Нередко бывает, что сокровенные слова «Ашхаду алля иляха илляллах, ва ашхаду анна Мухаммадар расулюллах» произносят люди с типично славянской внешностью. Свидетельство мусульманской веры, в принципе, можно произносить на любом языке. Большинство русских мусульман использует именно арабский вариант и делает это с чувством искренней веры.
Как воспринимают в России тех, кто, по идее, должен быть православным, но стал мусульманином? Причем, не по принуждению, а по зову сердца. За ответом далеко ходить не надо. Достаточно пересмотреть фильм Хотиненко «Мусульманин». Герой фильма, солдат, ставший в Афганистане мусульманином, своими односельчанами был воспринят как враг. Как в фильме, так примерно и в жизни. В лучшем случае, покрутят у виска, в худшем — назовут предателем.
Очень многие русские, приняв ислам, чувствуют отторжение со стороны своего недавнего окружения. Таких примеров сотни.
«В Контакте» есть группы, посвященные русским мусульманам. Член одной из таких групп, Анастасия Евстифеева, рассказала, что, став мусульманкой, сразу оттолкнула от себя своих недавних друзей: «У меня проблемы с окружающими. Многие не понимают меня и мешают мне. Измываются, причем близкие мне люди». Анастасия стала мусульманкой год назад. Другая молодая девушка, русская мусульманка, рассказала, как принятие ею веры Мухаммеда оттолкнуло от девушки отца и братьев: «Как-то мы с отцом поехали по делам. Я ждала его в машине. Чтобы не тратить время зря, я достала брошюрку «Книга намаза». Мне хотелось скорее выучить и делать намаз, вникая в него, а не отвлекаться на подсказки, перелистывая страницы. Когда папа вернулся и увидел, что я читаю, он начал меня ругать, говорил, что не может понять, чего мне не хватает в жизни, кто мне вбивает в голову эту «ерунду», не хочу ли я подорваться где-нибудь среди людей. Мое присутствие, казалось, всех раздражает. От старшего брата я слышала шутки и приколы в мой адрес. Младший брат совсем перестал со мной общаться». Однажды ночью девушка проснулась от громких криков: «Папа ругался на меня, не жалея крепких слов и оскорблений в мой адрес. Кричал, что ему стыдно, что я «такая», что он не хочет узнать, что его дочь — «шахидка», подорвавшая мирных людей. Там были мои братья, потом и мама проснулась. Она тоже поругалась с папой из-за слов, которые он говорил про меня. А я лежала в своей постели и, глотая слезы, тихо ненавидела себя. Мне было больно от услышанного и страшно, что я внесла столько негатива и злости в семью. Такого раньше никогда не случалось».
Несмотря на скандал, девушка не отказалась от сделанного выбора: «У меня ни на секунду не возникло чувства, что я жалею о своем решении». Ситуация разрешилась, когда родственники стали замечать изменения в поведении девушки: «От вредных привычек и гулянок я отказалась сразу, и, немного успокоившись, родители стали замечать мои изменения в лучшую сторону. Младший брат, конечно, не так, как раньше, но снова общается со мной». Чтобы лишний раз никого не провоцировать, молодая мусульманка старается «больше не попадаться с религиозными книгами»: «Читаю перед сном или когда никого нет дома».
Со многими прежними друзьями пришлось расстаться. На улице девушка в хиджабе вызывает подозрение. Но мусульманка говорит, что к прежней жизни уже не вернется: «Теперь у меня другой взгляд на все происходящее в этой дунье» (земной преходящий мир. — Ред.). Девушка надеется, что в будущем призовет к исламу своих родных. Как говорят мусульмане, даст им даават.
Агрессивная или чрезмерно настойчивая проповедь всегда вызовет неодобрение. «Дать даават» — значит, «объяснить». Ученый-исламовед, доктор Музаммиль Сиддики говорит, что даават даже не ставит своей задачей обращение людей в ислам: «Это передача информации с мудростью и добрыми словами. Мы должны подчеркивать то, что у нас есть общего и объяснять различия, не вдаваясь в теологию и не утверждая превосходства одной позиции над другой. В настоящее время люди очень интересуются Исламом, и мы должны сделать все зависящее от нас, чтобы дать им правильную информацию. Неправильные взгляды на Ислам и его ложная интерпретация в настоящее время испытывают подъем. Мы должны давать ясные объяснения по таким вопросам, как джихад, политеизм, статус меньшинств в Исламе, Ислам и свобода вероисповедания, Ислам и демократия, отделение церкви от государства. Часто люди приводят цитаты из Корана, вырывая их из контекста. Мы должны объяснить их правильное значение, в то же время не занимая положения человека, который за что-то извиняется и оправдывается».
У многих русских людей слово «ислам» ассоциируется с чеченскими войнами, терроризмом и захватом заложников. При слове «джихад» сразу встают перед глазами фигуры Басаева, Радуева и Хаттаба. Мусульманин, когда дает даават, должен объяснить, что всему этому пророк Мухаммед не учил. «Необходимо также помнить, что Ислам отвергает и осуждает терроризм. Мы не можем смириться со страданиями невиновных людей», — говорит доктор Музаммиль Сиддики.
Как уже было сказано, некоторые люди воспринимают русских мусульман, как тех, кто «продался террористам». Почти каждая девушка в хиджабе когда-нибудь ловила на себе неодобрительный взгляд. Рост исламофобии в обществе усилился из-за многочисленных терактов, похищений и убийств невинных людей. Конечно, террористы, кричащие «Аллах акбар», к традиционному исламу не имеют никакого отношения, но обычным людям трудно разобрать, кто есть кто. К тому же, в народе жива память о русских пленных, которым в обмен на принятие ислама оставляли жизнь. Эта практика, распространенная во время афганской и двух последних чеченских войн, имеет свои корни в прошлом.
В горной Чечне есть село Дышне-Ведено. Село было построено русскими, взятыми в плен войсками имама Шамиля во время кавказских войн ХIХ века. Многие солдаты, попав в плен к горцам, по разным причинам принимали ислам. По давней, еще доисламской традиции, эти новообращенные мусульмане в горских семьях занимали место погибших мужчин, становились «приемными сыновьями». Но это не значит, что горцы верили таким людям на слово. Мусульман-неофитов неоднократно испытывали на деле. Они работали на горцев, выполняли многочисленные трудные поручения. Были случаи, когда русским мусульманам давали оружие и они сражались против царских солдат. Многие русские мусульмане того времени потом вступали в кровное родство с горскими родами, их дети уже могли называться потомками виднейших тейпов. Но кавказцы, которые истово чтят память о своих предках, к жителям Дышне-Ведено относятся до сих пор, как к «чеченцам с русскими хвостами». Потомкам русских, принятых некогда в чеченские общины, такое сравнение оскорбительно, и им приходится очень стараться, чтобы о их нечеченском происхождении забыли. Многие ради этого готовы на все, даже на убийство множества невинных людей. Яркий пример тому — Шамиль Басаев.
Пожалуй, ничто так не будоражит внимание людей, как обращение в ислам православных священников. Если о человеке, принявшем ислам, говорят только в его ближнем кругу, то о священнослужителе, ставшем мусульманином, говорят практически везде.
Бывший священник курской епархии Владислав Сохин назвал свой переход в ислам «возвращением к единобожию»: «Корректнее будет назвать это не переходом, а возвращением в Единобожие». На вопрос журналиста, «кто или что стало главным», когда священник делал выбор, русский мусульманин ответил: «Если говорить, кто, то наверно этот Кто — с большой буквы — Сам Всевышний, который каждого человека ведет. Это еще называется промыслом Божиим. Ну, а всяких «что» — было множество».
О принятии бывшим священником ислама вскоре стало известно большинству православных СМИ. Многие СМИ говорили, что Сошин стал читать Коран, когда нашел несоответствия в текстах Евангелий. «Сегодня православные СМИ пытаются говорить, что причиной якобы стали обнаруженные мной несоответствия в Новом Завете. На самом деле, причин было несколько. Прежде всего, конечно, это мои личные отношения с Богом: я нашел в исламе то, чего я не мог найти в православии — это связь «человек и Бог». Можно, конечно, говорить, что такое есть там-то и там-то, но, на мой взгляд, многие обряды отодвигают личностные отношения между человеком и Богом. В исламе такого нет. Мало того, ислам хоть и называется молодой мировой религией, на самом деле, пророк Мухаммад (мир ему) лишь обозначил те истины, которые говорил Всевышний. Напомнил их арабам и всему миру, начиная от Адама и последующих пророков. Так что ислам — это естественная преемственность возвращения истин таухида (единобожия), которые были даны Богом первому человеку, Адаму», — сказал Сошин корреспонденту «Страны.ру». На вопрос «Вы бы хотели стать лидером в мусульманской общине?» Сохин ответил: «Не хотел бы, скажу честно. Хочу быть просто обычным мусульманином. Кому больше дано, сказано в Библии, с того больше и спросится. Я хочу быть простым человеком».
Каждый русский мусульманин сделал когда-то свой выбор по разным причинам. Сохин рассказал, что в свое время его поразило путешествие в исламский Иран. По мнению тогда еще отца Владислава, Иран, по сравнению с Россией, жил «чисто, без наркотиков, без алкоголя. Практически все исповедуют ислам не поверхностно». И не только это было главным. Даже в мусульманских странах есть свои мафии, но там «со стороны правительства это всячески не поощряется и по возможности пресекается, а люди наказываются. Ну, и не стоит еще забывать статистику, а она сообщает, что наркодельцов в стране становится больше, когда туда приходит насильственная демократия. Возьмите тот же Афганистан или Косово».
Стоит сказать, что в мусульманском мире русским мусульманам не совсем рады. Ректор Российского исламского университета Гусман Исхаков сказал о русских мусульманах так: «Примеры русских, перешедших в ислам, не слишком обнадеживающие: у них обычно повышенная агрессивность, да и менталитет у них совсем другой».
Покойный протоиерей Даниил Сысоев в свое время рассказал, почему русские принимают ислам. Дело в том, что ислам дает ответы на каждый случай жизни: «Ислам привлекает своей цельностью: шариат дает схему жизни. Ты должен носить, к примеру, одежду такого-то покроя. Есть четкий регламент: что есть, что пить, как вести себя с женой и детьми и т. д. Свобода, которая есть в христианстве, не всем под силу, она — тяжкий груз. Магометанство — более простая религия, чем христианство, поэтому она будет распространяться».
Источник: Rusday