«Гумилёвские Чтения» в Таджикистане: от поэзии до Евразийского Союза

В Душанбе учреждён «Гумилёвский Клуб».

В конце марта текущего года в стенах Российско-Таджикского (славянского) Университета прошли Гумилевские Чтения по теме «Творческое наследие Л. Гумилева в контексте евразийской модели диалога культур». Круглый стол был организован Кафедрой культурологии, педагогики, психологии РТСУ. В процессе мероприятия были затронуты следующие вопросы:
• проблема культурогенеза в научных исследованиях Л. Гумилева;
• стратегии межкультурного взаимодействия на евразийском пространстве и его последствия.
В обсуждении вопросов приняли участие председатель Московского евразийского клуба, директор Центра Льва Гумилева в г. Москве Павел Зарифуллин, советник ректора РТСУ, эксперт по проблемам миграции Рахмон Ульмасов, заместитель директора Центра стратегических исследований Республики Таджикистан Сайфулло Сафаров, а также студенты вузов г. Душанбе (Российско-Таджикского (славянского) университета, Таджикского национального университета, Института искусств им. М. Турсунзода, филиала Московского государственного университета им. М. Ломоносова). Участниками-студентами были зачитаны стихи Льва Гумилева, доклады о творчестве писателя-этнолога, а также был выслушан и обсужден доклад студентов филиала МГУ по теме Евразийского экономического союза.

История Руси пропитана «токами» Востока

Открывая заседание круглого стола, Павел Зарифуллин высоко оценил заинтересованность преподавателей-организаторов РТСУ в проведении Гумилевских Чтений в Душанбе. Зарифуллин в своей речи предположил, что возможно через несколько десятилетий с точки зрения этнографии 20-й век назовут веком Льва Гумилева, поскольку Лев Николаевич показал насколько необходимо понимать, принимать и любить народы. «До Льва Николаевича было так, что мы больше знали историю Западных стран, но вот, что происходило в пространстве Евразии, Согдианы, Монголии и Сибири не знал практически никто. И только благодаря колоссальной популярности книг Гумилева, особенно после 1970, люди узнали, что история Руси пропитана «токами» Востока и Русь возникла в Азии»,- рассказывает Павел Зарифуллин.
«Проведение данного мероприятия в Душанбе не случайно, — продолжил П. Зарифуллин, — Лев Николаевич любил Таджикистан, знал таджикский разговорный язык, прекрасно владел поэтической персидской культурой, делал множество переводов персидских поэтов и классиков, которые еще не опубликованы. У него много произведений о прошлом Таджикистана, династии Саманидов».
Россия и Таджикистан одно целое
Московский гость также отметил, что Лев Гумилев презирал проявление национализма, нетерпимости, межнациональной розни и неприязни по этническому признаку. Но постсоветские народы после распада СССР заболели этой болезнью.
«Решение этнических конфликтов это, пожалуй, одно из самых важнейших задач для этнографа, историка и наконец, просто для порядочного человека. Важно и то, что наши братья таджики чувствовали себя органично в России, чтобы никто не тыкал им в документы. Не менее важен вопрос существования русских в странах Центральной Азии. На глубинном уровне Россия и Таджикистан одно целое, я совершенно в этом убежден, потому что все мы вышли из той великой Скифии, Сарматии и наши корни прорастают до исторических глубин наших народов. В связи с этим, у нас появилась идея создания Центра Льва Гумилева в Таджикистане, мы пока начали с интернет сайта. Задача нашего сайта заключается в пропаганде священной географии и общности культур наших народов. Сайт www.tj.gumilev-center.ru двуязычный, на таджикском и русском языках. Мы стремимся показать, что Таджикистан это роскошная страна, которая подарила миру великолепных поэтов, и которая дорога для русских», — подытожил свое выступление П. Зарифуллин.

ЕАЭС и ТС глазами молодых дипломатов

В то время когда участники круглого стола, больше ожидали обсуждения вопросов сугубо литературного и культурного характера, связанные с творчеством Льва Гумилева, среди студентов назрела необходимость затронуть и тему Евразийского экономического союза.
Как выяснилось, наиболее интересной, содержательной и обсуждаемой темой круглого стола было выступление двух студентов 3-го курса факультета Международных Отношений филиала МГУ в г. Душанбе по теме ЕАЭС. Студенты-дипломаты взаимодополняя друг друга говорили об интеграционных проектах Таможенный союз (ТС) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Было отмечено, что благодаря ТС мы делаем шаг к единому экономическому пространству, создаем колоссальный рынок, свободное передвижение капиталов и услуг рабочей силы. Также было подчеркнуто, что данные проекты исключительно имеют экономическую подоплёку, нежели политическую. Будущие дипломаты, рассуждая о выше названных экономических союзах, аргументированно выявляли ряд достоинств и недостатков ТС и ЕАЭС.
Но все же вопрос о снижении доходной части госбюджета Таджикистана при вступлении в ТС, о котором много спорят таджикские эксперты, опять остался без ответа. Выступавшие на встрече студенты предположили, что значительных потерь в этом плане не произойдет.

Долг Таджикистана всего 22% от ВВП

Присутствующий в зале ученый и политический деятель, первый заместитель директора Центра стратегических исследований РТ Сайфулло Сафаров отметил, что долги Таджикистана по сравнению с другими странами ЦА не большие, всего они составляют 22% от ВВП. «При членстве в подобных союзах долги Таджикистана кроме нас самих никто не будет выплачивать, и когда мы наконец закончим проект Рогунской ГЭС, эти долги станут сущим пустяком для нас»,-заключил Сайфулло Сафаров.
В целом, касательно вступления Таджикистана в ЕАЭС C. Сафаров отметил, что на сегодняшний день создана рабочая группа, которая изучает все положительные и отрицательные стороны экономического союза непосредственно для РТ, тем не менее-продолжил Сафаров, в конечном счете для таджикского народа интеграция пойдет в пользу.

Пассионарная теория этногенеза

Подводя итоги Гумилевских чтений, Сайфулло Сафаров отметил, что знал Льва Гумилева еще 30 лет назад, когда учился в Москве. «Вокруг его пассионарной теории этногенеза (гипотеза, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами) были большие споры, его ругали, доходило до того, что писателя-этнолога сажали. Многие ученые ушли с этого мира не став известными, но имя Льва Гумилева по сей день у всех на устах. И в этом заключается его загадка. Я лично присутствовал в одном из споров вокруг его пассионарной теории этногенеза, который проходил в Институте философии. Тогда я не достаточно понимал, почему эта теория не встретила понимания и поддержки учёных, но сейчас углубившись в творчество писателя, понимаю, в чем состояла суть пассионарной теории этногенеза», — пояснил С. Сафаров.
А по итогам Чтений в Душанбе был учреждён «Гумилёвский Клуб». Он будет собираться раз в квартал в различных ВУЗах республики. «А кто тут выступал — тот в него вступил!», — подытожил господин Сафвров.

Саади МИРЗОЕВ
Dialog.TJ

 

cn9ZySQZhbs

EVC_BF_Fen8

F-zYfB6okhw
FRv8pTKuaks
GmYnqZXHbMM

jYizM-pH-tg

lDSAsUcouhEkoVabdHMpCYefT2Eod4URI

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>