Анализ социальных производственных процессов, которые происходили во Всемирной истории, выявляет любопытную закономерность их развития. Не зависимо от географического месторасположения и разнообразия политических взаимоотношений, во всех обществах смена способов производства происходила по одному и тому же сценарию. Следовательно, разобравшись в этой закономерности, можно увидеть перспективу экономического развития конкретных стран, например, понять, что происходит с государствами бывшего Союза в настоящее время и что должно произойти с ними в будущем.
Прогресс в социальном развитии предопределён стремлением всех членов общества удовлетворить свои возрастающие потребности, которые обеспечиваются средствами производства. Поэтому собственность на эти средства, позволяющая пользоваться и распоряжаться продуктом труда, играет ключевую роль в производстве и обществе.
Собственность даёт субъекту право самостоятельно пользоваться средствами производства и передавать их в аренду. Субъект, только пользующийся ими, может распоряжаться только той частью продукта труд, что будет произведена сверх условий, на которых он получил средства производства в пользование.
Собственность даёт её обладателю стимул приводить средства производства в движение; в социальном производственном процессе она играет роль движущей производительной силы.
Наличие собственности у одних и отсутствие её у других определяет между субъектами характер производственных отношений, устанавливает социальное разделение труда на функции руководства и исполнения, создаёт условия для эксплуатации.
Различие у субъектов прав на пользование и распоряжение продуктом труда утверждает в обществе отношения, через которые этот продукт поступает от производителя к потребителю, порождает несправедливое его распределение.
Смена собственника средств производства означает смену производительных сил и производственных отношений, смену способа общественного производства.
Посмотрим, как же происходили эти преобразования на историческом пути развития общества и какая в них закономерность.
При первобытнообщинном способе производительные силы представляли собой собственность общины, в лице ее руководителей, на все средства производства: первозданную природу, обрабатываемую землю и орудия труда. Община, имея в собственности эти средства, получала в своё распоряжение продукт совместного труда, который распределялся руководством общины между её членами.
В процессе развития общинного способа совершенствовались орудия труда, улучшались условия производства, появлялась возможность самостоятельно производить продукт в отдельных крестьянских хозяйствах. Общинники, желая самостоятельно распоряжаться результатами своего труда, стремились получить в пользование наделы земли и получали их от руководства общины на условиях барщины. Первобытнообщинный способ преобразовывался в феодальный.
Формирование феодального способа производства непосредственно из первобытнообщинного происходило в регионах земного шара с относительно благоприятными природно-климатическими условиями и внешними политическими взаимоотношениями, которые давали возможность индивидуального пользования землёй. Такие социальные процессы происходили у германцев, западных и восточных славян, народов Средней Азии, Африки и других.
Производительной силой феодального способа становилась собственность феодалов на землю и крестьян и ограниченное право крестьян на землю. Между феодалами и крестьянами, которые сами находились в их собственности, устанавливались в производстве личные (административные) отношения.
Право феодалов распоряжаться произведённым продуктом утверждало в обществе отношения его распределения. Через административные производственные отношения и отношения распределения продукта труда класс феодалов осуществлял принудительную эксплуатацию крестьян.
В регионах земного шара с особо благоприятными природно-климатическими условиями, таких как Средиземноморье, предоставлялась возможность получать прибавочный продукт с помощью принудительного рабского труда. Межобщинные войны, другие источники давали рабскую рабочую силу и землю, которые распределялись между завоевателями, становившимися рабовладельцами.
Производительной силой рабовладельческого способа становилась собственность рабовладельцев на все средства производства: землю, орудия труда, рабов.Между рабовладельцами и рабами, которые сами находились в их собственности, устанавливались в производстве административные отношения.
Право рабовладельцев распоряжаться произведённым продуктом утверждало в обществе отношения его распределения. Через административные производственные отношения и отношения распределения продукта труда класс рабовладельцев осуществлял принудительную эксплуатацию рабов.
При дальнейшем социальном развитии рабовладельцы, в целях повышения производительности труда рабов, стали выделять им в пользование наделы земли на условиях барщины («сажали рабов на землю»). Рабовладельческий способ производства преобразовывался в феодальный.
В таких регионах земного шара как в Китае, Египте, Вавилонии, в связи с особенностями природно-климатических условий и неблагоприятными внешними политическими взаимоотношениями, возникала необходимость выполнять ирригационные, осушительные работы, обеспечивать обороноспособность, что могло осуществляться усилием людей всего региона.
Необходимость сотрудничества приводила к объединению общин в государства и национализации средств производства. Формировался государственный («азиатский») способ производства, производительной силой которого становилась собственность государства, в лице верховной власти, на все средства производства: землю, орудия труда, трудящихся.
Между государством и трудящимися, которые сами находились в его собственности, устанавливались в производстве административные отношения. Право государства распоряжаться произведённым продуктом утверждало в обществе отношения его распределения. Посредством административных производственных отношений и отношений распределения продукта труда, государство, через уполномоченных функционеров, осуществляло принудительную эксплуатацию трудящихся.
В целях увеличения доходов, в государстве проводились работы по освоению территорий, обеспечивалась стабилизация внешних политических отношении, в результате чего создавались условия для самостоятельного производства продукта в отдельных областях. Исчерпав возможности экстенсивного развития, верховная власть стала совершенствовать хозяйственную политику, — передавать средства производства в пользование отдельным сатрапиям, гипархиям, полисам, хозяйствам, племенам, заменяя государственную барщину государственной данью, налогом.
Представители знати, местная бюрократия, стоящие во главе административных и производственных единиц, получив в пользование средства производства, приобретали возможность распоряжаться продуктом труда, производимого сверх налога, и относительную производственную и экономическую независимость от центральной власти. Утвердив самостоятельность в производственном процессе, они стали выделять в пользование землю и другие средства производства уже непосредственно исполнителям работ. «Азиатский» способ преобразовывался в феодальный.
При этом не каждая попытка передачи средств производства феодалам заканчивалась благополучно. Нередко они обратно изымались в собственность государства, и при более зрелой необходимости и возможности возобновлялся процесс передачи их в пользование.
Так, во второй половине I века до н. э. в Китае, из-за ослабления власти, средства производства не передавались в пользование, а захватывались представителями знати. Разрушился государственный способ производства, не предоставив условий для развития феодализма. Произошло членение государства, на почве взаимных территориальных претензий вспыхнули междоусобные войны и крестьянские восстания.
Но в обществе всё же смогли сформироваться силы, которые, ради самосохранения, огнём и мечом восстановили государственность и государственный способ производства. Затем вновь начинался процесс перехода от «азиатского» способа к феодальному, и он завершался благополучно тогда, когда средства производства передавались в пользование феодалам под контролем государства за налог.
Продолжение следует…
Виктор Бахтамаев