Корейский бойз-бенд Bangtan Boys, также известный как BTS, активно ищут в поисковиках пользователи из Чечни, Дагестана, Ингушетии и других северокавказских республик, свидетельствуют данные Google Trends и Yandex Wordstat. Daily Storm поговорил с k-pop-фанатами, которые рассказали о том, как живут на Кавказе любители корейской музыки и почему она стала популярна в самом консервативном регионе страны.
BTS на юге России слушают чаще, чем где бы то ни было. Айдолы заменяют подросткам психологов и становятся моральными ориентирами
Корейские фан-сходки во Владикавказе
«Я открыла магазин в 2018 году. Угроз не было, но чувствовалась некая неприязнь. Например, иногда приходили мальчишки-школьники — из тех, кто любит оскорблять своих сверстников. Иногда взрослые, проходя мимо, говорили: «Фу, это что — азиаты?» Приходилось каждому человеку объяснять, что это такое — k-pop», — рассказывает Daily Storm Диана, владелица небольшого geek-шопа K.A.D в столице Северной Осетии — Владикавказе.
У нее в магазине продаются товары, посвященные азиатской культуре: кружки, плакаты с персонажами японского аниме, фигурки, блокноты, значки с популярными корейскими поп-исполнителями. По словам Дианы, несмотря на небольшую негативную реакцию, клиентов у ее магазина хватает.
«K-pop-продукты пользуются спросом у молодежи. Ребята до 25 лет в основном. Покупают всякую мелочевку. Взрослые тоже заходят, берут товары подороже: духи, косметику или подарки для детей», — поясняет владелица geek-шопа.
Видимых глазу изменений, связанных с ростом популярности субкультуры k-pop и аниме, во Владикавказе мало. Раскрывать свои интересы многим не позволяет менталитет, говорит Диана. Поэтому открытие магазина стало для девушки серьезным шагом — попыткой помочь людям не стесняться своих увлечений. По рассказам Дианы, около шести лет назад она из любопытства начала смотреть аниме. Потом стала слушать корейских поп-исполнителей.
В 2019-м, в канун Нового года, девушка даже решила устроить вечеринку для любителей k-pop и аниме в местном Дворце молодежи. Диана говорит, что на мероприятия пришло чуть больше двух десятков человек.
«Людей было мало. Наверное, не то место выбрала. Перед тем как получить помещение, я составила целый план мероприятия. Я долго ходила [в администрацию Дворца молодежи] и пыталась объяснить, что мы хотим сделать. Когда люди услышали слова «аниме» и k-pop, они сразу представили что-то плохое. <…> На согласование ушло около двух месяцев. Очень сильно переживала, потому что всю ответственность я брала на себя: организация, подарки, конкурсы. Помещение в результате предоставили, но подвели с аппаратурой, о которой договаривались. Пришлось срочно привозить то, что было под рукой. Наверное, к нам просто не отнеслись серьезно», — вспоминает Диана.
Как Кавказ ищет популярный бойз-бенд
За пределами офлайна отношение к корейской музыке другое. Интернет-аудитория Северной Осетии проявляет нешуточный интерес к корейским бойз-бендам, следует из данных «Яндекс.Wordstat». Подобная тенденция прослеживается и в других кавказских регионах.
Во многом k-pop стал популярен благодаря группе BTS — самому известному на данный момент корейскому бойз-бенду.
Фото: © Global Look Press
Об этом же говорят и фанаты k-pop с Северного Кавказа, с которыми общался корреспондент Daily Storm. По данным музыкального сервиса Spotify, BTS стала самой прослушиваемой группой в России в 2020 году.
«Региональная популярность» в «Яндекс.Wordstat» показывает степень вовлеченности аудитории. Если значение ниже 100%, это означает, что в данном регионе аудитория не вовлечена в тему, если выше 100% — значит, пользователи проявляют повышенный интерес к слову. Чем больше процент, тем больше вовлеченность».
Индекс «региональной популярности» BTS в Северо-Кавказском федеральном округе — 221%. Это почти в два раза выше, чем в Дальневосточном округе, географически близком к Южной Корее.
Среди жителей кавказских республик больше остальных интересуются BTS пользователи из Ингушетии. Там рейтинг вовлеченности аудитории составляет порядка 421%. Следом идет Чеченская Республика со значением 396%. Замыкает первую тройку Республика Дагестан, где показатель интереса пользователей составляет 287%.
Инфографика: © Daily Storm
Чуть ниже цифры — по Карачаево-Черкесии, где показатель вовлеченности 257%. Похожая степень интереса прослеживается в Кабардино-Балкарии — 254%. В Северной Осетии — 202%.
Помимо кавказских республик высокую степень интереса к флагманам k-pop-культуры показывали аудитории Тывы (453%), Калмыкии (232%), Бурятии (192%) и Якутии (208%).
Google Trends тоже отслеживает поисковые запросы пользователей*. Результаты интереса к BTS перекликаются с данными «Яндекс.Wordstat».
По информации Google Trends, в топ-10 регионов с высокой степенью заинтересованности BTS вошли пять кавказских республик: Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.
Инфографика: © Daily Storm
В случае с Google в список лидеров не попала Северная Осетия — ее место заняла Еврейская автономная область. В остальном топ не относящихся к Кавказу субъектов, где слушают BTS, не изменился: это Тыва, Калмыкия, Саха (Якутия).
Уголовные дела в Дагестане
«Где-то в 2017 году моя подруга слушала k-pop, и я обратила на это внимание. Решила посмотреть клипы BTS на YouTube. Мне понравилось, слушаю их до сих пор. Родители поначалу не понимали. Просто они слушают национальную музыку, лезгинку. Был момент, когда я решила показать один из клипов отцу. Он посмотрел и сказал: «Я бы их поубивал». Естественно, это была шутка, но он все равно не понимал меня. Тогда я показала ему переводы песен BTS и их благотворительные проекты. Это его убедило. Сейчас моя мама тоже спокойно относится к корейским исполнителям, отпускает на киноконцерты и даже покупает мерч. Моя сестра тоже кей-попер, как и большинство моих друзей», — рассказывает студентка из Дагестана по имени Амина.
По ее словам, сейчас в Дагестане многие молодые девушки увлекаются корейской музыкой. Популярные клипы BTS показывают на музыкальных каналах, а сами песни иногда включают в кафе и студенческих заведениях.
«Девушки спокойно могут носить одежду с символикой BTS. Я сама ношу и открытых угроз в свой адрес не слышала. Правда, в больших городах типа Махачкалы девочки рассказывали, что люди могут посмотреть косо, бросить вслед: «Зачем вы это слушаете?» — но не больше. Хотя некоторые молодые люди тоже слушают k-pop», — продолжает Амина.
Фото: © Global Look Press
Такая реакция связана с внешностью поп-музыкантов. Исполнители BTS выглядят женственно, носят макияж и сережки. Для дагестанских мужчин это неприемлемо, поясняет Амина. Поэтому фанаты стараются вести себя аккуратно. В республике не проводят большие фан-сходки и мероприятия. А даже если и проводят, то в узком кругу, стараясь сильно не афишировать событие.
«В 2018 году у нас уже пробовали провести аниме-фестиваль. Тогда двум девушкам-организаторам стали поступать угрозы. Они довели это дело до суда, и парень, который сорвал мероприятие, даже получил срок», — говорит Амина.
Аниме-фестиваль под названием «АниДаг» должен был состояться в ноябре 2018 года. Он был посвящен японским комиксам — манге, аниме-мультикам и азиатской культуре. Местный блогер Эльдар Иразиев в своем Instagram сравнил фестиваль с гей-парадом и призвал «мочить неформалов». В день проведения мероприятия у здания Аварского театра, где проходил фестиваль, собралось около 150 агрессивных молодых людей. Многие из них были одеты в футболки с логотипом Instagram-сообщества «Имамат Дагестана». Разъяренная толпа оскорбляла фанатов аниме и сыпала угрозами в их адрес, в то время как полиция просто стояла рядом.
В результате за публичные призывы к экстремизму в 2019 году был осужден на два года условно администратор Instagram-сообщества «Имамат Дагестана» 18-летний Ахмад Исрапилов, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на газету «Молодежь Дагестана».
Фото: © ЦПЭ МВД по Республике Дагестан
«После того случая все стало гораздо спокойнее. Но организаторы лишний раз не рискуют. В 2018-м вместе с аниме-фестивалем пытались устроить показ фильмов о BTS. Однако его отменили по соображениям безопасности. В следующем году должен был состояться еще один показ документального фильма — Love Yourself. Но его тоже не стали показывать, поэтому я поехала в Ставрополь (я там учусь на заочном). Там, конечно, попроще с этим», — признает Амина.
В СМИ писали, что показ фильма Love Yourself в Дагестане отменили из-за угроз, поступивших организаторам. После срыва мероприятия некоторые фанаты рассказали журналистам, что поедут смотреть картину в Грозный. Однако и там кинотеатр «Киностар» был вынужден приостановить продажу билетов.
За несколько дней до отмены мероприятия в группе, посвященной вайнахскому молодежному движению «Карфаген» во «ВКонтакте», появился пост против показа фильма (в настоящий момент эта запись удалена).
«Фильм отменили в Дагестане, в Ингушетии, но не у нас. По-моему, прекрасная иллюстрация того, как к нашему народу относится администрация кинотеатра «Киностар». Нарочно не придумаешь лучше способа оскорбить наш народ», — говорилось в публикации.
За что k-pop полюбили на Северном Кавказе?
Бум k-pop-музыки на Северном Кавказе пришелся на 2017-2018 годы, считают опрошенные Daily Storm кавказские фанаты корейской группы BTS.
«Я сама k-pop слушаю с 2013 года, думаю, он начал приобретать популярность где-то в 2018 году», — рассказывает Daily Storm Фарида из Чечни (имя изменено по просьбе героя публикации).
Другая собеседница издания, проживающая в республике, также называет 2018-й годом, когда k-pop начали слушать местные девушки. Фарида рассказывает, что вместе с фанатами в республике появились хейтеры. По большей части любителей корейской музыки критикуют в социальных сетях. По ее наблюдениям, негатив распространяют молодые парни в возрасте от 14 до 25 лет.
«Они даже не знают кто такие BTS. Увидели фото и начали судить по внешности. Внешность, вы понимаете, у них более женственная. Оскорбляют, проклинают фанаток вместе со всей семьей. Хотя изначально меня осуждали даже близкие. Говорили, что k-pop — это плохо, что BTS призывает менять ориентацию. Но потом я просто познакомила свое окружение с творчеством и их работой. Все вроде успокоились. Вот старшая сестра и две младшие тоже слушают k-pop», — говорит собеседница.
Фото: © Global Look Press
Благотворительность — одна из особенностей BTS. Так, поп-группа направляла часть выручки от продажи своего альбома Love Yourself организации ЮНИСЕФ для борьбы с детской смертностью и смертностью матерей.
Сами музыканты навещают людей с неизлечимыми болезнями, помогают детским домам и приютам для животных. Фанаты, называющие себя ARMY (в переводе армия), берут пример со своих кумиров и тоже делают пожертвования в различные фонды помощи. Образы филантропов, пропагандирующих любовь к себе и окружающим, понравились аудитории с Северного Кавказа. Но почему именно Кавказ стал проводником k-pop в современной России — насчет этого мнения собеседников Daily Storm разделились.
«Думаю, у нас в Чечне очень много замкнутых девочек, которые не будут обращаться к психологу. Они просто не знают, зачем нужен психолог. Многие в моем окружении начали слушать BTS, потому что искали моральную поддержку. Хотели отвлечься от каких-то проблем или просто повысить свою самооценку и перестать слушать мнение окружающих людей», — объясняет Фаридa.
Собеседница Daily Storm из Ингушетии предположила, что k-pop стал популярен из-за манеры поведения исполнителей, которая ценится на Кавказе.
«Их любят, наверное, в первую очередь из-за их скромности. А уже потом из-за качества их творчества», — уточняет девушка.
Владелец geek-шопа из Владикавказа Диана считает, что у людей появилось желание развиваться и узнавать что-то новое.
«Ты просто знакомишься с другой культурой. Люди уже не боятся своих интересов, им не стыдно, они перестают стесняться», — заключила девушка.
* Интересы интернет-аудитории время от времени могут меняться. От этого меняются результаты аналитики, которые предоставляет Yandex Wordstat и Google Trends. Поэтому, возможно, что к моменту прочтения этого материала топ-10 может измениться.
Илья Горшков
Источник:Daily Storm