Гродненские татары

Тюркское население Беларуси вначале состояло из трех элементов: оседлых наёмников, союзных воинов татарских орд из улусов, что попали в плен, и выходцев с Золотой Орды и Крыма, что, устав от невзгод и смуты в своем государстве, сами добровольно переселились в Великое Княжество Литовское[1] (ВКЛ).
Татар селили в ВКЛ, потому что ценили их военные способности, боевые качества, стремились привлечь степных всадников на службу. Еще в ХIV в. существовали поселения татар, однако наибольшее число татар осело в Беларуси в эпоху княжения наиславнейшего из всех тогдашних владетелей Северной Европы, князя Витовта. Белорусские татары сохранили добрую память о нем. Витовта они прославляли в своих песнях, за его здоровье молились, считали его «наисильнейшим из всех князей». Большинство из татар, что пришли за Витовтом были неженатыми, и Великий князь позволял им жениться с местными девушками, однако с условием, что каждый из них должен иметь одну жену. Так и пошел у белорусских татар обычай однобрачия.
Татары помогали защищать государство. Татары-казаки размещались в окрестностях нашей родины, имели своих атаманов и подчинялись хорунжим. Тюркское слово «казак» означало в орде людей, что, порвав связь со своим родом и собственным князем, занимались военным делом как вольные наемники. Они находились как будто за рамками феодальной структуры ордынского сообщества. В их отрядах были не только простые воины, но и выходцы из знати, княжичи. В списках татарского войска 1528-1567 годов упоминаются такие атаманы, которые возглавляли славные знамена лососняских татаров-казаков[2].
Татары-казаки размещались в окрестностях нынешней деревни Лососна Барановичского[3] сельсовета Гродненского района, в бассейне реки Лососянки и ее притоков с правой стороны Прорвы, Подлипки, Каменки, и с левой стороны Крутишки и Татарки (раньше называемой Нырцом) с Нуркой, или Папилией. Длина реки Лососянки 45 км. Татарских поселений здесь было много. Это были преимущественно поселения хуторского типа на одну-две семьи. Все земли входили в Гродненскую королевскую экономию. В те времена к поселениям хуторского типа относились Кульбаковщина, Абердовщина, Багдащина, Качановщина, Казаковщина, Жидовщина, Лососна Алинская и другие. Недалеко от реки Лососянки находились и большие татарские деревни: Дайлидки, Королино, Тарусичи и деревня Гневеньщизна. Наиболее старыми татарскими поселениями на территории нынешнего Гродненского района были деревни Чёртак и Кадыш на реке Черная Ганча и деревня Малое Димитково около Лососянки, а также Свяцк.
В архивных бумагах отмечены и фамилии бывших жителей поселений: Измаил Сяхнович, Кульзиман Аразович, Кульзиман Касимович, Джанчук Фатлыгович, Асан Бузинович, Урус Алан и другие. Имеются фамилии князей, которые занимали ответственные посты, мул бывшей Лососнянской мечети, которые происходили из представителей княжеского рода Фатлагодичей и Бузуловичей.
Более низкие, чем князья должности занимали «Уланы», в том числе Ахмет Улан Асанчукович, Чумбай Улан Малошицкий и Димидовские[4].
В те времена у татар-казаков единым измерением был «конь», это означает, надел земли или усадьба, с которого владетель, в соответствии с тогдашними нормами, должен был выставлять одного всадника. Размеры участков не были точно определены, особенно в околицах реки Лососнянки. Первые земельные жалованья татар-казаков относятся к временам Витовта. Земля давалась сразу на целые группы татар.
Лососнянские татары-казаки в основном занимались земледелием, коневодством, кушнерствам, огородничеством и разведением рыбы, особенно лосося и форели. Для разведения этих рыб очень подходила чистая, родниковая вода Лососны и притоков. Кроме этого некоторые из татар-казаков служили в те времена в канцеляриях великих князей талмачами, татарскими писарями, ездили с поручениями в Большую Орду и Крым.
Уже в середине XVI ст. белорусские татары, в том числе и лососнянские татары-казаки, не умели разговаривать по-татарски, стали использовать другие языки, в основном белорусский. Они уже не могли контактировать с жителями мусульманских стран. Произошли процессы полной ассимиляции татар по причине, главным образом, смешанных браков: многие татары брали белорусок. Однако же, не смотря на это, белорусские татары, в том числе и лососнянские татары-казаки, еще долгое время берегли свои специфические черты, не исчезали в общей масс населения ВКЛ, так как по-прежнему исповедовали ислам.
Кроме военной службы гродненские татары исполняли и другие функции. В книге Ю. Иодковского «Гродно» (1928) отмечено, что татары в 1508 году обратились к королю с просьбой, чтобы он их освободил от несения сторожевой службы в Гродно, к которой их неволил староста Александр Юрьевич князь Гольшанский. Король удовлетворил просьбу татар.
Белорусские татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев крымских татар. В актах Литовской Метрики находим интересный ответ белорусских татар, который был дан ими единоверцам, что творили тогда грабежи на границах: «Ни Аллах, ни пророк, писали они, не предписывал вам грабить, а нам быть неблагодарными. Мы считаем вас хищниками и саблями нашими поражаем грабителей, а не братьев наших».
В соответствии с переписью 1989 года в Беларуси жило 12,5 тысяч татар[5]. Многочисленные белорусские фамилии напоминают нам бывших татар: Шейбак, Ажгирей, Салей, Бут-Гусаим, Чабанович и другие. Например, в деревне Кунцевщизна Индурского сельсовета Гродненского района более половины ее жителей имеют фамилию Салей. Можно утверждать, что и они далекие потомки бывших татар, хотя все считаются белорусами.
ХХ ст. было тяжелым для гродненских татар репрессии, разрушение мечетей, ассимиляция. Его можно в чем-то сравнить с XVII ст., когда рост неталерантности, войны, неурожайность земель вокруг Лососянки, судебные репрессии магнатов и крупной шляхты на татарские земли все вместе вызвало массовый выезд татар в Турцию, а также в другие места ВКЛ, в частности, в Слоним. Позднее, после разделов Речи Посполитой, другая часть местных татар переехала с деревень в Гродно на улицу Банифратерскую, позднее переименованной в татарскую (теперь улица Свердлова).
Мусульманское сообщество Гродно запланировала построить в лесопарке Румлево[6] мечеть. Возникает вопрос, почему это будет делаться в Румлево, которое не связано с татарской историей, а не в Лососно, где до 1915 года и стояла мечеть.

Примечания (В.В.Тарковский).

[1] См. приложение.
[2] Лососянка — речка, впадающая в Неман в черте г. Гродно. В р. Лососянку, в свою очередь, впадает речка Татарка.
[3] Барановичи — поселок в окрестностях г. Гродно (не путать с г. Барановичи Брестской обл.).
[4] Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название проис-ходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман. Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан — сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассанчука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука (Я.Я.Гришин. Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды). Научно-популярные очерки. — Казань: Татарское книжное издательство, 1995.).
[5] В Беларуси проживает около 330 кумыков.
[6] В черте г. Гродно.

Апанас Цыхун
заслуженный учитель Беларуси

Перевод с беларусского: Тарковский В.В. .

Вам также может понравиться

7 Комментариев

  1. 1

    НОВОЕ, НО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ — ИЗ ИСТОРИИ ТАТАР и РОССИИ
    Хорошая статья, но очень многое осталось «за кадром», поскольку, в силу определенных причин, «…весьма и весьма мало наших соотечественников имеют правильное представление о татарах. Тем более они не имеют более или менее полной и объективной информации о прошлом этого народа, сыгравшего огромную роль в формировании не только российской государственности, но и основных этносов как России, так и Евразии…» (доктор исторических наук Д.М. Исхаков, из рецензии к монографии Г.Р. Еникеева «Чингиз-хан и татары: мифы и реальность»: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1 ). Одна из причин этого в том, что «…Вся Академия наук Татарстана, которая издала многотомную «Историю татар», все ее академики, доктора наук до наивности в плену целенаправленных, злонамеренных искажений происхождения и истории вообще татарского народа…» (Р. Г. Галимов): http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-3
    Немного о значительной части истории татар, ранее скрываемой романовскими и совпартократическими историками-идеологами, которая изложена в книгах и статьях историка-гумилевца Г.Р. Еникеева с привлечением научно значимых, но малоизвестных фактов и сведений из трудов ученых-историков и исторических источников разных времен и разных народов:
    Татары — один из древних тюркских народов, известный, как выражались средневековые летописцы, «издревле своим могуществом, величием и полным почетом» на просторах Евразии от от Черного до Желтого морей на западе и востоке, от Москвы-реки, Вятки и Сибирской тайги на севере и до Тянь-шаня на юге.
    Мало кому известно — даже многим профисторикам ныне неведомо — что на самом деле «народ, в котором родился Чингиз-хан, и единоплеменные с ним поколения, носили одно название и самоназвание, и не иное, как «Татар». И название это «никоим образом не было исключительно общим названием разных племен — этническое название и самоназвание «Татар» принадлежало лишь одному народу. Притом ни Чингиз-хан, ни его соплеменники-татары не говорили на языке, который мы ныне называем «монгольским» — писал еще в XIX веке русский академик-востоковед В.П. Васильев на основе сведений переведенных им древних восточных источников. Эти сведения некриводушного русского ученого согласуются и дополняются массой других сведений и фактов о подлинной истории татар, содержащихся в исторических источниках разных времен и разных народов, малоизвестных и зачастую вообще неизвестных «широкой публике». Но результаты трудов В.П. Васильева, как и многое другое из подлинной истории татар, были от нас сокрыты прозападными и прокитайскими историками.
    »’В расовом отношении татары, соплеменники Чынгыз-хана, не были никакими «монголоидами», подобными халха-монголам и китайцам, а являлись расой «европеоидов востока»»’ »'(определение Л.Н. Гумилева) — также, как и современные татары и их собратья, потомки средневековых татар, оказавшиеся в составе многих тюркских народов, а также и среди русских.»’
    »’И вот еще что существенно: средневековые татары, родной народ Чынгыз-хана, как свидетельствуют многие сведения историографии, в принципе ничего общего не имели с полудикими кочевниками, тем более с предками халха-монголов. У татар Чынгыз хана «язык, обычаи, материальная и духовная культура были близки с тюрками-уйгурами Восточного Туркестана» (В.В. Бартольд), «народом садоводов, купцов и ремесленников» (Л.Н. Гумилев).»’
    По сведениям множества достойных доверия сведений из мировой историографии разных времен и народов, средневековые татары еще «до эпохи Чингиз хана» строили города с высокой культурой, вели трансконтинентальную торговлю, владели навыками крупного речного судоходства, металлургии, хлебопашества и всячески «покровительствовали земледелию». Сведения об этом также стараются скрыть от широкой общественности прозападные и прокитайские историки.
    И в XVIII веке еще «Ян Потоцкий — дипломат, и в то же время выдающийся польский историк, лингвист и этнограф, побывавший на обширнейших территориях Российской империи, писал, что татары во множестве проживают от Москвы до Средней Азии включительно. И, главное, несмотря на разнообразие во внешности, — отмечал Ян Потоцкий, — татары Европы и Азии «говорят одним и тем же наречием» — то есть, на одном языке — «и все они почитают себя настоящими татарами Чингиз-хана».
    Также Потоцкий сообщал, что и в те времена не забывали татары и их земляки основные заповеди-принципы своего Великого предка и соплеменника: «но самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, может быть, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте Земного шара». И вместе с осознанием своей принадлежности к родному народу Чынгыз хана, также не забывали никогда татары и исконно ордынские принципы этнической и расовой терпимости, присущие издревле этому народу…»: http://tartareurasia.ucoz.com/

  2. 2

    Польский писатель Генрик Сенкевич по отцу происходил из рода литовских татар. Польская фуражка- » конфедератка» прообразом своим имеет деревянную каску литовских татар.

  3. 3

    Есть взгляды, что вообще все казаки тюркского происхождения. Хотя не нравится объясняться, как вышли русские казаки, с православием, с русским языком, с европеоидным обликом. Существуя отдельно от ассимилирующего русского общества. Ну данный пример достаточно ясный. В казаки могли выходить нежелающие быть «ордынским пушечным мясом», «винтиком в системе», достоянием ордынских феодалов — то есть самостоятельные, сильные, благородные, умные люди.

    • 4

      Насчет «европеоидного облика» многих из русских казаков: ”’В расовом отношении татары, соплеменники Чынгыз-хана, не были никакими «монголоидами», подобными халха-монголам и китайцам, а являлись расой «европеоидов востока»”’ ”’(определение Л.Н. Гумилева) – также, как и современные татары и их собратья, потомки средневековых татар, оказавшиеся в составе многих тюркских народов, а также и среди русских.”’ ( из книги «По следам черной легенды», автор Г. Еникеев).

      Но еще не забудем, что в период «романо-германского ига» (определение Н.С. Трубецкого) «…в Татарию бежали многие, уже понявшие, кто пришел к власти в их стране. Историки Романовых эту эмиграцию объяснили тем, что, дескать, «бежали
      к казакам крестьяне да ворье всякое».
      Но не учли, что казаки-то жили и ранее в Татарии в основном, а бежали не только, вер-
      нее, не столько крестьяне — а ордынцы и иные противники
      колонизации Московии. Да и казаки эти были не только рус-
      скими. Много было в те времена и татар-казаков. Это были
      татары-карачы, войсковые люди, которые со времен образо-
      вания Великой Орды «несли воинскую службу всем семей-
      ством» (А.-З. Валиди). Как и русские казаки, татары-казаки
      были именно ордынским народом-войском.
      Кстати, и русские казаки говорили и писали в рассматриваемые времена
      по-татарски. Но в XVIII веке и к казакам в Татарию уже до-
      берутся романовские агенты влияния и вслед за ними ино-
      земные войска — но об этом ниже…» (из книги «Наследие татар», автор Г.Р. Еникеев).

      «…И поныне эти татары-карачы помнят, что происходят из
      Золотой Орды. «У них через отцов, дедов, прадедов и предков
      шла непрерывная цепочка, все звенья которой принадлежали
      к разного рода служилым людям (князья, мурзы и рядовые
      татары-казаки), зачастую такая связь подтверждалась генеа-
      логиями и жалованными грамотами» [43, с. 108]…
      И вообще русские казаки не «беглые крестьяне» вовсе, как выясняется, а бывшее ордынское («монголо-татарское») русское войско [23]. Вплоть «до XX в. сохранившие свои ордынские принципы формирования войска и качества своего личного
      состава, были казаки во все времена в числе самых боеспо-
      собных и верных Отечеству войск России. И с татарами жили
      до XVIII века, как видно, вместе, и вполне уживались, и ни-
      чего, переняли у татар только положительное – только ме-
      шала эта дружба народов романовскому правительству, опас-
      ны были эти русские и татары – потомки воинов Державы
      Монгол – для чуждого им государства. Особенно когда они
      были едины – вот и было «трудно контролировать»: что же
      они там, татары эти, замышляют вместе с русскими казаками» [36, с.
      303].
      Вот и понадобилось романовскому антинародному пра-
      вительству их разделить – как фактически, путем админи-
      стративного выселения татар с Дона и других «неудобных»
      для прозападного государства мест их проживания куда по-
      дальше, так и идеологически – путем создания легенды о
      «татаро-монгольском нашествии и иге»….» (из книги «По следам черной легенды, автор Г.Р. Еникеев).

  4. 5

    К сожалению, великому русскому народу так заморочили голову выдуманной «тысячелетней историей», что он уже отказывается признавать своими предками великих кочевников скифов! Империю гуннов считает «монгольской», так же, впрочем, как Тюркские каганаты и Золотую Орду. А казаки были не только авангардом войск гуннов, но и составляли основу ордынского войска. При всём этом, русский народ, как самый молодой этнос на территории Евразии, ещё остаётся самым сильным и могущественным.Если бы только мозги народу успели поправить…

    • 6

      Гунн, опять евразийские тенёта. Предлагаемая «история» ещё круче надуманная. А от скифов русским не след отказываться. И потом, кто то отказывается, кто то нет. Были времена, кочевали все, как по степям, так по лесам. Впрочем.Стоянка Сунгирь.Жили на одном месте три тысячи лет. Европеоиды.

  5. 7

    К сожалению, о временах палеолита можно судить только по находкам археологов, тогда как, к примеру, о могущественных динлинах Центральной Азии имеются вполне достоверные исторические сведения. С теми же, кто считает что они «вдруг исчезли» во начале первого тысячелетия н.э. спорить вряд ли стоит.

Добавить комментарий для Дм. Карягин Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>