В конце февраля в Институте стран СНГ состоялся круглый стол «Евразийская интеграция и исламский фактор».
«Материк» приводит выступление выступление модератора круглого стола, заведующего отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдара Сафаргалеева:
«Сегодня у нас круглый стол на тему «Евразийская интеграция и исламский фактор». Немного предыстории. Приблизительно полтора-два года назад в этой аудитории были произнесены довольно скептические слова одного уважаемого эксперта в отношении перспектив евразийской интеграции. Притом этот скепсис аргументировался тем, что евразийская интеграция – это хорошо, но есть «но», и это «но» – это тот самый исламский фактор, который я вынес в название нашего круглого стола. По его «аргументации»: так как существуют государства в Евразийском Союзе, такие как Казахстан, где основная доминирующая религия ислам, а центры этой религии находятся далеко за рубежами России, в странах не особенно дружественных, а порой даже враждебных России, то перспективы этого образования виделись этому эксперту достаточно туманными. И взамен он акцентировал внимание аудитории на том, что другой вектор, славянский вектор интеграции, наверное, более жизнеспособный. Однако не прошло и нескольких месяцев, как разразился Евромайдан на Украине, последовавший за ним государственный переворот и дальнейшие еще более печальные события события, которые, к сожалению, доказали, что и эта идея, при всей ее кажущейся логической завершенности, под воздействием неблагоприятных внешних факторов была поставлена под весьма большой вопрос.
В связи с этим пришла такая мысль и она была озвучена мною на прошлогоднем Евразийском форуме в Казани, о том, что было бы очень полезно поговорить на данную важную тему.
Все-таки, является ли исламский фактор таким уж серьезным препятствием евразийским интеграционным процессам? И в нашей аудитории, к большому удовлетворению помимо экспертов, которые представляют, если так можно выразиться, исламскую составляющую, присутствуют как раз яркие представители социума славянского, я бы даже сказал христианского, православного.
Сходство позиций христиан и мусульман, как основных представителей конфессий расширяющегося Евразийского Союза наглядно было продемонстрировано в ходе Слушаний, которые недавно состоялись в Общественной Палате Российской Федерации по поводу запретов на ношение мусульманских платков. Что обратило на себя внимание в ходе этих слушаний? А то, что наши православные и не только православные братья, там были и христиане других деноминаций, все единодушно поддержали мусульман в вопросе хиджабов. И как образно сказал на нашем круглом столе Глава Ассоциации Православных Экспертов Кирилл Фролов: «Нас объединяет тезис: «Мы не Шарли!» Сегодня они запрещают носить мусульманские платки, а завтра кресты запретят носить».
И я полагаю, что такая консолидация христиан и мусульман в определенной степени знаковая. Как сказал отец Всеволод Чаплин, который очень ярко выступил на том заседании в Общественной палате, что помимо фундаментализма в любой религии существует еще более опасный фундаментализм, который он назвал секулярным фундаментализмом. И в отстаивании интересов традиционных конфессий, которые являются скрепой духовной нашего государства и не только нашего государства, но и уже Евразийского Союза, который с 1 января функционирует и расширяется, это архиважно.
Показательно и весьма отрадно присутствие и содержательное выступление на нашем круглом столе представителя одного из государств, которое еще пока не вошло в Евразийский Союз, но достаточно близко нам, потому что ежедневно, по крайней мере, в нашей столице, мы видим результаты труда, притом труда конкретного наших братьев из солнечного Таджикистана.
Следует отметить, что Евразийская интеграция и, в частности, образование, которое функционирует с 1 января этого года, Евразийское Содружество в первую очередь формально зиждется на экономических составляющих. И могу с уверенностью заявить, что здесь исламский фактор тоже имеет место быть. Каким образом? Все мы знаем, что Казахстан, довольно серьезный экономический партнер в рамках содружества, системно и в течение продолжительного времени продвигает и использует у себя морально-ориентированные принципы экономики. Их часто называют исламскими, говоря об исламском банкинге и т.д. Однако, на самом деле, как выяснилось у нас же на одном из прошлогодних семинаров, что это не монополия одной конфессии. На самом деле, морально-ориентированные принципы в экономике изложены во всех наших Авраамических Писаниях. Оказалось, что это наше общее достояние и в последнее время эти принципы уже артикулируются представителями Православного социума достаточно широко в СМИ. Не исключено, что это в какой-то мере явилось следствием наших скромных усилий в ходе прошлогоднего научно-практического семинара. Морально-ориентированные принципы экономики присущи и христианству, и исламу, и иудаизму, кстати, о чем порой забывают. Данная тема приобретает особую актуальность на фоне кризиса и западных санкций в отношении России как потенциальный и существенный стабилизирующий элемент.
Несколько лет назад в Общественной палате Российской Федерации, которая здесь уже упоминалась, прошли Евразийские чтения, которые были организованы «Московским Муфтиятом», муфтием Альбиром-хазратом Кргановым. И в связи с этим я хотел бы привести продемонстрированный на этих чтениях пример взаимного проникновения, если так можно выразиться, исламского социума в православный и наоборот, или тюркского, если хотите, в славянский. Несколько лет назад, работая в Институте стран СНГ, я имел отношение к такому известному пророссийскому региону в Причерноморье, как Приднестровье. И мне посчастливилось там не раз побывать. И по старой памяти я предложил Альбиру-хазрату пригласить представителей ПМР на наши Евразийские чтения. Наша инициатива в последующем, как я полагаю, и послужила толчком к тому, что идеи евразийства были встречены в этой маленькой республике, которая зажата в клещи между Украиной и Молдавией, на «ура» как своего рода маяк для выхода из тупиковой геополитической ситуации.
На нашем мероприятии я хотел бы также заострить внимание аудитории на угрозах Евразийскому Союзу со стороны так называемого Исламского Государства. Безусловно, оно является на сегодняшний момент, наверное, наиболее зримым проявлением этих угроз. Хотя если поразмыслить широко, то основная угроза, наверное, в нас самих более сосредоточена. А именно в том, что мы не можем, каким-то образом объединившись, системно решать проблемы, которые в нашем содружестве исламском имеются. В чем же цель наших недругов? Как мне видится, она в том, чтобы посеять, внести раскол в христианско-исламский социум, на сегодняшний день на постсоветском пространстве достаточно спаянный. Сама российская история в широком смысле вместе со странами СНГ содержит в себе массу положительных примеров. И именно в этот спаянный социум традиционных наших монотеистических религий направлено острие орудий наших противников. И для противодействия этому необходимы конкретные действия или, по крайней мере, артикуляция исторически сложившейся евразийской исламско-христианской социокультурной общности, если хотите.
Потребность в данной артикуляции родила идею создания Международной ассоциации «Христианство и Ислам», и я рад, что наш круглый стол стал удобной площадкой для ее обнародования. Благодарю за внимание!»
Напомним, на круглом столе «Евразийская интеграция и исламский фактор» широкой общественности и СМИ была презентована Международная Ассоциация «Христианство и Ислам»
materik.ru | Ильдар Сафаргалеев