Вот уже 26 год Кыргызстан идет по демократическому пути развития, только он почему – то оказался долгим и тернистым. Политическая элита от слов не переходит к делу. Интеллигенция же впитывает в себя все-то новое, что порождает нынешняя демократия со свойственной для неё реакцией. Отдельные представители интеллигенции в настоящее время возмущаются нападками в свой адрес. Их стараются разобщить, разделить, как говорят «выбить почву из под ног».
И какая же она стала – эта интеллигенция? И вообще, что за такая прослойка в обществе – интеллигенция? И есть ли она в Кыргызстане?
История появления интеллигенции
«Понятие «интеллигенция» впервые в истории ввел в обиход древнеримский мыслитель Цицерон. Интеллигенцией (от латинского intelligens – понимающий, мыслящий, разумный) называют группу людей, устремленных к творческой деятельности, с духовной внутренней культурой, образованностью, культурным поведением и поступками, самостоятельным мышлением, отличающихся гуманизмом, обладающих высокими моральными качествами».
Социологи же под интеллигенцией понимают социальную группу людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. Но есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества. Вторая трактовка является более узкой, чем первая.
Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника Вехи, сборник статей о русской интеллигенции (1909 г.), она стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены – не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство.
Интеллигенция по-кыргызски
Кто только не пытается разработать и внедрить новое понятие интеллигенции, только по кыргызски.
Вот только один пример. Доктор филологических наук, профессор Курманбек Токтоналиев разработал свою теорию о структуре кыргызской интеллигенции и опубликовал её в статье «Кыргызский язык и интеллигенция».
Он разделил кыргызскую интеллигенцию на три категории. «В первую категорию входят не жалеющие своей жизни ради нации, неравнодушные к будущему, судьбе, текущему положению нации, патриотичные личности. К представителям второй категории входят пренебрегающие великими ценностями нации джигиты. Для них язык, история, культура, литература остаются на втором плане, а на первый план выступают западные ценности. К третьей категории можно отнести безразличную интеллигенцию. Для них не очень интересны судьба нации и западные ценности, лишь бы были сыты и жили хорошо».
Ну, а теперь найдите в формулировке «интеллигенция» древнеримского мыслителя Цицерона те особенности, о которых в своей градации отметил К. Токтоналиев. Кроме того, он упустил самую главную отличительную черту присущую современной интеллигенции – критика «отсталого» правительства.
То есть интеллигент — это комплекс особенностей человека или группы лиц, о которых говорил Цицерон и русские философы. И если хоть какого-то элемента нет, то о чем говорить… Это уже не интеллигент – это уже интеллектуал или просто грамотный человек.
Отдельные политические деятели, не понимая смысла слова интеллигенция, делят её на две категории: кыргызы и киргизы. Наверно здесь присущи признаки националистических взглядов в отношении людей кыргызской национальности, которые не знают или не разговаривают на кыргызском языке. Самое интересное это относится только к кыргызам. Тем самым они пытаются оскорбить или обидеть данную часть общества и исключают из интеллигенции представителей кыргызской и других национальностей.
Место интеллигенции в кыргызском обществе
Особой темой дискуссий начала 20 века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н. А. Бердяев, М. И. Туган — Барановский, Р. В. Иванов — Разумник). Другие (Н. И. Бухарин, А. С. Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу или классам ее относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.
В 1912 г. революционер Лев Троцкий назвал интеллигенцию силой, созданной европейским давлением или «национальным щупальцем, продвинутым в европейскую культуру».
В Кыргызстане интеллигенция впервые заявила о себе и собралась на свой первый съезд в 1960 г. После развала Советского Союза в Кыргызстане про интеллигенцию вообще не вспоминали, считали, что она вымерла вместе с социалистическим строем. Многие приравняли к интеллигенции политическую элиту кыргызского общества, размыв при этом те положительные, реформаторские и демократические её черты.
И только через 50 лет при Президенте Кыргызской Республики А.Ш. Атамбаеве вновь был поднят вопрос интеллигенции в современном кыргызском обществе, которая вновь собралась на своём II съезде. Председатель оргкомитета съезда Руслан Сарымсаков отметил, что необходимо обсудить взаимодействие интеллигенции с властью, какова роль интеллигенции сегодня и кто мы в своем отечестве. Необходимо сообща избавиться от синдрома раздробленности, попытаться создать все условия для совершенствования высоконравственного общества и помочь нашей стране выбраться из духовной и экономической депрессии.
В настоящее время интеллигенция способна влиять на общественное мнение и интеллектуальный климат политического процесса, но и формировать направления внешней и внутренней политики. Прослеживается прямое вхождение интеллигенции в политику не только в качестве экспертов, но и как профессиональных политических деятелей, что позволяет по новому взглянуть на проблему места интеллигенции в обществе, а также взаимодействия интеллигенции и власти.
Поэтому интеллигенция стоит на острие политического, экономического, демократического, социального и общечеловеческого развития кыргызского общества. Она соответствует понятиям Цицерона и русских философов.
Интеллигенция об интеллигенции
Я как-то спросил представителя интеллигенции, а как он смотрит на такую градацию? Где вообще место кыргызской интеллигенции в обществе?
Он мне ответил: «Мы не опускаемся до первобытнообщинного строя, когда если человек не говорит на твоем языке, значить он враг. Мы не делим интеллигенцию на кыргызскую, русскую, узбекскую, уйгурскую, южную и северную и т.д. У нас единая страна и единая интеллигенция. И только так мы сможем построить демократическое развитое государство. У нас высокие идеалы и мы не размениваем свою совесть по национальному признаку или по знанию кыргызского языка. Мы всегда впереди и только впереди. Мы остались реформаторами и этим гордимся. Народ узнает свою интеллигенцию, по словам и поступкам».
Можно с уверенностью сказать: «В Кыргызстане есть интеллигенция. Она жива и набирает силы, не смотря на то, что отдельные политики и представители «мнимой» интеллигенции делают всё, чтобы она не поднимала голову».
Я видел много таких людей. Как приятно с ними общаться, хочется еще и еще раз с ними встречаться, обсуждать насущные проблемы, видеть, как у них горят глаза и как они любят свой народ и свою Родину.
Хочется верить, что кыргызская интеллигенция «держит удар».
Координатор Евразийского центра им. Л. Гумилёва в Кыргызстане
Валерий Синько