22 ноября в Музее Востока состоялся лекториум Центра Льва Гумилёва в рамках образовательного проекта «Белая Индия» на тему «Иран и русская цивилизация: мифология, время, культура».
Про переплетения российского подсознательного с иранским миром – цивилизацией, культурой, философией — рассказал Павел Зарифуллин, директор Центра Льва Гумилева, писатель, этнограф, лидер движения «Новые Скифы».
Древняя Персия живет в нас, считает Павел, на уровне языка, имен Богов, символизма, моды на сарафаны и кокошники.
Павел привёл как пример русского бессознательного восприятия иранского мира – фильм советского кинематографа «Тегеран-43». В фильме Иран – страна развалин мертвых городов Алладина, таинственных харчевен, где курят опиум подозрительные люди, логово джинов и трикстеров, место пребывания супергероев и агентов.
Таким суперагентом, что так хорошо себя чувствовал в Иране и вообще на Востоке, понимал законы того мира и времени, и безупречно в нём действовал (по мнению Павла Зарифуллина), был Яков Блюмкин, прототип Штирлица и «любовник Революции». Этот человек единственный, кому удалось добраться до глубин Шамбалы.
Так же Павел рассказал об ожидании мусульманским миром прихода мессии Махди, и вспомнил легенду, по которой за Махди персидские крестьяне принимали русского поэта-футуриста Велемира Хлебников. Он во время инициированной Советской властью Гилянской революции в Иране высадился на персидские берега в составе десанта Каспийской флотилии. Именно Велемира Хлебникова персы за одухотворенное лицо, рубище и скитания по пустыне прозвали «гуль-мулла», священник цветов.
Из письма Велемира Хлебникова: «Уезжая из Баку, я занялся изучением Мирза-Баба, персидского пророка, и о нем буду читать здесь для персов и русских: «Мирза-Баб и Иисус».
Энзели встретило меня чудным полднем Италии. Серебряные видения гор голубым призраком стояли выше облаков, вознося свои снежные венцы.
Черные морские вороны с горбатыми шеями черной цепью подымались с моря. Здесь смешались речная и морская струя, и вода зелено-желтого цвета. Закусив дикой кабаниной, собзой и рисом, мы бросились осматривать узкие японские улицы Энзели, бани в зеленых изразцах, мечети, круглые башни прежних столетий в зеленом мху и золотые сморщенные яблоки в голубой листве.
Осень золотыми каплями выступила на коже этих золотых солнышек Персии, для которых зеленое дерево служит небом.
Это многоокое золотыми солнцами небо садов подымается над каменной стеной каждого сада, а рядом бродят чадры с черными глубокими глазами.
Я бросился к морю слушать его священный говор, я пел, смущая персов, и после 1 часа боролся и барахтался с водяными братьями, пока звон зубов не напомнил, что пора одеваться и надеть оболочку человека – эту темницу, где человек заперт от солнца и ветра и моря».
Путешественник, писатель и исследователь Олег Шишкин предложил совершить всем присутствующим виртуальное путешествие по Ирану. Он показал и прокомментировал фотослайды своего путешествия по разным районам страны. Передать дух востока и оживить публику ему удалось с виртуозной легкостью. Самое главное, что хотел донести Олег Шишкин, что бояться Востока не нужно, там, как и везде живут люди, приветливые и гостеприимные.
Олег показал шиитские мечети — совершенно волшебные микрокосмы, сады с фонтанами и розами, восточный базар, как место, где можно купить все, улочки небольших городков на Севере, которые напомнили Олегу провинциальную Грузию середины 80-x, зеленый бархат весенних гор, невероятный уют аутентичных отелей. Рассказал про возрождение культа огнепоклонничества в Иране, праздник шахсей-вахсей, женщин в черных одеждах и кожаных масках, странные сооружения в стиле Кин-дза-дзы. Показал центр персидской Шабмалы – первую столицу империи Ахеменидов город Пасагарды, что строил Кир II в 546 до н. э.
Рассказал о своем визите в поселение кашкайцев — тюркоязычных племен, кочующих на юге Ирана. Кашкайцы живут в стороне от цивилизации, пожалуй, так же, как и века назад. Большие семьи, много детей, живут в палатках, даже школа у них – в палатке. Но при этом невероятно добродушные, приятные, гостеприимные люди, жизнь которых показалась Олегу – воплощением счастья.
Религиовед и писатель Роман Багдасаров предложил взглянуть на Иран с точки зрения священной истории, причём взятой под углом православия, которое в России претендует сегодня на место главного выразителя национальной идеологии. Какие фигуры с этой точки зрения должны ассоциироваться с Ираном?
Первое место, безусловно, принадлежит Заратуштре, признанные многими теологами предтечей христианства наряду с Моисеем и другими библейскими пророками. Багдасаров обратил внимание, что хотя точная дата Исхода продолжает оставаться дискутируемой, по одной из версий его следует отнести к середине XIII в. до н.э. Исторический Заратуштра жил чуть позднее, в XII в. до н.э., т.е. непосредственно соседствует с периодом, когда проповедовал Моисей. Их деятельность можно рассматривать как два варианта создания общности людей на основе пророческого откровения.
Однако если Моисей опирался на племенную общину, то Заратуштра на территориально-соседскую общину. Писатель также подробно остановился на той новаторской космологии, которую предложил своим последователям Заратуштра. В ней человек впервые становится полноправным участником эсхатологической драмы, а не просто орудием богов.
Второй фигурой сакральной истории, которая важна для православного взгляда, является Кир II Великий. Р. Багдасаров предположил, что для евреев, вернувшихся благодаря ему из вавилонского плена, Кир был реальным мессией. Это подтверждают совершенно исключительные обращения к нему со стороны Бога, которые зафиксированы в 45 главе Книги Исайи. Багдасаров предположил также существование политического проекта по завоеванию Персией Египта, в котором важная роль отводилась Израилю. Однако этому проекту не суждено было осуществиться, вследствие чего фигура Кира несколько потускнела в иудейских священных текстах. Хотя звание мессии так и осталось персидским царём, что вызывает у гебраистов до сих пор недоумение.
Третьей фигурой, связанной с Ираном, по мнению Романа Багдасарова, является Александр Македонский, ставший в средневековом христианстве идеалом мудрого правителя. Багдасаров обратил внимание на то, что, несмотря на негативную оценку Александра поздним зороастризмом, царь имел стратегию во многом пересекающуюся с той картиной, которую нарисовал Заратуштра. Александр остро ощущал неустойчивость вселенной и способность человека, осознанно идущего на крайний риск, менять конфигурацию сил внутри ойкумены (обитаемого мира).
Анна Королевская
Белая индия
Будем рады видеть всех ищущих в Музее Востока 6 декабря 2015 года на презентации новой книги Павла Зарифуллина «Звериный стиль Ивана-Царевича»!
Статья интересная. На эту же тему и в концептуальном плане опубликовал ряд статей хабаровский автор Владимир Иванов-Ардашев, бывший археолог, а ныне писатель, автор книги «И останется Слово», где есть. статья об этногенезе ариев и славян. Найти ее можно в интернете по запросу «Колыбель под названием Аркаим».
У легендарного Штирлица, как собирательного образа советских разведчиков, конечно, было немало реальных прототипов. Мог бы быть таковым и Яков Блюмкин. Я же склонен считать, что писатель Юлиан Семенов что-то взял от моего именитого земляка и знакомого Всеволода Никаноровича Иванова, бывшего эмигранта и писателя, ведь литературный Исаев, ставший позднее Штирлицем, начинал на Дальнем Востоке, работал журналистом. Смотрите мои публикации.
Кстати, у хабаровчанина В. Иванова-Ардашева на сайте «Дебри ДВ» на днях опубликованы две статьи, имеющие отношение к недавним событиям в Иране. Прочтите, будет интересно.
Недавно во Владивостоке установлен памятный знак в честь легендарного Штирлица и в прессе, интернете немало интересных откликов, в том числе имеющих отношение к Востоку. Можете заглянуть на хабаровский сайт «Дебри ДВ» и в публикации «Возвращение Штирлица» найдете любопытный ТВ сюжет о перипетиях наших разведчиков на Востоке.
А на моей памяти был такой случай: однажды прочел в газете на побережье Татарского пролива в сводке новостей, что в Ванинский порт (помните песня была такая «Я помню тот Ванинский порт…») прибыл иранский сухогруз с названием, кажется, «Иран шэриат» (то есть «Иранское право», как бы я перевел), стоял далеко на рейде. Посмотрел на него, улыбнулся и даже вздохнул. Вот так далеко, на краю света, и увидел частицу Ирана, для русских небезразличную.
В интернете упомянули, что президент Украины Порошенко призвал «запретить российский флаг во всем мире». Это или очередной словесный закидон, или журналисты преподнесли с искажением. Поэтому хотел бы напомнить, что российский триколор в бело-сине-красной последовательности является повторением… боевых знамен Сасанидской династии, правившей в Иране в третьем-седьмом веках. Понятно, что совпадение случайно, ибо кремлевские «дизайнеры» вряд ли настолько эрудированы в вопросах геральдики. А вообще три этих цвета на европейских флагах присутствуют издавна, и наш, российский, считается, позаимствован у голландцев, хотя первоначально и для торгового флота и лишь потом стал государственным. Можете почитать об этом в моей книге «И останется Слово», либо сразу набрав в интернете мою двойную фамилию с дополнением «колыбель под названием Аркаим». А на всякие популистские и оскорбительные заявления, вроде упомянутого выше, не стоит обращать внимания.