Геноцид езидов Ирака продолжается

На севере Ирака, граничащем с Турцией и Сирией, сохраняется напряженная ситуация. Группировки террористической организации «Исламское государство» ведут активные бои. В этом же регионе действуют и курдские формирования, которые – вместе с иракскими войсками – пытаются противостоять террористам. В гуще событий оказалась этно-конфессиональная община езидов, которой сегодня грозит полное уничтожение по религиозному признаку.

В августе 2014 года в местности Шангал (по-арабски Синджар) боевики ИГ физически уничтожили множество езидов, отказавшихся принять ислам. Более 350 тысяч езидов стали беженцами, из них 70 тысяч были вынуждены скрываться в горах, тысячи женщин были проданы террористами в сексуальное рабство.

В разные времена езиды неоднократно подвергались гонениям и массовым убийствам. В начале прошлого века они – так же как армяне, ассирийцы и греки – стали жертвами геноцида на территории Османской Турции. Спустя век трагедия повторяется в Ираке. Попытки обратить внимание мировой общественности на кошмар в Шангале не дают должных результатов. Президент США Барак Обама распорядился нанести авиаудары по расположениям террористов ИГ, однако это не облегчило ситуацию. Убийства езидов в Ираке продолжаются.

Недавно о геноциде езидов был снят социальный видеоролик «Save Ezidis» («Сохраним езидов»). Агентство «Благовест-инфо» попросило рассказать о трагедии иракских езидов одного из создателей этого ролика, автора книги «Геноциды езидского народа, или кошмар Шангала» Романа Авдояна.

— Роман, Вы побывали в районе Шангал после нападений террористов из группировки ИГ. Что Вы там увидели?

— Этот кошмар сравним с геноцидом армян в Османской Турции. Те же методы и зверства. Местные жители мне рассказывали, что в деревушке Тлбнат на глазах у матерей убивали детей, расчленяли их тела, а потом заставляли матерей съедать их. И эти ужасы совершались якобы во имя ислама.

Все началось 2 августа 2014 года. Тогда ночью боевики ИГ без предупреждения ворвались на территории, населенные езидами, в Шангале. Мы называем этот регион Ездистаном. Кто смог, тот оставил свои дома и направился в горы. Десятки тысяч людей провели в горах более семи дней без каких-либо припасов. Без пищи и воды они ждали помощи. Когда я побывал в одном из лагерей беженцев, одна женщина рассказала, как ее ребенок постепенно умирал на ее глазах от голода и обезвоживания.

При этом ни одна международная организация, ни одна сверхдержава, уже зная о событиях в Шангале, не организовала доставку гуманитарной помощи этим людям. Позже говорилось о том, что ИГ оккупировало все подходы к горам, где спасались беженцы, и поэтому не было возможности организовать доставку гумпомощи. Но разве нельзя было доставить продукты и воду на вертолетах и сбросить это груз в горах? Я не верю, что это было невозможно.

— Вы сказали, что ночью 2 августа в район Шангала ворвались боевики ИГ. Они сразу начали резню, или сначала местным жителям были предъявлены какие-то условия?

— В первых числах августа террористы вошли в село Кочо. Сначала они не трогали никого, но поставили перед сельским главой условие отказаться от своей религии, которую сами езиды называют «шарфадин», и принять ислам. Они говорили, что езиды поклоняются дьяволу и обещали принять их как братьев, если они оставят свою веру.

Когда истек срок ультиматума, сельчан собрали на площади. Глава селения заявил, что езиды ислам не примут, и тогда его казнили на глазах у всех. Потом разделили женщин и мужчин. Мужчин отвели за границы селения, где всех убили. Когда женщины спрашивали, где их мужчины, им отвечали, что они отправились в ад, ибо они безбожники и недостойны жить на земле. Женщин из Кочо продавали как рабынь в Саудовскую Аравию, Сирию, Турцию. У нас есть данные, что некоторые женщины по дороге совершали самоубийство – кто-то из них спрыгивал в пропасть.

Очень прискорбно, что до этого геноцида мал кто в мире знал о езидах. До сих пор нас часто называют курдами и говорят о противостоянии ИГ и курдских формирований. Но дело в том, что ИГ не испытывает к курдам такой ненависти, как к езидам – ведь и боевики, и большинство курдов – сунниты.

В августе, когда на Шангал двинулись боевики ИГ, курдские войска покинули эту местность, оставив езидов на произвол судьбы. А до этого курдские формирования «Пешмарга» полностью обезоружили езидов, уверяя, что все границы защищены и никакой опасности нет. Может быть, имело место какой-то сговор?

— Что происходит в Шангале сегодня?

— После событий прошлого года в Шангале осталось очень мало езидов. Убийства и депортации езидов продолжаются. Поступающая из этого региона информация не дает полной картины о происходящем. Никто даже не пытается толком разобраться, кто с кем воюет. Нас продолжают путать с курдами, тогда как на самом деле речь идет о самом настоящем религиозном терроре с целью уничтожить езидский народ.

Например, на прошлой неделе были убиты 19 езидок, отказавшихся перейти в ислам и иметь половые сношения с террористами. Попытки состоятельных езидов перекупить девушек не удаются. А вот туркам они готовы продавать по 15 девушек одновременно.

У нас, конечно, уже есть народное ополчение, где, кстати, есть и женщины. Но в этом ополчении не более 10 тысяч человек. А ведь раньше в Шангале проживало почти полмиллиона езидов. Мы не можем сегодня назвать какие-то точные цифры. Пока не закончатся бои в Шангале, пока не будут освобождены от террористов наши территории, невозможно определить число убитых. Но в каждом селении существует по одной, а то и по две братские могилы. Известно, что до марта текущего года только в Шангале было убито порядка 20 тысяч езидов. Многие бежали, но оставшиеся защищают свою святыню – храм езидской религии.

Как я уже говорил, мы называем свою религию шарфадин. «Езиды» – это название нашего этноса. Наша главная святыня тоже находится в Ираке, в 180 км от Шангала. Это Лалеш (Лалыш). Храм Шарфадин в Шангале, который мы считаем колыбелью нашей религии, сегодня в большой опасности. Террористы периодически предпринимают атаки, но подступы к храму сейчас охраняют несколько тысяч ополченцев. Если мы не сможем защитить колыбель нашей религии и дадим исламистам разрушить наш духовный центр, это приведет к тому, что мы потеряем свою религию, свою идентичность, а впоследствии наш малочисленный народ ассимилируется и, возможно, исчезнет вовсе. В наших храмах постоянно горит огонь, который ни в коем случае не должен погаснуть. Для этого храмы запасаются большим количеством оливкового масла. Вот почему нам крайне важно отстоять регион Шангал в Ираке.

— В видеоролике «Сохраним езидов» вы обращаете внимание мирового сообщества на события в Шангале. Какой помощи вы ожидаете с учетом того, что США уже осуществляют военные действия, в том числе путем авиаударов по позициям террористов?

— В этом ролике представители различных религий – в разных уголках мира, на разных языках – говорят о совершаемых в Шангале зверствах. Мы надеемся, что фильм поможет донести эту информацию до максимального количества людей и что эти люди не будут равнодушны к нашей судьбе.

Прискорбно, что в XXI веке ни одна сверхдержава не смогла и до сих пор не может предотвратить подобные зверства. Еще 11 декабря 1948 года Генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за такие преступления. Однако какие конкретные шаги предпринимает сегодня ООН, чтобы предупредить геноцид? Когда езидская община обратилась в ереванский офис ООН, она услышала лишь слова осуждения геноцида, но не дождалась никаких действий… В США считают, что убийства, совершенные в Ираке террористами из ИГ в начале августа 2014, – это геноцид езидов. Но что с того? Авиаудары, которые наносят американские военные, и на которые ежедневно США тратят до 2 млн. долларов, лишь разжигают террористов. А местным езидам нужна другая поддержка.

Те езиды, которые остались в Шангале, создали ополчение и ведут борьбу с террористами, не имея соответствующего военного снаряжения – у них только легкое оружие, тогда как террористы имеют самое современное тяжелое вооружение. В общей сложности созданы четыре езидских вооруженных отряда, из которых один – отряд смертников. Они защищают нашу святыню – храм Шарфадин.

— Роман, вы из Армении, где езиды – одно из значительных численности национальных меньшинств. Как отреагировало правительство Армении на события в Шангале?

— Армения весьма оперативно отреагировала на эти события. В конце августа 2014 года постоянный представитель Армении в ООН, посол Зограб Мнацаканян призвал международное сообщество принять незамедлительные меры для решения проблемы езидов в Ираке. Он заявил об этом в Совете безопасности ООН в ходе дискуссии «Предотвращение конфликтов: сохранение мира и международной безопасности», на которой присутствовали генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, верховный комиссар по правам человека Нави Пиллей, а также представители порядка 60 стран-членов ООН. В сентябре того же года президент Армении Серж Саргсян, выступая на 69-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, упомянул резню езидского народа и призвал обеспечить безопасность армян и езидов, живущих в Сирии и Ираке. «Сегодня перед глазами всего человечества происходят страшные события, когда на национальной и религиозной почве меньшинства становятся объектом ненависти определенных группировок», — сказал тогда президент.

Наша община, в том числе молодежная езидская организация МАЭ (Qoma MAE – общество МАЭ), организовала в Армении ряд акций с целью привлечь внимание к событиям в Ираке. Пожалуй, Армения – единственная страна, в которой наши акции официально разрешены. В соседней Грузии, к примеру, не разрешили провести митинг в защиту езидов Ирака. Более того, президент Армении Серж Саргсян заявил, что страна готова принять беженцев-езидов из Ирака. И светская власть, и Армянская Апостольская Церковь неоднократно выступали с осуждением геноцида езидского народа и поднимали этот вопрос на международных площадках. Но что может сделать такая маленькая страна, как Армения? К тому же в Армению уже перебралось несколько тысяч беженцев-армян из Сирии и Ирака.

К чему мы стремимся? Мы думаем пойти по стопам армян, которые пытаются добиться всеобщего признания геноцида их народа. Нам надо рассказать всему миру, кто такие езиды, что из-за своей религиозной принадлежности они сегодня стоят на грани истребления.

— В документальных источниках история езидов представлена довольно скудно. Порой сведения о вашем народе и вашей религии противоречивы. Может ли помочь тем, кто интересуется историей езидов, ваша книга «Геноциды езидского народа, или кошмар Шангала»?

— К сожалению, история езидов изучена недостаточно. Есть разные версии возникновения езидов. Моя книга повествует о трагической судьбе нашего народа, о каждом из гонений. Я подробно рассказываю и о той помощи езидам, которую оказывала Первая Республика Армения в 1918 году после геноцида в Османской Турции. Надо помнить, что во время геноцида в Восточную Армению бежали из Западной не только армяне, но и тысячи езидов. Им было выделено ежемесячное пособие в 600 царских рублей – тогда Восточная Армения была еще в составе Российской империи. В книге много иллюстраций, в том числе есть фотографии, снятые во время посещения Шангала. Читатель может ознакомиться с документальными свидетельствами о преступлениях против езидов, с рассказами выживших в этой резне.

Интересно, что в ходе своей истории езидский народ назывался по-разному. В древние времена нас называли «мтхаира». Это переводится как «я служу тебе». Второе название езидов было «адаби», что в переводе на русский язык означает «жить по своим законам и обычаям», то есть не принимать чужие традиции или религии. А третье и нынешнее название – «эзди» означает «видеть путь Божий», или «следовать по пути Божьему». Первые буквы названий езидов мы и использовали в названии молодежной организации МАЭ, которая на сегодня занимается вопросами всеобщего признания и осуждения геноцида езидов.

Мы считаем, что произошли от Слтана Езида. По одной из легенд он был вождем народа адаби, который в очень древние времена вывел своих соплеменников из Нубии через Красное море в Аравию. На сегодняшний день нет никаких документальных источников, которые могли бы доподлинно засвидетельствовать о возникновении езидов – ведь на протяжении тысячелетий все, что было связанно с материальным миром езидов, уничтожалось. Но мы сами считаем, что езиды как народ существовали со времен Адама.

Религия езидского народа – монотеизм. Мы считаем, что Бог един для всех. Единственным источником познания нашей религии являются молитвы. К примеру, христиане изучают Библию, мусульмане – Коран, а мы находим истинный путь в молитвах. Эти молитвы нигде не напечатаны, они передаются от одного поколения к другому из уст в уста. Бога мы называем Хаде. У нас есть главный ангел-хранитель (архангел) Малаки Тавус. Он представляется в разных обликах, в том числе и в виде павлина, который является одним из символов нашей религии. А название наша религия получила по имени ангела Шарфадина, от которого пошла наша вера. Шарфадин был послан Малаки Тавусом, чтобы дать езидскому народу веру в единого Бога. От Шарфадина мы знаем, что Хаде сотворил Малаки Тавуса в среду. Поэтому каждый год в первую среду после 13 апреля отмечается праздник Малаки Тавуса.

В обязательном порядке езид молится как минимум дважды в день: утром – стоя лицом к солнцу, а вечером, перед тем как заснуть, – лежа. При этом голова обязательно должна лежать на подушке. Эти молитвы называются «шадати», что означает «свидетельство о вере». Езиды делятся на три касты: шейхов, пиров и мридов. Принадлежность к касте передается по наследству, и переход из одной в другую невозможен. Каста шейхов делится на три группы, а каста пиров на 40 групп. Члены двух первых каст составляют езидское духовенство, а мриды – это миряне. Между представителями разных каст и даже разных групп внутри одной касты запрещены брачные союзы. Вместе с тем разрешены межродственные браки. Так, могут пожениться дети родных братьев. Если езид нарушит эти запреты, он изгоняется из общины и больше не считается езидом.

У езидов отсутствует миссионерство, поскольку согласно нашей вере, Бог един для всех и в любой религии главное – верить душой. Езидом можно стать только по рождению. Наши законы запрещают есть капусту, свинину, надевать одежду синего цвета (по нашей религии синий цвет – это цвет ада), купаться и бриться в среду. Среда считается священным днем.

Иногда нас считают последователями зороастризма. Но у езидов нет пророков, и поэтому Заратустра не мог быть основателем нашей веры. При этом мы почитаем пророков других религий, но мы им не поклоняемся, потому что основателем нашей религии был ангел – Шарфадин.

Езиды – древний народ, мы дружелюбны и верны нашей религии и традициям, но сегодня под угрозой оказалась наша национальная и религиозная идентичность, ради сохранения которой необходима помощь всего цивилизованного мира.

Беседовала Наринэ Киракосян | БЛАГОВЕСТ-инфо

Лекториум он-лайн

Круглый стол «Москва и Константинополь – церковная ситуация на Украине"



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>