Фигурка «Качинская женщина» из серии «Народности России»

В собрании Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга хранится фарфоровая фигурка «Качинская женщина» из серии «Народности России» (1907-1917), выполненная скульптором Павлом Павловичем Каменским (1858-1922). Всего в России было выпущено две серии «Народы России» в разные годы первая (1780-1790), вторая (1907-1917), и повторы в (1930-е) и в 2007 году.

Серия «Народности России» или «Народы России» — это вторая серия фарфоровых статуэток Императорского фарфорового завода (ИФЗ), создававшаяся в 1907-1917 годы в Санкт-Петербурге. Автором большинства моделей был скульптор Павел Павлович Каменский. В данную серию «Народы России» входит 74 фигурки. В наиболее полном виде серия представлена в Музее фарфора Государственного Эрмитажа и в Российском Этнографическом музее.

Впервые в России фарфоровые статуэтки представителей различных народностей страны появились в качестве подарка короля Пруссии Фридриха II императрице Екатерине II. В конце XVIII века Фридрих II подарил Екатерине Великой сервиз. Сервиз был изготовлен в 1770-1772 годах на Берлинской фарфоровой мануфактуре, где в комплексе настольного украшения помещалось изображение императрицы Екатерины II, сидящей на троне, в окружении подданных Российской империи и пленных турок.

В ответ Екатерина Великая повелела выпустить собственную серию фарфоровых статуэток «Народы России». В 1780-1790-х годах Екатерина II инициировала выпуск фарфоровых статуэток первой серии, получившей название «Народности России» («Народы России»). В неё входили не только народности, но и городские типы – ремесленники и торговцы. Основой для серии послужил изданный в 1776-1777 гг. труд этнографа И. Г. Георги «Описание обитающих в Российском государстве народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достойнопамятностей».

Императорский заказ исполнил скульптор французского происхождения Ж.-Д. Рашетт. Он изучил книгу немецкого этнографа И. Г. Георги, который составил описание народов России и иллюстрации к книге, выполненные по натурным зарисовкам разных путешественников. В 1907 году император Николай II поручил выпустить вторую серию фарфоровых статуэток «Народности России». Cерия стала юбилейной и была посвящена 300-летию дома Романовых, которое праздновалось в 1913 году. В 1897 году в Российской империи прошла единственная перепись населения и сотрудники Императорского фарфорового завода использовали ее данные для изготовления серии «Народности России». Проект должен был стать масштабным и исторически достоверным. Сначала планировалось, что фарфоровая коллекция будет состоять из 400 мужских и женских фигурок.

Однако представители некоторых народностей были внешне схожи между собой или носили похожую одежду. При отборе образов большое значение имели научные достижения в изучении культуры народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Именно этим и объясняется преобладание в серии «Народности России» скульптур, представляющих народы именно этих территорий.

Начальная работа по подготовке концепции легла на директора завода барона Н. Б. Вольфа. В отличие от предшествующих фарфоровых статуэток с изображением народностей России, данную серию было решено создавать основываясь на новейших научных этнографических исследованиях. На завод как консультант был приглашен директор Музея антропологии и этнографии, автор 150 научных трудов, академик Василий Радлов.

Многочисленная серия из фарфора была призвана проиллюстрировать все народности, проживавшие на территории Российской империи, и таким образом подчеркнуть её величие. Эскизы выполнялись на основе экспонатов Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого и этнографического отдела Русского музея императора Александра III. Перед специалистами стояла непростая задача — изучить подлинные костюмы, украшения и предметы быта народов Российской империи. При создании каждого образа учитывались исследования по сравнению черт лица, роста, телосложения, даже цвета кожи и структуры волос. Сотрудники музеев консультировали художников, которые работали над эскизами.

Руководство проектом было поручено скульптору Павлу Павловичу Каменскому (1858-1922), много лет служившему в должности заведующего бутафорской мастерской императорских театров. Ему помогала команда формовщиков и живописцев — А. Лукин, П. Шмаков, И. Зотов, А. Дитрих, Л. Мидина и др. Фарфоровые скульптуры изготавливали техникой литья и после этого их украшали росписью и раскрашивали – большую часть фигурок расписала художница Мария Герцак.

К 1915 году почти все существующие на данный момент модели были готовы. Музеи получили копии моделей, а уменьшенные в два раза статуэтки высотой 18-19 см поступили в продажу. Всего было изготовлено 146 форм для отлива статуэток и 74 оригинальные фигурки.

Проектом по изготовлению фигурок руководил скульптор Павел Павлович Каменский. Статуэтки серии одели в праздничные национальные одежды, где мастера тщательно проработали каждую деталь костюма: складки платьев и шуб, фактуру ткани и меха. Приходилось учитывать все особенности национальных костюмов.

В серии «Народности России» мы видим представителя этнической группы хакасов качинки. Качинцы (хаас) — это этнографическая группа хакасов, которые проживали по левому берегу р. Енисея, в степной части Хакасии от верховьев р. Чулыма (Орджоникидзевский район) до р. Абакан (Усть-Абаканский и Алтайский районы).

Национальные особенности традиционной одежды качинки скульптор Каменский подчеркнул в традиционной женской шубе «идектiг тон», шапке «тулгу пoрiк» и нагрудном украшение «пого».

Женская шуба «идектiг тон» шилась из белой или черненой овчины, мерлушки и покрывалась сверху узорчатой тканью. У распашной шубы правая пола всегда находила на левую. На покрытие ее использовали сукно, бархат, атлас, шелк и парчу. Такая шуба высоко ценилась. Ее носили в особо торжественных случаях. Она долго хранилась, передавалась по наследству по женской линии. Особенностью покроя этой шубы была прямая спинка, скроенная в талию, с глубокими остроугольными проймами рукавов; на уровне колен шуба собиралась в сборки при помощи ниток из воловьих жил, образуя как бы воланы, которые ограничивали свободное движение женщины. Воротник делали стоячий или отложной из мерлушки или выдры. Края рукавов делались обычно полукруглыми с опушкой из шкурки мерлушки или выдры, которая прикрывала кисти рук. Длина шубы была почти до пола. На опушку подола и полы чаще всего использовали шкурки с лап соболя и белки.

В 1894 году исследователь П. Е. Островских, посетивший качинцев писал: «Оригинальные длинные женские шубы с перехватом ниже колен, с большим трудом, стягиваемым при помощи толстых ниток из воловьих жил, теперь встречаются уже довольно редко, заменяя шитыми на русский манер, хотя и разукрашенными шелками, парчой и прочее».

Путешественники и ученые, посетившие Хакасию чаще всего обращали внимание на женские головные уборы «тулгу порiк» и «тагаях», украшенные кораллами и бисером, которые поражали воображение европейцев необычной формой и богатством декора.

Женская шапки «Тулгу порiк» (лисья шапка) шилась из меха желтой или черно-бурой лисицы, с широкими приподнятыми полями. Шапка подбивалась мерлушкой. Поля вместе с тульей шапки, имеющей выпуклую форму, покрывались дорогой тканью — шелком или парчой. Эту шапку носили замужние женщины, главные женские участники свадебной церемонии — свахи.

В 1805 году историк Г. И. Спасский, посетивший Хакасию писал о шапке «тулгу порiк»: «Женские шапки похожи на мужские; но отличаются широким околом, красною шелковую или гарусною на маковке кистью и подвесками, состоящими из двух шелковых лент, а иногда бисера, корольков и змеиных головок».

Головной убор у хакасов всегда был связан с Верхним миром бога Неба Тигiр (Тенгри). Являясь предметом традиционного костюма, хакасский головной убор нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении. За головным убором закреплялась охранная функция: роль оберега играли нашитые на убор перламутровые пуговицы, кораллы, раковины каури, бисер и вышитый орнамент. Органично вписавшись в костюмный комплекс, многие головные уборы представляли оригинальные образцы народного декоративного искусства.

С шапкой «тулгу порiк» у хакасов было связано и представление о Солнце-источнике всего живого на земле. Хакасы Солнцу поклонялись, его обожествляли. Оно в виде определенных символов вошло в жизнь народа и в их быт. Символом Солнца, в частности, стал помпон на хакасском головном уборе «тулгу порiк». Малоизвестным и забытым фактом стало, что в ХVIII-ХIХ веках к верхней части шапки «тулгу порiк», женщины иногда прикрепляли фигурку в виде ящерицы (данный экспонат в настоящее время хранится в фондах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого).

У хакасов женское нагрудное украшение «пого» всегда наделялись особыми свойствами: выступало в качестве оберега, обладая особенной силой против нечистых духов; служили как бы овеществленным носителем семейного благополучия, а также знаком половозрастного и семейного статуса.

После 1917 года в Советской России статуэтки «Народности России» повторялись для продажи и дипломатических подарков. Так, в 1930-е их серию выпускал переименованный Ленинградский фарфоровый завод в уменьшенном размере.

В 2007 году Императорский Фарфоровый Завод начал выпуск повторов знаменитой серии «Народности России». Из 74 фигурок серии были восстановлены и выпущены 36 скульптур мастерами «Императорский фарфоровый завод» А. А. Даниловым, Г. А Белаш, А. П. Трофимовой, С. В. Плаховым, С. М. Яшниковым, О. М. Грушиной.

Маина Чебодаева, кандидат искусствоведения, научный сотрудник ХакНИИЯЛИ

Источник:19RUS

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>