Специальная комиссия будет руководить всенародным обсуждением инициированных «Грузинской мечтой» конституционных поправок. Накануне эту инициативу поддержал парламент Грузии.
Отметим, что всенародное обсуждение это формальная процедура, после которой начинается этап обсуждения и принятия инициативы в законодательном органе.
Конституционные поправки охватят три законопроекта, нацеленных на изменение принятых осенью 2010 года конституционных положенияй, которые должны войти в силу с момента инаугурации новоизбранного президента в конце 2013 года.
Представленные изменения касаются сохранения парламентского контроля над проводимыми премьер-министром кадровыми перестановками в правительстве, чтобы премьер-министр уже не получил право на замену кабинета министров без согласования с парламентом более чем на 1/3; процедуры по принятию бюджетного закона и связанного с этим возможного роспуска парламента; сохранения существующего на сегодняшний день кворума в 2/3 депутатов (100 голосов) для пересмотра конституции, чтобы в конце года не вошел в силу кворум в 3/4 (113 голосов); и, кроме того, предоставляет право лицам с двойным гражданством, занимать должности президента, премьер-министра и председателя парламента, что на сегодняшний день запрещено, сообщает Грузия Online.
Отметим, что последнее предложение представляет особенный интерес, поскольку премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили имеет гражданство Франции. Как ранее уже сообщал «Вестник Кавказа», в понедельник председатель парламентского комитета Грузии по юридическим вопросам Вахтанг Хмаладзе выступил с заявлением о том, что действующее законодательство может стать причиной ухода с поста Иванишвили в следующем году.
Однако, согласно поправкам, сроком вхождения в силу новых конституционных изменений определяется «момент принесения присяги избранным в результате президентских выборов в 2013 году президентом». На сегодняшний момент в качестве даты вхождения в силу указано, что президентские выборы должны быть «очередными» и они обязательно должны пройти в «октябре», а это означает, что в случае досрочных выборов, вероятность которых менее реальна, конституционные положения, которые в существенной мере увеличивают полномочия премьер-министра за счет сокращения президентских, уже не будут задействованы.