17 июня в Московском Центре Льва Гумилёва прошёл специальный видеопоказ спектакля тувинского режиссёра Сайдаша Монгуша
«Чадаган» — первый спектакль в скифском стиле!
Именно с этим спектаклем Сайдаш Монгуш защищался в ГИТИСе и в тот же день представил свой спектакль в Центре Льва Гумилёва. Режиссёр, а также актёры и музыканты черпали вдохновение народных сказаниях, легендах и мотивах – самом богатом источнике для любого творчества.
Сюжет и прост, и сложен одновременно. Правитель Великого степного каганата уже стар, но до сих пор у него нету наследника. Ни одна из двух его жён из знатных семейств родить наследника так и не смогла. Каган мудр и отлично понимает, что умри он, не оставив наследника, его держава рухнет. Стало быть, вопрос о наследнике – это вопрос жизни и смерти народа и государства. Правитель вынужден взять в жёны девушку из простого народа, ведь лишь она способна родить здорового и сильного наследника. Тут прослеживается универсальная закономерность: любая власть должна постоянного получать подпитку их толщи народных масс. Иначе она хиреет и не может полноценно сама себя воспроизводить.
Девушку, способную стать матерью наследника находят в глухом месте, в тайге высоко в горах. Она была не готова проститься со своей семьёй и родным домом, даже была готова свести счёты с жизнью. И лишь угроза жизни для её родителей заставляет девушку смириться со своей судьбой. Она покидает родной дом и отправляется во дворец. Но забыть свою малую родину она не в силах. Ей нет жизни в покоях кагана. И вновь она задумывается о самоубийстве. К тому же старшие жёны кагана были бы не против её кончины.
И тут своё берёт ревность. Девушка соглашается родить кагану наследника на зло старшим жёнам. И вот наследник явился на свет и весь народ возликовал. Но мать не считала дитя своим и даже отказалась его кормить. Разочарованность своей судьбой пересилила даже материнский инстинкт. И вновь продолжение рода кагана и судьба государства оказались под угрозой.
Как быть? И спасти ситуацию смог старые певец-сказитель. Его музыка, растопила лёд в сердце младшей жены кагана и она признала наследника своим сыном. И все возрадовались. Жизнь продолжается!!!
Чему же нас учит это спектакль? Тому что нельзя противиться своей судьбе, что испытания нужно переживать достойно и на совесть выполнять своё предназначение. Ну и в добавок спектакль напоминает о великой силе искусства и народе как самом живом источнике всего самого лучшего и правильного.
не знаю как получилось. Никогда раньше рецензии на спектакли не писал.
По окончании просмотра прошло небольшое обсуждение. Оно было не долгим. Ведь режиссёр в тот же день возвращался в родные края и спешил на самолёт. Но это ничуть не испортило общего впечатления. Помимо спектакля важной частью мероприятия был показ недавно отшитого флага Движения «Новые скифы» с изображением Солнечного Оленя. На итоговом фото этот флаг запечатлён развёрнутом и его держали одновременно представители разных народов. И тем самым Солнечный Олень выступил в качестве символа Евразийского единство. И это не случайно. Олени ведь живут по всей Евразии. И в суровой тундре, и в тайге, и степях и даже на высокогорьях. Как солнце светит всем и одаривает теплом все народы, так и Солнечный Олень для всех и для каждого свой, родной, тёплый как очаг в доме предков.
Андрей Монгуш