Форум коренных народов в Салехарде завершился, гости разъехались, но диалог продолжается

Голос малых народов услышан по всей стране. Полтысячи делегатов из разных регионов и иностранные гости собрались в Салехарде, чтобы рассказать о том, что их волнует сегодня. За 2 дня они рассмотрели все аспекты коренной жизни. Первоочередные – национальная идентификация, доступ к природным ресурсам, сохранение языков и традиций. Каждая из этих тем — повод для беспокойства и мобилизации общих сил. Частные проблемы выливаются в тенденции, которые нужно рассматривать на уровне Федерации.

Чум посреди ямальской столицы так и манит участников форума. И не только качеством выделки оленьих шкур. Внутри кипит работа – здесь поят чаем и принимают предложения, как улучшить жизнь малых народов. Например, убрать нестыковки в законах.

«О гарантиях прав малочисленных народов сказано, что малочисленные народы могут пользоваться земледелием, животновоством, а в особо охраняемых природных территориях, это все запрещается», — говорит Алексей Кучуков, делегат форума от Кемеровской области.

Открытие форума. Зал пестрит национальными одеждами. Тут представители 28 регионов и 41 малого народа. И у каждого есть, что сказать. Самые острые дискуссии на сессиях. К вопросу доступа аборигенов на исконные земли возвращаются снова и снова. Реки для рыбалки, охотничьи участки и гектары оленьих пастбищ достаются тем, кто предложит большую цену на торгах. Норма приоритетного пользования для аборигенов почему-то не работает.

«В Красноярском крае сейчас лесопользователи – это жители, которые живут в Красноярске, есть такие факты даже приезжают из других регионов, самарской области, выигрывают охотничьи участки, дают большую цену нужно смелее создавать территории природопользования и в рамках этой территории делать аукционы только среди представителей КМНС», — отметил Семен Пальчин, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае.

Более того, арендные ставки за пользование землей федеральные ведомства собираются поднять. Для тундровиков это будет непосильно.

«Нельзя этого делать ни в коем случае, потому что мы же знаем прекрасно, что сотни километров необходимо для одной семьи, чтобы они смогли обеспечить свое кочевание», — считает Григорий Ледков, президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

В Якутии вышли из положения: региональным законом там признали все свои земли территорией традиционного природопользования коренных народов.

«У нас в республике это единственный субъект в Российской Федерации, где принят республиканской закон о проведении этнологической экспертизы. Конечно, это нам здорово помогает, но есть вопросы, например, по рассчету ущерба по этнологической экспертизе», — рассказывает Александр Иванов, делегат форума от Республики Саха (Якутия).

Но форум приехали скандинавские гости. Сравнивают «как у нас» и «как у них» и делятся опытом.

«Все больше людей отдают предпочтение «зеленой энергии», которая должна заменить традиционные виды топлива. Это ведет к тому, что строятся ветряные мельницы, это ведет к тому, что фрагментируются земли, на которых работают оленеводы. Парадокс в том, что считается, что экологически чистые источники энергии хорошо, а здесь они создают проблему», — пояснила Гунн-Бритт Реттер, представитель Саамского совета, Норвегия (КДЦ).

Оленеводство скандинавии полностью в руках частников при поддержке государства. Саамы нашли в традиционной отрасли «золотую жилу» – мясное производство, туризм, народны промыслы. Да хоть ресторанный бизнес! Заработать у оленеводов России — уйма. Профессор института Арктики, осмотрев ямальских упитанных рогатых, тут же выдает бизнес-идею.

«Я уезжаю из Норвегии, путешествую в Италию, чтобы поесть карпачо. Ямал — это земля карпачо!», — заявил Свейн Митиссен, профессор института циркумполярного оленеводства Университета Арктики, Норвегия.

Оленеводство существеут в 10 странах и 24 народах мира, но только в России оно сохранило кочевой вид со всей национальной атрибутикой. Те же саамы, давно пересев на снегоходы в погоне за выгодой, уже не помнят, как управлять упряжкой. Опыту сохраниния традиций, европейцы не прочь поучиться у нас.

«Мы постоянно спорим, что это – бизнес или образ жизни? Что важнее, сохранить образ жизни или развивать экономику? Но нам кажется, что необходимо сбалансировать и попытаться создать и экономическую основу для оленеводов и создать предпосылки для дальнейшего развития оленеводства», — говорит Михаил Погодаев, президент международной ассоциации «Оленеводы мира».

Впрочем, и в России не везде все гладко. Таежное оленеводство на грани исчезновения. А вместе с ним рискуют стать легендой целые народы: кеты, нганасаны, сойоты, ульта. Чтобы этого не случилось, нужна мощная господдержка. А на все оленеводство страны, федерация в год выделяет около 300 миллионов рублей – остальное деньги регионов. На морской зверобойный промысел – он сохранился только на Чукотке – из «большой казны» не тратится вообще ни копейки.

Впору звать на помощь духов. Ведь мясо китов, моржей и лахтаков — основное блюдо 16 насленных пунктов региона.

«Это вряд ли когда-то будет приносить большую прибыль, потому что это, прежде всего, направлено на обеспечение продуктовой безопасности этих населенных пунктов. Это качественное мясо, экологически чистое и это тот вид древнего питания, как одно из единственных условий проживания на этой территории», — сказал Анна Отке, президент ассоциации КМНС Чукотки.

На второй день в Салехарде продолжили обсуждать проблемы, но уже в формате съезда. Глава Федерального агентства по делам национальностей озвучил несколько важных решений: при ведомстве создали консультативный совет, в который вошли представители коренных народов, парламента и ресурсодобывающих компаний. Малым народам выделили отдельную подпрограмму в государственной программе по национальной политике, которая начала действовать с этого года. Государственные дотации вырастут.

«В подпрограмме предусмотрено и субсидирование региональных программ, мы сейчас будем обобщать лучший опыт и те мероприятия, которые показали свою эффективность в отдельных регионах, надеюсь, в ближайшем будущем, с увеличением финансирования, они будут попадать в государственную программу для реализации на федеральном уровне», — пояснил Игорь Баринов, руководитель федеративного агентства по делам национальностей.

Вопрос национальной принадлежности – он волнует каждого из 600 участников форума – фактически решен. Будет создан реестр коренных народов. Это быстрее и проще, чем вернуть в паспорт графу «национальность» или раздать каждому коренному гражданину вкладыш в главный документ. А в уже существующий реестр профессий вернут чумработниц.

Как передать квотирование в рыболовстве регионам, как поддержать общины, желательно рублем, как не забыть родной язык – форум поднимает и глобальные вопросы и частные. Признать чум официально жилищем – инициатива от Ямала.

По российскому законодательству кочевой дом жилищем не является. А это основная причина, почему тундровики не могут стать приемными родителями. При этом, например, на Ямале две трети детей сирот как раз из числа коренных народов. Если чум узаконят, то многие из них смогут вернуться в родную среду обитания.

А это значит, что они не осядут в городах, и будут продолжать традиции предков. Итогом форума стал список конкретных предложений, который отправится прямиком в органы власти. Итогом съезда стали выборы нового «старого» президента Асоциации КМНС – Григорий Ледков остался на своей должности. Форум завершился, гости разъехались, но диалог продолжается.

Источник: ВестиЯмал

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>