Генезис религий (часть II)

Генезис религий (часть I)

Иисус был в Кашмире

Русский востоковед и путешественник Николай Нотович, побывавший в 1887 году в Кашмире, в одном из буддийских монастырей услышал рассказ о бодисатве — святом Иссе. Уже, будучи в Тибете, изучая специально переведенные для него священные тексты, он поразился тому, что жизнь и учение святого удивительнейшим образом совпадают с жизнеописанием Христа. И судя по трудам некоторых Евангелистов предположение об их идентичности допускается. В Евангелии от св. Матфея (16:28) сказано: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят сына человеческого, грядущего в царствии своем». Кстати, Будда тоже был царем. Далее сошлемся на Евангелие от св. Марка, где говорится, что воскресшего Иисуса после выхода из гробницы видели на дороге в Галилею. Отметим, что Вознесение и второе пришествие присутствует в верованиях и мифах дохристианского периода. Что касается Нотовича, то он выдвинул гипотезу о том, что Иисус должен был прийти в Тибет до распятия и, усвоив буддийское учение, вернулся в Палестину.

Отметим, что ислам разделяет христианские представления о Вознесении. В 620 году пророку Мухаммеду было видение, в котором он с помощью архангела Джабраила (Гавриила) оседлал коня Аль-Бурака и в его сопровождении поднялся на Храмовую гору, где встретился и беседовал с Моисеем, Авраамом и Иисусом, а затем, пронзив семь небес, вознесся к подножию трона Божьего. На этом месте в Иерусалиме построена мечеть Аль-Акса. Так, у шиитов есть догма о Махди — мессии, «скрытом» двенадцатом имаме, по возвращении которого последует «велает-е факих» — воцарение справедливости. Двенадцать — сакральное число. У Иисуса было 12 апостолов. Но среди тех, кто видел воскресшего Христа, не было Фомы Неверующего. Позднее, увидев раны Христа, он уверовал. Считается, что Фома был единственным из них, кто удостоился откровения о сокровенном смысле учения Христа. Иоанн Златоуст сообщает, что святой Фома бывал в стране волхвов, крестил этих мудрых людей и сделал их столпами веры. В апокрифических деяниях и Евангелии от Фомы рассказывается о том, что Христос бывал у короля Андраппы в Андраполисе и Пафлагонии (район турецкой Анатолии. — «ДН»). Упоминается и о том, что апостол Фома был направлен Иисусом нести слово Божье в Индию. Примечательно, что одна из христианских монашеских обителей в Индии уже в IV веке носила имя св. Фомы. Согласно преданиям он был похоронен в гробнице на Малабарском побережье, позднее его мощи были перенесены в Эдессу. И если с апостолом все становится более-менее ясным, то возникает вопрос, что произошло с Иисусом? Похоже, что они встречались в Индии.

У турков, курдов и персов имеет хождение легенда о святом Иус Асафе — «вожде исцеленных», в котором легко угадывается Христос. Примечательно, что в Каноне Авиценны упоминается снадобье, называемое Мархам-и Иса, изготовленное для исцеления ран Иисуса. На востоке Афганистана есть две горные долины, носящие то же название. Можно предположить, что Иисус и Мария также направились в Индию. Близ Тадж-Махала найден камень с начертанными на нем изречениями, приписываемыми Христу, но которых нет в Библии. В Деяниях св. Фомы написано, что он был с Христом в Таксилии (территория нынешнего Пакистана. — «ДН»), там же отмечается, что царь Гундфор (Гондофер) и его воскрешенный брат Гад, умерший от укуса змеи, приняли учение Иисуса. Автор книги «Иисус жил в Индии» Холгер Керстен совершил поездку по предполагаемому маршруту Христа и обнаружил следы Богоматери. Местные жители уверяли его, что Христос похоронил Деву Марию близ Кашмира на горе Пинди Пойнт, что вблизи города Мари. Керстен отмечает, что ориентирование могилы осуществлено в соответствии с еврейскими традициями Восток — Запад. Сам же Иус Асаф, проповедовал в Кашмире еще долгих шестнадцать лет.

Следы прошлого

Легенда о нем нашла отражение в сказках художника Николая Рериха, влюбленного в Индию и ее культуру. Относясь к итогам исследования Нотовича критически, он пишет о кашмирской песне: «Славословят Христа в лучших словах. Превыше был он солнца и луны». Рерих упоминает о существовании надписи в гробнице в Сринагаре, где по местным преданиям похоронен Иус Асаф, будто бы там происходят исцеления и источается аромат. Кстати, она встроена в традициях иудеев. Побывав в пакистанской части Кашмира, могу сказать — это действительно обитель богов. Вернее сказать, была. Жаль только до Сринагара я не добрался. До него оставалось всего 109 километров. Примечательно, что на надгробии обнаружены следы ступней, причем рубцы на них соответствуют стигматам, отпечатавшимся на знаменитой Туринской плащанице. Подтвердить их идентичность мог бы радиоуглеродный анализ, но для его осуществления пришлось бы пожертвовать значительной частью реликвии. Художник приводит еще одну легенду о встрече с мертвой головой: «И восстал богатырь — великан, — так и хочется добавить «окропленный святой водой» — и поклонился он Иссе за воскресение для подвигов во спасение всего человечества». Все как в русских сказках. В отличие от Нотовича Рерих видел за всем этим наследие несторианцев.

Общеизвестный факт, что общины последователей Нестория сохранились в Иране, Ираке и Сирии. В Иране я пытался их найти, результат, прямо скажу, обескураживающий. Здесь их именуют, впору будет сказать именовали, — айсорами. Это ассирийцы. Они сыграли выдающуюся роль в древней и средневековой истории. Язык их восходит к арамейскому. Айсоры селились в труднодоступной местности, что и позволило сохранить христианство. Отмечу, что еще до Первой мировой войны часть ассирийцев была принята в лоно Православной церкви. Поиски увенчались успехом, мне удалось найти несторианский храм в Керманшахе. Поразили аскетизм и чистота, царящие в церкви. Смотритель-иранец сказал, что «айсоров здесь не осталось, все разъехались. Кто-то подался в Европу, кто-то в Америку, а я здесь поддерживаю порядок в надежде, что кто-нибудь зайдет». Каменные плиты надгробий несторианских епископов в углу, навечно потухшие лампады и свет лампы, освещающий скорбный лик Богоматери, и черного цвета гобелен, на котором изображен распятый на кресте Христос. Даже если Иисус не проповедовал в Кашмире, то появлению легенд о Иус Асафе теперь есть вполне правдоподобное объяснение.

В Афганистане слово Мухаммеда утвердилось в конце VII — начале VIII веков. Интересно, что в афганских антикварных лавках можно найти старинные пробки или втулки из обожженной глины с изображенными на них крестами, часто похожими на мальтийские. Встречаются и другие: крест, составленный из полумесяцев или заключенный в ажурную сеточку. Попадаются пробки, на которых выдавлена печать, в центре которой крест и небольшая окружность в верхней его части. Похоже, что ими запечатывались сосуды с маслом и вином. Может быть, крест нес функцию оберега и предохранял продукты от порчи? Чаще всего их находят в Балхе, некогда столице Греко-Бактрийского царства. Поскольку в этих регионах Азии распятие на кресте не практиковали, да и Христа на них нет, то это наводит на определенные размышления. А может, прав популярный автор многочисленных книг Мурад Аджи, утверждающий, что крест был известен азиатским народам еще до появления Христа и что распятие стало символом христианства значительно позднее? Может быть, в том числе и поэтому, разделяя с христианами идею единого Бога, мусульмане не признают один из их основных догматов — распятие Христа? Смерть Иисуса на кресте не признают и ахмадийцы.

Новый взгляд на старую историю

В своем труде «Иисус в Индии» основатель ахмадийского движения Хазрат Мирза Гулам Ахмад, ссылаясь на манускрипт от Вараввы, хранящийся в Британском музее, пишет, что «Иисус не был распят и не претерпел смерти на Кресте». Он объясняет свое утверждение следующим образом. Его распятие было назначено на пятницу, в предзакатное время. По мнению Хазрата, евреи, а вернее будет сказать иудеи, подобно мусульманам, жили по лунному календарю, согласно которому закат считался началом дня, т.е. субботой. В шестом часу Бог наслал пыльную бурю, бушевавшую три часа. Поэтому, боясь быть застигнутыми приходом ночи, евреи в спешке сняли Иисуса с креста. Кроме того, Хазрат, ссылается на Евангелие от Матфея (2:19), когда Понтий Пилат вел свой суд, его жена прислала ему слово о том, чтобы он не сделал чего-либо с благочестивым человеком, ибо, сказала она, ей приснился в ту ночь сон, который вселил в нее сильную тревогу. Хазрат продолжает: «Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого распятого с ним. Но, пришедши к Иисусу, как увидели его умершим, не перебили у него голеней, но один из воинов копьем пронзил ему ребра, тотчас истекла кровь и вода» (Иоанн, 9:31-34). Если б он был мертв, то кровь из раны бы не текла. Иисус был помещен в гробницу. В утро Воскресения Иисус встретил первой Марию Магдалину, которая и возвестила об этом апостолам. Евангелист Лука (24:13-31) писал о том, что Христос и апостолы провели ночь в деревушке Эммаус.

В свою очередь в Коране (Аль-Ниса, 4:158) сказано: И потому что говорили они: «Мы умертвили Мессию, сына Марии, посланника Аллаха», тогда как не убили они его и не распяли (то есть не умертвили распятием), но явился он им как распятый; и те, которые не согласны с этим, точно находятся в состоянии сомнения о том; у них нет точного знания об этом, но они следуют лишь предположению; и не обратили они это предположение в уверенность. Для самого Хазрата воскресение Христа было чем-то сродни чудесному освобождению Ионы из чрева кита. Что же было дальше? В предисловии к его труду «Иисус в Индии» говорится, что в «этом трактате привлечены обстоятельные доказательства, почерпнутые как в христианских, так и в мусульманских письменах, а также в древних книгах по медицине и по истории, с включением древних буддийских источников. И далее, здесь показано, что Иисус, начав свое путешествие с Иерусалима и пройдя впоследствии через Насибию (город в Ираке.- «ДН») и Иран, достиг Афганистана, где встретил евреев, обосновавшихся там после свого бегства от тирании Навуходоносора. Об этом упоминал Иосиф Флавий.

Искандер Аманжол

Продолжение следует…

Вам также может понравиться

Один комментарий

  1. 1

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>