Я посмотрел Интервидение — и впервые за долгое время поймал ощущение нормального будущего. Цельного и с единой судьбой человечества. Москва, Live Arena, прямой эфир, миллионы зрителей по всему миру. В эпоху, когда мир тонет в ненависти и санкциях, нам в России удалось собрать на одной сцене артистов с разных континентов и доказать: музыка все ещё говорит на языке, который понимают все. И это язык дружбы народов, интернационализма который формирует Евразия. Это заявка на свой культурный центр, на право формировать повестку, исходя из наших смыслов, а не чужих.
Картинка выглядела мощно и современно: дополненная реальность, панорамы Москвы, цифровые фольклорные герои, летающие заставки. Это очень продуманная визуальная драматургия. Там, где нужен масштаб — он был. Там, где требовалась интимность — работал голос и взгляд. Редкий случай, когда техника и искусство не спорят, а поддерживают друг друга.
Россия открыла вечер — Шаман спел «Прямо по сердцу». Песня о любви, мощный звук и… Ярослав Дронов видимо не случайно выбрал тематику киберпанка, чтобы отойти от традиционного образа. И важный жест: Россию не оценивали. Мы пригласили гостей не ради баллов, а ради дружбы. Это правильно: хозяин должен угощать, а не мериться с гостями. И Ярослав кстати сам об этом сказал.
Вьетнам. Мой фаворит и в итоге победитель вечера. Дык Фук спел Phù Đổng Thiên Vương, то есть историю Святого Зёнга, одного из Четырех Бессмертных Вьетнама. Это миф о мальчишке, который сел на железного коня и защитил страну, а потом взмыл на небо. На сцене все было собрано вокруг идеи народного героя, но переложено на современный поп и хип-хоп дыхание. Номер про достоинство и созидательную силу, без карикатурного фольклора. Итог известен. Кубок, 30 миллионов рублей, аплодисменты стоя и ощущение, что Восток сказал свое слово красиво и уверенно.
Китай. Ван Си, он же Elvis Wang, спел У горизонта. Басовый тембр, работа на дыхании, минималистичная подача почти без балета и графики, чистая вокальная линия. Когда зал впервые реально взорвался, это был именно он. Китай принес в зал не столько шоу, сколько дисциплину звука и образ довольного своей силой гиганта, который говорит негромко, но четко. В контексте евразийского сюжета это выглядело как взрослое партнерство
Таджикистан. Фаррух Хасанов, песня «Гори». Простая, горячая и максимально честная песня. Восточный мелизм не спорит с поп-ходами, перкуссия ведет, голос не пытается играть в рафинированный академизм. Тут чувствуется уличная энергия и внутренняя искра, которой достаточно, чтобы сцена вспыхнула без килотонн эффектов. Это было очень ярко и голос певца был решающим. И отдельно отмечу, как уважительно ребята отзывались о решении России не судиться в собственном доме.
Эфиопия. Нетсанет Султан, Halaala. Афан оромо и амхарская традиция пронзительно легли на современный грув. Это песня про любовь как свет и дар, но и про общинное тепло, где танец становится способом благодарить жизнь. Очень важная культурная презентация Эфиопии. Голос певинцы хрупкий на старте и властный в припеве, рисунок ритма живой, с африканским шагом, который не перепутаешь ни с чем. После выступления певица много говорила про Москву и людей.
Бразилия. Семейный дуэт Таис Надер и Лусиану Калазанс, Композиция Pipoca com Amor — Попкорн с любовью. Точно попали в атмосферу залитого солнцем двора Рио, где запах карамели и хруст попкорна, а музыка крутится вокруг тел и улыбок. Бразилецы умеют держать границу между сценой и праздником двора. Бразильцы очень теплый народ с сильной энергетикой и прекрасным жизненным настроем. И мне это нравится! Живая гитара, ритм, вокальная химия между супругами. Для нашего евразийского уха это отдых и мостик к латинскому миру без снобизма и клише. А мир этот очень интересен…
Конечно, вокруг конкурса звучали политические комментарии. Кто-то бойкотировал, кто-то ворчал. Но суть ясна: Интервидение состоялось. Победил Вьетнам, Китай показал силу, Средняя Азия подарила огонь, Африка дала сердце, Латинская Америка — улыбку. А Россия собрала всё это и не стала ставить себя в центр. Это и есть настоящий евразийский подход: не гонка за очками, а создание общего пространства. Универсальные ценности нашего простанства.
Следующий конкурс — в Саудовской Аравии. И это логично: Восток укрепляет Восток, дружба строится по линии БРИКС, ШОС, Африка — Латинская Америка. Формируется новая культурная логистика: билеты покупают не на чужой праздник, а на наш, где уважают традиции.
Вывод простой и совсем не пафосный. Когда Русь-Матушка хочет, у нее получается. Получается так, что зал аплодирует стоя, а гости увозят домой не сувенир, а память о тепле, которое делается вместе. Интернационализм — это конкретный труд дружбы. Этот вечер показал, что труд продолжается, а островки прекрасного и человеческого не просто есть. Их становится больше.
Игорь Горбунов





















