Как кувшины для воды спасли Кубачи

«Мы вышли через тесные переулки на окраину аула, что называется Калла-Ку – «Поле редиски». Предание гласит, что некогда в битве с непрошеными гостями из Персии тут погибли сорок кубачинских храбрецов. Они были похоронены в одной братской могиле, а на рассвете аульчане устроили на этом месте священную пляску, чтобы показать неприятелю мужество духа и чтобы враги не радовались их печали. И неприятель отступил, рассудив, что не стоит связываться с людьми, которые с такой стойкостью защищают свои поля и жилища. Еще от тех времен в памяти персидских завоевателей осталось завещание Надир-шаха: «Да не посягнет ни один из моих преемников на Дагестан!», – писал Ахмедхан Абу-Бакар.

И когда оказываешься на его малой, но такой большой родине – в Кубачи, понимаешь, что вдохновляло известного писателя. История и легенды, предания и поверья, мифы и реальность… Каждый камешек, каждое изделие, каждый дом наполнены особой атмосферой, окутаны таинством, как и весь Кубачи.

Каждая городская кубачинка, приезжая в родной аул, всегда повязывает голову традиционным казом. Так принято. И рассказывают здесь, что по размерам вышитых цветов определяется ее статус: замужем, не замужем. Да, в Кубачи приезжает много туристов из разных стран. Кто-то интересуется историей, кто-то ювелирными изделиями, кинжалами, другие антикварной посудой. И я спросила у своей знакомой, Айши, покупают ли туристы казы. Оказывается, что очень редко. Говорят, дорого: 25-30 тыс. рублей за каз. Только фотографируются в них. За это денег с гостей не берут. Я видела на снимках африканку в бело­снежном платке, расшитом къялкъуcом, итальянку, марокканку. Но, знаете, только дагестанским девушкам он к лицу. Традиционное платье и каз – только часть национального образа, по-настоящему он заиграет только с мучалом на плече.

Мучалы – это кувшины для воды. Пустой весит около десяти килограммов. Мучалы носят за плечом, спереди подвязывают малый водоносный кувшин – «кутка», соединяет их широкая лента. Увидите в Кубачи женщину с мучалом за спиной – знайте, она либо идет к роднику, либо возвращается. Однажды я радостно побежала вслед за женщиной с кувшинами, попросила воды. Какой же вкусной показалась мне она, будто в ней были законсервированы вся свежесть и аромат гор. И в какой бы кубачинский дом я ни заходила, всюду встречались мне кувшины разных форм и размеров и обязательно среди них был самый уважаемый – мучал. И в качестве подтверждения почитаемого статуса каждый кубачинец расскажет историю, как эти самые мучалы защитили село — враги повернули вспять, приняв мучалы, блестевшие на солнце, за пушки. Один из старцев приказал жителям положить на крыши своих домов мучалы горлышками к дороге. Если мучал опрокинуть набок, то издали его можно принять за пушку.

Эту историю описывал в своих трудах известный этнограф Евгений Шиллинг. Экспедиционную деятельность в Дагестане ученый вел в 20-40-е годы прошлого века. Он собрал обширный материал, содержащий ценные сведения о материальной и духовной культуре народов республики. Долгие годы Шиллинг посвятил отдельно изучению истории и культуры аула Кубачи, результатом чего стал его главный труд «Кубачинцы и их культура». И в своих воспоминаниях он писал:

«Однажды в Махачкале, проходя двором одного из домов Комсомольской улицы, я случайно обратил внимание на человека в бешмете и бараньей шапке, который, видимо, ожидая здесь кого-то, сидел на груде недавно привезенного теса и, наклонившись, от нечего делать чертил карандашом. Тесовая доска, на которой он сидел, во всю ширину оказалась испещренной вокруг него причудливыми завитками сложного орнамента. При первом же беглом взгляде я признал в этих переплетающихся спиралях, густо одетых изящными листиками, почками и цветами, знаменитый кубачинский «мархарай». Я не ошибся. Человек был из Кубачи. Он дожидался кунака, которого не застал дома, и без определенной цели задумчиво водил карандашом по доске…»

В прошлом году в Кубачи на месте, где открывается потрясающий вид на горы, в его честь открыли мемориал. Авторами монумента стали молодые дагестанские художники.

Мемориал был открыт в рамках реализации большого культурно-просветительского проекта «Этнограф Евгений Шиллинг и его наследие», инициированного Центром культурных инициатив «Зирихгеран» и поддержанного Фондом президентских грантов и Институтом этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

Автор: Малика Курбанова

Источник:DAGPRAVDA.ru

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>