Среди мест, которые обязательно следует посетить, когда отправляетесь в Тегеран, конечно же,Национальный музей и библиотека Малека. Здание его вовсе не древнее, но в традициях персидской классики. Коллекция – частная и одна из лучших для желающих почувствовать дух Ирана. Также здесь – для любителей книг и рукописей – библиотека. Сменные выставки… Одним словом – как бы весь огромный Иран сразу на ладони. И автор этого чуда – иранский меценат, имя и дело которого можно сравнить разве что с делами братьев Третьяковых для России. Итак, быть в Москве и не посетить Третьяковку?! – да это то же самое, что быть в Тегеране и… не посетить музей Малека.
Качество личности, которое накапливает целый род
Да, именно с такой мысли хочется начать рассказ о самом Малеке. Ведь на него, если так можно выразиться, «работала» вся его семья, все его предки, в первую очередь отец, выдающаяся для Ирана личность.
Итак, чьё имя носит этот музейно-библиотечный центр, один из крупнейших на всём Среднем Востоке? Хаджи Хоссейн Ага Малек (Тебриз, 1873 — Тегеран, 1973) – крупнейший иранский коллекционер и благотворитель. Мать — грузинка. Отец Хадж Мохаммед Казем по указу шаха Насер ад-Дина получил почётное звание (приставку к имени) «Малек ол-Тоджар» — «царь купцов». Столь высоко была отмечена его выдающаяся роль в торговле как в самом Тебризе, так и между Ираном и Россией. Среди прочего, он построил первую дорогу из Астары до Москвы.
И сыну своему дал блестящее образование: тот учился фарси и арабскому языкам под руководством шейха Массихи Талегани, а позже у Мирзы Абдолхасана Джельве – а они были наиболее выдающимися учёными того времени. С ранних лет увлёкся книгами и был очарован литературой, историей, фикхом (исламским законоведением) и в целом вопросами религии, а также нумизматикой и искусствами.
В первую очередь, Малек попал под обаяние редких книг, старинных рукописей и начал собирать их с самого раннего возраста. Этот интерес и привёл позднее к созданию невероятной по количеству и качеству коллекции. В конце концов, как результат появился уникальный культурный центр.
Библиотека хранит ныне около 20 000 рукописей и 42 000 томов печатных книг — от раннего исламского периода по настоящее время. Но вслед за книгами Малек расширил круг своих увлечений и сознательных поисков. Стал собирать живопись, гравюры, документы и указы Средневековья, лаковую миниатюру, предметы металлообработки и монеты, марки, ковры и художественный текстиль.
Но при этом он не замкнулся в «мире искусств». С увлечением строил больницы, детские дома и школы, прежде всего для жителей Хорасана. Более того, огромное количество сельскохозяйственных земель, собственности и прочего богатства передал различным организациям в качестве «вакфа». Напомню, «вакф» — это имущество, которое по исламскому закону навеки закрепляется как религиозное пожертвование и не может быть перепродано другим лицам и на иные цели. А доходы с него идут только на духовные и благотворительные программы под контролем религиозных авторитетов.
Итак, в 1937 году Малек принял решение передать как вакф значительную часть своего огромного имущества в управление знаменитому в стране фонду «Астан е Кодс Резави», который содержит священные места (зияраты), прежде всего, гробницу Имама Резы в Мешхеде и его мощную паломническую инфраструктуру. Этому фонду было также предписано содержать и развивать коллекционерско-музейные начинания Малека. Правда, по условиям договора, сам музей должен был оставаться под руководством дарителя вплоть до его смерти. Так и произошло. С 1973 года музей-библиотека полностью перешли в управление фонда для общественного пользования.
Отметим, что первоначальное здание музея и библиотеки было личным домом самого Малека в районе тегеранского базара Бейн-аль-Харамейн. Здание было построено в конце каджарского периода и в 1937 году превращено в музей самим хозяином. А переместилось всё это огромное хозяйство в новопостроенный комплекс в 1997 году.
В целом можно сказать, что именно вакф Малека является наиболее важным для всего Ирана как по своим размерам, так и по финансовой ценности и культурному значению. Вне сомнения, в исламском мире любой вакф почётен – ибо это средства, отданные людям во имя Аллаха! Но обычно вакфы посвящены мечетям или религиозным учреждениям, инструментам благотворительности и материальной помощи. Особенностью вклада Малека является то, что он осуществил вышеперечисленные виды вакфа, при этом выделив уникальное направление – его средства работали и работают по сей день на ниве образования и искусства! И в историю не только Ирана, но всей уммы — всего мирового сообщества мусульман — он вошёл не только благодаря удивительному богатству. Малек больше известен своим значительным вкладом в благотворительность. И совершенно бесценным вкладом в культуру и образование.
Примеру отца позднее последовала и дочь. Эззат Малек в 2005 году открыла выставку, где заявила, что представленные 47 уникальных экспонатов, приобретённые ею в разное время в разных странах мира и связанные с иранскими традициями, дарит в коллекцию музея. А это и уникальные рукописи Корана, образцы каллиграфии, акварели, масляной живописи, документы — от Сефевидов до Каджаров.
Значит, ещё раз можно повторить: плоды, принесённые самим Малеком, есть плоды из сада его семьи. Это накопления целого рода. И таков закон жизни. В России мы знаем подобный пример – купеческую семью Третьяковых.
Музей и библиотека – как врата Рая
Этот район Тегерана хочется назвать «музейным». Здесь в шаговой доступности друг к другу – Музей Бустан (доисламские древности Ирана), Музей исламской культуры, чуть в стороне – Музей почты и телеграфа. А если двигаться вдоль Джомхури-авеню – Музей стекла и керамики. Не так далеко и дворец Голестан, Музей транспорта и Музей Банка Ирана.
Здание, где с 1997 года разместилась коллекция Малека, – не старинное, оно выстроено специально под будущий центр. Однако, право же, его архитектура столь хороша и традиционна, что тут чувствуешь себя как бы в «вечном Иране». Ведь суть математико-инженерных структур и изразцового декора – в свидетельстве, что Рай начинается уже здесь, на земле.
Этой космической стратегии служат собранные в музее рукописи и миниатюры, книги и ковры – предметы искусства и ремесла являют красоту, а каждый мусульманин помнит хадис Пророка (САВ): «Воистину Аллах Прекрасен и любит красоту» (Муслим). А книги в библиотеке? Опять вспомним один из хадисов: «Ищите знания, даже если придётся отправиться за ними в Китай».
В наши дни собрание состоит из 19.000 рукописей, 70.000 книг, а также других исторических предметов, таких, к примеру, как 3.000 монет. Отдельно — коллекции марок, ковров, живописных картин, графики как иранских, так и западноевропейских мастеров (Бенетти, Лоррена и др.). Особое значение у 13 картин Камаля оль-Молька (1847-1940) – сына основателя иранской школы реалистического искусства 19 века Мирзы Бозорг Гафари Кашани. От шаха Насер ад-Дина к родовому имени и фамилии «Мохаммад из рода Гафари, из города Кашан» он получил титул «Камаль-оль-Мольк» — «Совершенство на Земле».
Отдельная маленькая картинка: я испытал особое удовольствие в зале лаковой живописи, с инструментами письма, коробочками и пеналами из папье-маше, атрибутами каллиграфов и дам высшего света… Оказалось, что в экспозиции аж три экспоната из России – это наши федоскинские, палехские росписи… вот как тесен мир, как народы наслаждаются тем, что «обогащают друг друга», по слову Корана (49:13). А цветочные композиции на тёмных фонах так напоминают известные нам росписи по металлу подмосковного промысла Жостово…
Ныне во главе этого очага культуры, зажжённого энергией Малека, стоит директор Сейед Мохаммад Хоссейни. Официальный сайт на фарси и английском, с фото и видео —http://www.malekmuseum.org
Если в залах музея в основном встречаешь туристов, то в библиотеке – сплошь молодёжь, в архив пускают только специалистов.
Здесь, как ни в каком ином месте Тегерана, понимаешь смысл общеизвестных, очень простых по форме, но таких важных по сути высказываний пророка Мухаммада (САВ): «Стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина»… «Кто стремится приобрести знания, тому Аллaх откроет путь в Рай»… «Аллах любит красоту»…
Упорство и любознательность, щедрость и религиозная точность в трате земного богатства, восхищение Религией Мира (Ислам) и красотой – вот ценности, незримо явленные через зримые предметы в Национальном музее и библиотеке Малека. Если хотите прикоснуться к этим ценностям, пропитаться ими – добро пожаловать!
Больше фотографий с подробным описанием вы можете увижеть здесь.
Джаннат Сергей Маркус