Какие церкви в Новочеркасске построили разные народы. Храм Божий — это мы

Мировая казачья столица, город Новочеркасск, ассоциируется у нас с верой православной. Но зная широкую душу местного населения, принимающую всех, кто пришёл к нам с чистым сердцем, неудивительно, что здесь нашлось место и храмам других христианских народов Дона. Кто и почему построил их здесь, выяснял краевед, корреспондент «АиФ-Ростов», который отправился в путешествие по «иным» церквям Новочер­касска.

Концерты в кирхе
Те, кто часто бывают в Новочеркасске, согласятся, что это практически город церквей. Их сегодня здесь более 20, а ещё около 10 часовен, соборов, церквей утрачено.


Лютеранская кирха Новочеркасска. ru.wikipedia.org

Часть из оставшихся храмов – инославные. То есть это те, что относятся к иным христианским конфессиям – это католики, протестанты и другие. Почему их так называют? Потому что они иначе славят Христа. Соответственно, и храмы католиков и протестантов иногда называют инославными.

Учитывая, что Новочеркасск является не только столицей донского казачества, но и православным центром, то это действительно интересно и необычно.

На улице Михайловской, 159, в Новочеркасске есть лютеранская кирха. Построена она была в конце XIX века. В то время в Российской империи, в том числе и в Новочеркасске, проживало немало обрусевших немцев, сохранявших при этом свою веру. В данном случае лютеранскую. Среди этих немцев были известные врачи, учителя, инженеры, купцы. Кирху построил архитектор Николай Иванович Роллер. Кстати, кирха не только была местом для богослужений, но использовалась и как культурный центр, в частности, как концертная площадка. Здесь выступали многие известные деятели искусств. Например, композитор и собиратель фольклора и песен Дона А. М. Листопадов со своим хором. Давали также здесь выступления и артисты Большого театра Москвы. Но в тридцатые годы минувшего столетия кирха была закрыта.

Говорят, что во время оккупации Новочеркасска немецко-фашистскими войсками в годы Великой Отечественной войны кирха была вновь открыта. Но после окончания войны лютеранскую кирху снова закрыли. В этом здании организовали склад.

Во время перестройки, в 1980-е годы прошлого века, здание кирхи находилось в плачевном состоянии. И в девяностые годы оно было передано церкви евангельских христиан – баптистов. Они отреставрировали это здание. И с тех пор проводят в нём свои богослужения. Двор бывшей кирхи ухожен, здесь высажен красивый сад.


Римско-католический приход. Фото: http://wikimapia.org
Кто ходит в костёл
Следующий не менее красивый инославный храм города Новочеркасска – католический. Он тоже старый, с богатой историей. Здание значительно меньше кирхи. Больше напоминает уютный домик. Римско-католический костёл Успения Пресвятой Девы Марии располагается недалеко от центра города, напротив Южно-Российского технического университета.

Костёл в Новочеркасске был построен в начале XX века. Активное участие в постройке принимали поляки. Но не только они.

По словам здешнего католического священника отца Михаила (Мацея), немало прихожан было из числа армян-католиков. Более того, их и сегодня половина среди прихожан костёла.

Я поинтересовался у священника, кто составляет его паству. Думал, он ответит, что у него большинство – поляки, иностранные студенты.

«Половина нашего прихода – это армяне-католики. А вторая половина – это уже представители других народов, которые традиционно исповедуют католицизм. В том числе и поляки», – рассказал священник.

Сам отец Михаил родом из Польши, учился в Кракове. А служит в России.

На мой вопрос о том, насколько среди поляков распространен католицизм, как он популярен в обществе, отец Михаил ответил: «Эта религия достаточно распространена в польском обществе. Достаточно лишь сказать, что один из наших стал первым человеком в Ватикане».

Священник имел в виду, разумеется, папу Иоанна Павла II (он же Кароль Войтыла), который был поляком по происхождению.

Что касается армян-католиков, то в целом их не так много. Сегодня прихожан армян, например, в храмах Русской православной церкви значительно больше, чем в католических. Просто так исторически сложилось.

Напомню, что подавляющее большинство армян являются прихожанами Армянской апостольской православной церкви. Именно так официально называется Армянская церковь, духовный центр которой располагается в Святом Эчмиадзине, в Армении. Но есть среди армян приверженцы католицизма. Более того, существует и Армянская католическая церковь, которая была образована в 1742 году. В том же году Папа Бенедикт XIV утвердил бывшего епископа Армянской апостольской церкви Авраама Ардзивяна (1679–1749) католическим патриархом Киликийской Армении с резиденцией в Ливане. Новый патриарх стал именовать себя Авраам Пётр I, и все, кто наследовал патриарший престол, также вводили в свой церковный титул имя Петрос (Пётр). Кстати, сегодня духовный центр армян-католиков также находится в Ливане, в Бейруте.

Возвращаясь к истории новочеркасского костёла, стоит упомянуть, что он был закрыт в конце двадцатых годов минувшего века. Одно время его использовали как столовую Новочеркасского политехнического университета. А последнего католического священника этого костёла Иоанна Ланга депортировали. По данным Википедии, он умер в ссылке в 1944 году.

В 1994-м храм вновь передали католическому приходу Успения Пресвятой Богородицы. Богослужения возобновились.

Армянская церковь Новочеркасска. Фото: АиФ-Ростов/ Георгий Багдыков
Первые в мире

Есть здесь и армянская церковь. И это неудивительно: дружба казаков и армян уходит корнями в нашу общую историю. Напомню, что в 1779 году по указу императрицы Екатерины Великой армяне-переселенцы из Крыма основали город Нор Нахичеван (впоследствии Нахичевань-на-Дону) и пять сёл. А с 1805 года, момента основания Новочеркасска, армянские купцы стали желанными гостями и в столице донского казачества. Впоследствии в городе появилась и своя армянская колония. Казаки и армяне жили здесь рядом в дружбе и согласии.

Мне нередко приходится бывать в литературно-музыкальных салонах, которые проводит Союз писателей Дона в станице Средней в Новочеркасске. Проезжая мимо столицы донского казачества, я замечал, как на ростовском выезде строился армянский храм.

Стройка продолжалась много лет. Церковь заложили ещё в 2000 году. Но вот относительно недавно на куполе храма появился крест. А в самой церкви начали проводить богослу­жения.

Сегодня отделочные работы в церкви ещё идут. Но верующим здесь всегда рады. Служитель церкви рассказал мне, что храм носит имя святого Григория Просветителя.

Надо сказать, что святой Григорий Просветитель особо почитаем среди армян. Этот народ в честь святого везде, где живёт, строит храмы. Например, в честь Григория Просветителя был назван кафедральный собор Нахичевани-на-Дону. К сожалению, в советские годы он был снесён.

Георгий Багдыков пишет книги в соавторстве с краеведом Оксаной Мордовиной.

Почему же святой Григорий Просветитель (по-армянски Сурб Григор Лусаворич) так почитаем среди армян? Дело в том, что Армению в 301 году крестил именно Григорий Просветитель. И, кстати, именно поэтому в народе армянскую церковь часто считают григорианской. Но это неправильно. Армяне свою церковь называют Армянской апостольской или Армянской апостольской православной. Эта церковь относится к древневосточным православным церквям. Но имеет некоторые различия с православием.

Армяне особо гордятся тем, что первыми в мире приняли христианство в качестве государственной религии в 301 году. А Армянскую церковь именуют апостольской потому, что первыми христианскую веру в Армении проповедовали ученики Христа – апостолы Фаддей и Варфоломей. Именно эти апостолы считаются первыми духовными просветителями Армении. На территорию этой страны они пришли в разное время и проповедовали независимо друг от друга.

Церковь святого Григория Просветителя в Новочеркасске приятно удивила тем, что снаружи на стенах храма висят картины, посвящённые различным библейским сюжетам. Это очень интересно и необычно.

Храм построен в традиционном армянском стиле. Возводят церковь, как говорят в народе, всем миром.

Конечно, верующие армяне рады, что у них появилась возможность собираться в своём храме, молиться Богу, учить родной язык, сохранять национальные традиции. А новый армянский храм уже стал ещё одной достопримечательностью города Новочеркасска.

Георгий Багдыков

Источник: АиФ-Ростов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>