис церковного и художественного искусств связан с
утратой иконичности, которая в свою очередь связана с утратой чина царства.

ara13-13

Идею об особенном “антропологическом значении” образа монарха для человечества попытался развить публицист Илья Бражников:

Монархия – сложная форма государственного и общественного устройства, к которой человечество пришло в результате длительного развития. Теперь это развитие практически прекратилось, уступив место так называемому «техническому прогрессу». Монархия, как справедливо отмечает Багдасаров, является культурно-антропологическим проектом.

ara13-23

С IV века образ императора (властителя ойкумены) и образ теоантропоса (Богочеловека) являются аналогией. Иконография Христа, практически вся церковная иконография, которую мы знаем, вырастает из императорского искусства. Это доказанный факт, о котором сегодня, к сожалению, редко вспоминают.
И недаром после гибели русского самодержца в 1918 году антропоцентризм в искусстве начинает сильнейшим образом колебаться, пока окончательно не маргинализуется во 2-й половине XX века.

ara13-05

Это отразило общую культурную деградацию. Вот почему восстановление царского правления, если оно когда-нибудь состоится, будет означать для человечества «новый формат».

Монархия и “новое человечество”

Действительно, если Аристотель называет монархию наилучшей формой правления, то нужно понимать, что это наилучшая форма правления для наилучших людей.

ara13-08

Рабам или париям, вероятно, всё равно, кто и как ими правит. Монархия становится возможной в мире, где образ человеческий достигает определенной высоты или даже своего совершенства. Таковы все монархии, начиная от царя Давыда или Кира персидского – везде мы видим определённое развитие идеи и образа человека”.

Царь и Вулкан

Эксперт Евразийского Клуба Кирилл Коктыш обратил внимание на особое “тектоническое”, фактически внечеловеческое значение монархической власти, а также и её функции.

ara13-06

Коктыш припомнил, что во время недавней революции в Таиланде “спящая” монархическая власть неожиданно презентовала стране и всему миру свою трансцендентную политическую функцию: “Власть проснулась в Таиланде, как спящий вулкан. Монарх приказал вывесить революционеров на деревья, что и было с радостью исполнено согражданами. Поэтому от такого “вулканического” “возвращения Рюрика” не застрахована ни Россия ни одна страна СНГ”.

ara13-11

Иной Царевич

Идею “инаковости” природы царской “сакральной” власти развил в своём выступлении Прнедседатель Клуба Павел Зарифуллин: “Русский мир, его общество живёт своей жизнью, как иное любое человеческое общество. Любой социум старается не соприкасаться ни с какой иной частью мира, как корабль плывущий в океане.

ara13-28

Россия живёт в своей посконной “земляной” сфере Русской Равнины. Есть у неё своя «красная» элита, потомки древних благородных родов. Но, время от времени, Равнине приходится сталкиваться с Иным.
Чем-то другим, с другими народами, культурами, технологиями. Как сталкиваться, что ей делать – наша Равнина не знает. Поэтому Равнина берет сыворотку из Иного, чужого мира, из возможного источника болезни, из возможной угрозы, так как делают прививку от оспы.

ara13-10

Оспа это Чужое и Иное, стремящееся уничтожить организм. А прививка от оспы – царская власть, которая приходит на Равнину всегда Извне. Как и в любой иной общественно-культурной системе.
Согласно “дедушке этнографов” Фрэзеру и русским сказкам – появляется молодой царевич из иной земли, он приходит в наше царство и получает по итогам различных подвигов царевну и пол-царства впридачу. “Иной царевич” несёт в себе не только отпечаток “чужого”, но и энергию сакрального, священного.

ara13-24

Согласно этнологу Рене Жирару “священное”, попадая в наш мир всегда раздваивается, растраивается. Иное, священное всегда многолико, поэтому “оттуда” царствовать прибывают братья.

Повелитель Оспы

Священный царь может ничего не делать. У африканских племён он просто ест-пьёт и совершает аморальные безобразные поступки. То, что никогда не позволит себе любой иной представитель общества, народов королевства, живущих по чётко отмеренным правилам и законам. Поэтому царь священен, сакральность его связана с Иным, он – Иной, он – “сыворотка Иного”, в живом организме страны.

ara13-07

Он может однажды проснуться и приказать всех развесить по деревьям. И все ему угодливо помогают, потому что понимают, что царь это Иное, вулкан, который просыпается когда сакральному внутри системы это необходимо.
Российская власть всегда приходила извне.

ara13-12

Это Рюрик с “братьями”, Чингизиды, потомки прусских князей Балтики – Романовы, а также Владимир Ильич Ленин, приехавший на Русскую Равнину из Стокгольма и буквально вобравший в сумасшедшие революционные годы архетип “красного царя” в себя.
Сталин пришёл на эту территорию из-за кавказских гор Извне. Поэтому в сознание наших народов он – последний сакральный царь.

ara13-21

Но сложный организм общества и народов, страну населяющих, рассматривает “царскую функцию” именно как прививку от Иного. Поначалу варяжские князья и монголы Равнину грабят и реструктурируют, потом мобилизовывают её жителей и защищают от Иного.

ara13-01

Как Александр Невский мобилизовавший жителей Русской Равнины на борьбу со своими варяжскими родственниками. На Неве, Чудском озере и в других местах.

Продолжение

Пресс-центр Московского Евразийского Клуба

Кино и кенозис: VIII Заседание Московского Евразийского Клуба по теме: «Мировой синематограф после выхода фильма «Аватар». Будущее Культуры в эпоху постмодерна».

ara13-20

Америка: новейшая евразийская политика
Эссе-отчёт о V заседании Московского Евразийского Клуба “Будущее российско-американских отношений: между экономикой и мифологией”. (23 Апреля, Москва, отель “Арарат Парк Хайятт”)

Америка, Россия и Наркотики (Итоги заседания IV Московского Евразийского Клуба)

ryrik

Летающий Град или Город Рабов?
Эссе-отчёт о VII заседании Московского Евразийского Клуба «Футуристические проекты развития цивилизации – Россия 2030».

“Я иду на Восток”
Продолжение отчёта о VI заседании Московского Евразийского Клуба по теме: «Европейский финансовый кризис: перспективы евро и последствия для России».

ara13-19


Кавказ нам нужен или война? Итоги III Московского Евразийского Клуба

Самоубийство на Кавказе и Сетевое Министерство Национальностей.
Продолжение отчёта о IX Заседании Московского Евразийского Клуба по теме: «Межэтнические и межконфессиональные конфликты на постсоветском пространстве: психология противостояния, концепции разрешения».

ara13-16

Царство Пресвитера Иоанна: поиски не закончены.
Итоги заседания XII Московского Евразийского Клуба
В поисках Беловодья и Святого Грааля

Философия Русской Любви.
Состоялось XI Заседание Московского Евразийского Клуба по теме: «Русская женщина в XXI веке: гендерная революция или Русская Любовь?».

ara13-18

Христос и Антихрист. Старообрядческий «экономический максимализм».
Продолжение отчёта о X Заседании Московского Евразийского Клуба (МЕК) по теме: «Христианская политэкономика».

Римский Папа на Московском евразийском Клубе.
X Заседание Московского Евразийского Клуба (МЕК) по теме: «Христианская политэкономика».

ara13-02

.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>