К вопросу о целесообразности проведения международной конференции черкесских организаций по ситуации в Сирии

Как известно, ареал расселения народов черкесского мира расположен на территориях нескольких российских регионов. Кабардинцы, адыги, черкесы и шапсуги населяют Кабардино-Балкарию, Адыгею и Карачаево-Черкессию. Немалая часть народа проживает и за пределами своей исторической родины. Большая диаспора черкесов существует в Сирии, и с началом революционных событий в регионе, судьба этого малого народа страны серьезно взволновала черкесов всего мира.

96392В частности, в последнее время все активнее продвигается идея созыва Международной конференции черкесских организаций по ситуации в Сирии, главной целью которой станет признание Россией геноцида черкесского народа и принятие сирийских черкесов на свою историческую родину. Но неизбежно возникает вопрос: почему данное масштабное мероприятие, требующее огромных финансовых и людских затрат на организацию, не ставит своей основной задачей разработку программы действий непосредственной помощи черкесам в Сирии, остро нуждающимся как минимум в гуманитарной и медицинской поддержке? Безусловно, именно этих действий сегодня прежде всего ожидают находящиеся в условиях разрушительной войны черкесы от своих соотечественников. Между тем, ответ на это вопрос кроется в инициаторах данного проекта, смысл и целесообразность которого не может не вызывать сомнений.

Прежде всего, напомним, что идея конференции появилась на заседании координационного совета черкесских организаций России 14 июля в Майкопе. По итогам заседания черкесские неправительственные организации России направили обращение черкесским коллегам из Турции о необходимости, «отложив политические и идеологические разногласия, объединив свои усилия, провести в октябре 2013 года в Стамбуле конференцию всех без исключения черкесских НПО России, Турции, Иордании, Израиля, США, Сирии, Германии и Австралии». Необходимость созыва конференции ее инициаторы объяснили в первую очередь ухудшением ситуации в Сирии и угрозой нанесения военного удара по стране силами западной коалиции. Председатель общественного движения республики «Адыгэ-Хасэ – Черкесский парламент» Адам Богус также придерживается мнения, что «в случае падения режима Башара Асада, повстанцы первыми расправятся с национальными меньшинствами, поскольку черкесы в Сирии были достаточно лояльны и близки к действующей власти».

Обеспокоенность судьбой диаспоры в Сирии высказали также черкесские организации Турции, Иордании, Сирии и Германии, поддержав идею проведения конференции в Стамбуле или в любом другом месте. Отметим, что выбор Стамбула в качестве места проведения съезда был обусловлен тем, что принять в России 100 тысяч черкесских соотечественников организаторам представляется проблематичным. Кроме того, в Турции проживает самая многочисленная черкесская диаспора – около 6,5 миллиона черкесов или более 8 % от населения страны. Также у этой страны безвизовый режим с большинством государств, откуда могут прибывать представители черкесских организаций.

Однако инициаторы проекта уже вначале подготовки мероприятия столкнулись с рядом проблем, что вынудило их, в конечном счете, отложить конференцию на неопределенный срок. Прежде всего, по информации Международной черкесской организации (МЧА), заседание координационного совета черкесских организации РФ, на котором было принято решение провести в Стамбуле конференцию, нельзя считать состоявшимися по причине отсутствия большого количества постоянных членов-учредителей совета. Также отмечается, что координационный совет черкесских организаций Российской Федерации не уполномочен обращаться к черкесским неправительственным организациям Турции или других стран.

Не смогли найти согласия в данном вопросе и черкесские организации Турции. В частности, споры возникли на тему, кто будет выступать организатором мероприятия. Так, Инициатива черкесского права заявляет, что готова взять на себя проведение в городе Стамбул конференции «О черкесском сообществе в Сирийской Арабской Республике» совместно с Всемирным комитетом солидарности черкесов и Федерацией черкесских организаций. Однако против проведения конференции в Стамбуле выступает Федерация кавказских организаций.

Со своей стороны генеральный директор Центра этноконфессиональных проблем в СМИ при Союзе журналистов России Сулиета Кусова-Чухо обращает внимание на «разрозненность, отсутствие политической воли и силы в организациях в общественных по черкесскому вопросу».

Неизбежно возникает вопрос, есть ли смысл в данной конференции и, самое главное, насколько отвечает данное мероприятие реалиям современной действительности? Так, основной упор инициаторы события делают на том, что черкесы Сирии подвержены гонениям и репрессиям, а правительство России, инициировавшей переселение народа, бездействует. Но так ли это на самом деле?

Согласно данным международных правозащитных организаций, черкесы в Сирии не подвержены гонениям и репрессиям ни со стороны правительства, ни со стороны вооруженной оппозиции. Равнодушна ли Россия к черкесам Сирии? Только в октябре 2012 года Кабардино-Балкария приняла около 500 сирийских беженцев, в Карачаево-Черкессию и Адыгею переселились по 200 человек. А Министерство образования и науки РФ предоставило бюджетные места гражданам Сирии, которые учились в России на платной основе. Поскольку возможное возвращение студентов в Сирию может создать прямую угрозу для жизни этих студентов, по решению Минобрнауки на бюджетные места в Кабардино-Балкарском государственном университете переведут 104 сирийских студентов, которые сейчас учатся в этом вузе. Еще 16 человек, проживавших до недавнего времени в Сирии, будут бесплатно учиться в Адыгейском государственном университете. В университете также будут предоставлены учебные места членам семей сирийских черкесов, переехавших в Майкоп.

Между тем, большое внимание к черкесской проблеме мировой общественности и неправильная трактовка актуальных проблем современных черкесов побудила правительство РФ провести ряд круглых столов на тему современного положения малого народа России. В частности, в начале октября 2013 года развитие современной черкесской культуры и процессы, происходящие в многочисленной диаспоре черкесов в странах Ближнего Востока обсудили за круглым столом «Черкесы в современной России и за рубежом: грани государственной политики». В мероприятии приняли участие: замруководителя Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Георгий Мурадов, ректор Кабардино-Балкарского государственного университета Барасби Карамурзов, вице-президент Международной черкесской ассоциации, председатель «Адыгэ Хасэ» причерноморских адыгов-шапсугов Маджид Чачух, директор Национального музея Республики Адыгея Фатима Джигунова, организатор художественной выставки «Оттенки черкесского» Дина Хашхожева, активист Черкесского благотворительного общества Иордании, советник руководителя Черкесского благотворительного общества Сирии Хишам Машфеж и многие другие. Со своей стороны Маджид Чачух заявил, что «в России очень многое сегодня делается для сохранения черкесской культурной идентичности». Георгий Мурадов отметил, что Федеральное агентство уделяет большое внимание всему спектру многонациональных народов, проживающих за рубежом. «Мы активно работаем с черкесскими диаспорами, живущими в Турции, Сирии, Иордании, Германии и США. Россотрудничество регулярно принимает лидеров молодёжных черкесских групп. Многие после этих встреч говорят, что у них поменялось отношение к России. Молодёжь из Сирии, Иордании, Турции по понятным причинам не может общаться друг с другом, и решению этой проблемы способствует КБГУ», — рассказал Мурадов, подчеркнув, что всё это фрагменты единой государственной политики по сохранению многонационального народа, входящего в абхазо-черкесскую группу народов. «В нашем единстве и есть наше богатство и будущее. И в облик современной России вписан облик абхазо-черкесских народов», – уверенно заявил политик.

На чем, в таком случае, базируются идеологи черкесских национальных устремлений? Прежде всего, стоит сказать, что сводятся они к 3 основным целям: признанию геноцида, объединению черкесских территорий и возвращению изгнанного населения на Северный Кавказ. При этом радикально настроенные националисты отказываются от обсуждения черкесского вопроса с экспертным сообществом, осуществляя активное давление на региональную и федеральную власть. С целью добиться выполнения своих требований они используют в качестве идеологической основы своего движения фальсифицированные версии истории, в которой учитываются исключительно те мельчайшие факты, которые подтверждают теорию геноцида, в то время как огромный массив информации, опровергающий ее, полностью замалчивается и нигде не упоминается.

На удивление сильно обеспокоено судьбой черкесов и США, по инициативе которых над сирийской диаспорой, как и всем народом Сирии, нависла угроза прямого уничтожения. Так, небольшая делегация американских черкесов недавно встречалась с Робертом Менендесом, американским сенатором-демократом, представляющий штат Нью-Джерси в Конгрессе США, чтобы просить о гуманитарной помощи для сирийских черкесов, находящихся сейчас в опасности. В частности, делегация надеялась, что Соединенные Штаты могут посчитать возможным предоставление убежища сирийским черкесам, проживающим в районах военных действий в Сирии.

Моментальный ответ американского правительства на инициативу помочь в данном вопросе удивил даже черкесов. Так, письмо делегации было рассмотрено в кратчайший срок, меньше чем через 24 часа после встречи офис сенатора Менендеса направил официальный запрос президенту США Бараку Обаме. В нем содержится просьба о немедленной помощи всем сирийским гражданам, «чтобы… сирийские граждане, мигрировавшие в Соединенные Штаты, могли оставаться в стране, получив Статус временной защиты (Temporary Protected Status)».

Президент США дал ответ незамедлительно. «В соответствии с условиями Статуса временной защиты, сирийским гражданам (в том числе и черкесам в Соединенных Штатах, имеющим сирийский паспорт) будет разрешено остаться в Соединенных Штатах в течение неопределенного периода времени, потенциально бесконечно», – официально гарантировал Барак Обама. В свою очередь черкесская делегация заверила, что «будет настаивать на том, чтобы Правительство Соединенных Штатов продолжало оказывать помощь черкесам в этом вопросе». Таким образом, в качестве покровителя черкесского народа и представителя его интересов, США уже сегодня пытается получить легитимное право вмешиваться во внутренние дела стран, на территории которых проживают представители этого народа, прежде всего, России и Сирии.

Но почему требования черкесских национальных активистов априори не осуществимы и лишены смысла? Во-первых, инициаторы конференции утверждают, что «зарубежная диаспора – это черкесы, они сохранили адыгские культуру, обычаи и язык, они не отличаются от черкесов России и имеют общую родину. Отсюда сирийские и другие черкесы имеют полное право переехать на свою историческую родину – Северный Кавказ». Но так ли это в действительности? Фактически, за годы, проведенные за рубежом, потомки черкесов в огромнейшей степени ассимилировались. Если Россия, которую обвиняют в целенаправленном уничтожении целого народа, делала все, чтобы сохранить его культуру и национальную идентичность, предоставляя им письменность и книги на родном языке, в Турции и в других странах расселения, их этничность усиленно стирали, запрещая называться адыгами и говорить на своем языке. Практически все этнографы и лингвисты убеждены, что за 150 лет такой политики зарубежные диаспоры гораздо больше общего имеют с турками и арабами, чем с черкесами своей исторической родины. При этом, по мнению ученых, одной из наиболее ассимилированных черкесских диаспор является именно сирийская. Фактически, представители черкесских диаспор сегодня обладают другой ментальностью, характерной для народов государств их нового проживания. Эти люди приверженцы более радикального ислама, не характерного для населяющих Кавказ народов России, восприятие которой также абсолютно другое. К настоящему моменту потомки адыгов практически потеряли свою культуру, обычаи и язык. Именно поэтому, сегодня местные власти, прежде всего, организуют черкесским переселенцам из зарубежа курсы не только русского, но и черкесского языка.

Таким образом, требования черкесских активистов о возвращении на историческую родину части своего народа априори не осуществимы. Черкесы Сирии, Турции и Иордании – это уже совсем другой народ, обладающей ментальностью арабов и турок, принявший их язык и культуру. Поэтому покинувший 150 лет назад Северный Кавказ черкесский народ сегодня больше не существует, а значит и обратно вернутся совсем другие люди.

Кроме того, в случае переселения неизбежно встанет вопрос: кого считать черкесом и по какому принципу определять принадлежность человека к черкесской нации? В данном случае абсолютно исключается принцип языка – 99% зарубежных черкесов его не знает, а также не сыграет роли и внешний вид, сильно изменившийся за 150 лет проживания в других природных и культурных реалиях. Остается полагаться на клятвенные заверения самого человека. Ведь даже документы нельзя рассматривать как доказательство принадлежности к нации. Известно, что вследствие санкционированной турецкими властями политики, многие черкесы были вынуждены указать в паспортах, что они турки.

Но, даже решив каким-либо образом эти проблемы, можно ли быть уверенными в том, что переселившиеся черкесы легко и гармонично вольются в жизнь народов Кавказа? Действительность говорит, что определенно – нет. Перемещение огромного количества людей с другой культурой не может пройти быстро и безболезненно.

Необходимо обратить внимание и на то, что многие черкесы в России сегодня репатриацию сирийских граждан не поддерживают и относятся к ней крайне осторожно. Например, российские адыги справедливо опасаются роста безработицы с притоком новых поселенцев, размещение и обустройство которых ляжет тяжелым бременем на ограниченный бюджет кавказских республик. Сегодня в больницах, детских садах и институтах не хватает мест самим жителям региона. В связи с этим, многие черкесы испытывают чувство негодования и ревности по поводу того, что переселенцам дают землю, бесплатные места в университете, кредиты под низкие проценты, в то время когда коренные жители, включая адыгов, всего этого получить не могут.

Таким образом, становится ясно, что предполагаемая конференция черкесских организаций не имеет под собой никакого смысла. Безусловно, в России геноцид черкесов не будет признан никогда только потому, что его никогда не существовало, а все утверждения в обратном — всего лишь попытка добиться конкретных политических целей и вмешаться во внутренние дела страны, ослабляя ее и дестабилизируя и без того сложную обстановку на Кавказе.

Очевидно, что черкесам Сирии сегодня, прежде всего, необходима стабилизация ситуации в своем государстве, а не добровольно-принудительное отправление в чужую для них страну под псевдо национальными лозунгами. Именно поэтому черкесским активистам следует добиваться от чутко реагирующих на их просьбы Соединенных Штатов не готовности принять у себя вынужденных эвакуироваться из своей стран людей, а сделать все возможное для того, чтобы им не нужно было никуда эвакуироваться. Что касается российской стороны, то наиболее целесообразным для черкесских организаций, безусловно, было бы оказать поддержку Москве в продвижении идеи мирного урегулирования сирийского конфликта, а не выдвигать исторически неверные обвинения и требовать действий, лишь осложняющих жизнь черкесов России.

Таким образом, очевидно, что цели гипотетической конференции лишены смысла и идут вразрез с интересами черкесского народа, гораздо больше нуждающегося сегодня в реальной финансовой и гуманитарной помощи, а не бесполезном и пустом собрании выражающих далеко не черкесские интересы делегатов.

Юлия Чмеленко, kavkazoved.info

Вам также может понравиться

4 Комментариев

  1. 1

    все никак не успокоится Чмоленко.Черкесы все равно вернутся,потому что у них одна Родина-Черкессия. И время работает на них. И никакие они не турки или арабы.Сама без роду и племени, иначе так не рассуждала бы.

  2. 2

    Вернутся черкесы по крови, но турки и арабы по менталитету. И тогда подлинные северо- кавказские черкесы потеряют свою этническую самобытность, растворятся среди них.

  3. 3

    автор не может разобраться даже в названиях народа, о чем она может писать еще?
    «адыги» = «черкесы». кабардинцы, шапсуги и др. — это части одного народа черкесов (адыгов).
    перечислять в одном предложении черкесы, шапсуги, адыги, кабардинцы — некорректно.

  4. 4

    Черкесы, кабардинцы, адыги считают себя одним народом. Но юридически, согласно документации, это разные этносы.

Добавить комментарий для dog Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>