Предки нынешних жителей СКФО придавали большое значение спортивным играм, которые зачастую имели сакральное значение. Как выявляли самых ловких и быстрых на Кавказе сотни лет назад, выяснял «АиФ-СК».
Карачаевцы и балкарцы. Погибнуть — честь
Карачаевцы и балкарцы проводили состязания по троеборью и пятиборью. Обычай проводить поздней осенью народные гулянья — Будияновские торжества — карачаевцы сохраняли вплоть до начала XX века.
«Наиболее популярным было троеборье, куда входили скачки, метание камня и стрельба. Без него не обходилось ни одно значимое торжество. Важные общенародные праздники и события, например, рождение первенца у князя, отмечали обычно пятиборьем, оно включало ещё борьбу на поясах и парные танцы», — рассказывает завотделом языковедения и фольклора Карачаевского НИИ Харун Акбаев.
Он сравнивает национальные игры с греческими олимпиадами. Карачаево-балкарские состязания были формой служения верховному богу Тенгри. Получить увечья или даже погибнуть во время соревнований считалось честью. Погибшие становились чуть ли не святыми.
Участникам дозволялось выступать в нескольких видах. Допускались к состязаниям все мужчины, за исключением крепостных крестьян, достигшие совершеннолетия. У карачаевцев и балкарцев оно наступало с 15 лет. Нарушение правил было непозволительным вне зависимости от статуса.
Например, перед схваткой два борца должны были ухватить друг друга за пояса и не отпускать, пока не определится лучший. Для победы требовалось повалить соперника на лопатки.
«Сильнейшего в борьбе на поясах в то время выявляли прямо на земле и траве. Размер арены определялся кругом зрителей. Был и судья. Хотя для состязаний выбирали место без камней, броски не обходились без серьёзных последствий. Нередко спортсмены ломали себе кости, у них шла кровь», — утверждает Акбаев.
Соревновательный характер носили и танцы парней и девушек. Наивысшей почестью считалось, если к молодому человеку выходила танцевать гармонистка. Она могла сделать это из уважения к важному гостю или чтобы поощрить танцора, покорившего её своим мастерством.Победить в одной или сразу нескольких дисциплинах считалось очень престижным, а призы за лидерство давали серьёзные. Триумфаторов награждали молодым бычком, барашком или жеребцом, деньгами. Но забирать себе весь приз считалось неприличным. Его делили с друзьями и близкими.
Ингуши. Почти городки
«У ингушей существовали свои варианты игры в популярную русскую игру — городки. Для неё чертили круг диаметром примерно три метра. В нём устанавливали вертикально палочку толщиной три сантиметра и длиной 12-14 сантиметров. С 15-20 метров эту палочку надо было выбить из круга второй палкой. Её делали из орешника длиной до 60 сантиметров и толщиной 2-2,5 сантиметра. Если маленькая палочка не вылетала из круга, ход передавался. Состязались обычно до шести человек. Когда собиралось больше участников, они делились на команды», — рассказывает этнограф Султан Мерешков.
Существовала и другая разновидность, в которой использовали заострённые биты. Их метали в круг с мягким грунтом, где стояла маленькая палочка. Побеждал тот, чья бита входила в землю как можно ближе.
Чеченцы. Мяч в башне
«У чеченцев были популярны спортивные состязания с мячом «Охрана очага», «Лови мяч», «Вдовья игра» и другие. Маленьких детей обучали фехтованию на палочках и езде верхом», — рассказывает доктор педагогических наук Саид-Али Аслаханов.
«Вдовья игра», по-чеченски «Жеройн ловзар», аналогична русской лапте. Поле для игры не ограничивали рамками. Очерчивали зону, в которую становились бьющий и подающий. Их выбирали по жребию. Другие игроки уходили в поле.
Подающий кричал «бей!», а бьющий старался ударить по мячу, чтобы полевые игроки не поймали его. Если одному из них это удавалось, он должен был бежать на место бьющего, который на одной ноге или, присев, уходил в поле. На время смены бьющих подающего называли «овдовевшим», а игроки кричали: «Вдова стоит» или «Вдова осталась». Если мяч подбирался с земли, его следовало отдать подающему. Бьющий и подающий менялись ролями, когда второй ловил мяч внутри кона.
Была у чеченцев спортивная игра «БIов чу буьрка тохар», схожая с современным хоккеем на траве. Её название переводится как «забивание мяча в башню». Границы поля очерчивали только с двух сторон, где устанавливали ворота (башни). Ими служили хворостинки, каждую из которых втыкали в землю обеими концами. Играли палками, напоминающие клюшки. С их помощью мяч загоняли в башни.
Весной и летом массово готовили сыр. В это время у крестьян-скотоводов была популярна «наьхча ловзор» — «сырная игра». Они делились на команды и стремились отобрать у соперников головку сыра, завёрнутую в кожаный мешок. Игроков противоположной команды можно было сбивать, захватывать руки и ноги, поднимать и бросать. Существовал и вариант игры верхом на лошадях.
Практиковалась у чеченцев «конная борьба», или «поединок». Всадники пытались выбить соперника из седла или сбить своей лошадью другую. Поединок проводился также между всадником и пешим.
Ногайцы. Пятка как аргумент в споре
Адлер Туркменов из Карачаево-Черкесии в 2011 году защитил проект по возрождению ногайского национального вида спорта табан-тирес (в переводе — «упор пяткой»). На полученный грант команда проекта разработала положение об этом виде спорта, закупила спортивные снаряды для всех ногайских аулов республики, провела состязания.
«Этот вид спорта у ногайцев раньше был своеобразной дуэлью, так как запрещалось наносить друг другу физический вред или убивать соперника. Такие состязания проводили, чтобы разрешить возникшие разногласия, показать свою силу и характер», — рассказывает автор проекта Адлер Туркменов.
Обычно два человека садились на землю напротив друг друга. Их разделяла двухметровая доска, стоявшая на ребре. В неё соперники упирались ногами и хватались вдвоём за палку. Её надо было либо вырвать из рук, либо перебросить соперника через себя. Одновременно одной рукой поочерёдно били друг друга нагайкой по спине, вынуждая сдаться. С тех пор у ногайцев сохранилось выражение: «Он решил побороться со мной пятками».
«Ногайцы всегда состязались друг с другом в борьбе на поясах и на руках, в беге, переносе и толкании камня. Но эти виды спорта есть у многих народов, чего нельзя сказать о таких аутентичных для ногайцев состязаниях, как табан-тирес и ат шайкъар. К примеру, в Якутии табан-тирес называется мас-рестлингом. Такое название этому виду спорта дали, чтобы вывести его на международный уровень», — говорит Туркменов.
Источник:Аргументы и Факты STAVF.AIF.RU