Каково быть коренным народом в 21-м веке?

Вилма Мэнкиллер – в прошлом главный вождь народа чероки, первая женщина, занимавшая эту должность. Она имеет ряд опубликованных работ и давно борется за права коренных народов, а в 1998 году ей была вручена Президентская медаль свободы.

Что сулит будущее коренным народам во всем мире, и что это значит – быть представителем коренного населения в 21-м веке?

250-300 миллионов коренных жителей практически всех регионов мира совершенно по-разному ответят на эти вопросы. Существует огромное разнообразие среди приблизительно 5000 отдельных групп коренных народов, у каждой из которых своя история, язык, культура, система управления и образ жизни. Одни представители коренных народов продолжают вести натуральное хозяйство, занимаясь рыболовством и охотой, другие руководят многопрофильными предприятиями.

По всему миру коренные группы сталкиваются с общими проблемами в борьбе за защиту своих земель, природных ресурсов и обычаев. Борьба за защиту человеческих и трудовых прав коренных народов стала неизмеримо труднее в силу того, что очень немногие знают историю или современную жизнь коренного населения. А вне исторического или культурного контекста почти невозможно понять нынешние проблемы коренных народов.

Проблемы, возникшие в эпоху колониализма

Размышляя о проблемах, с которыми сталкиваются коренные народы во всем мире, важно помнить, что корни многих социальных, экономических и политических проблем нужно искать в колониальной политике. Коренные народы мира связывает общий опыт: их “открывали”, они подвергались колониальной экспансии на собственной территории, что привело к потере бессчетного числа человеческих жизней, миллионов гектаров земли, огромных ресурсов. Элементарные права коренных народов попирались, а политика в отношении этих народов была направлена на их ассимиляцию в колониальное общество и его культуру. Слишком часто наследием этой политики становились нищета, высокая детская смертность, массовая безработица, а также алкоголизм и наркомания со всеми сопутствующими проблемами.

В результате работы многих коренных жителей и правозащитных групп Генеральная Ассамблея ООН поставила 13 сентября 2007 года на голосование Декларацию прав коренных народов. Подавляющее большинство стран проголосовало за эту декларацию, а против нее голосовали Соединенные Штаты, Новая Зеландия, Канада и Австралия. Но позиция этих четырех стран меняется. Премьер-министр Австралии Кевин Радд недавно объявил, что Австралия одобрит декларацию. Это важный шаг для коренного населения этой страны, равно как и для всех коренных народов. После избрания президента Барака Обамы в 2008 году у многих появилась надежда на то, что Соединенные Штаты пересмотрят свое решение проголосовать против резолюции.

Декларация ООН защищает права коренных народов на самоопределение и их договорные права, а также право народов “свободно осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие”. При осуществлении этих прав доступ к земле предков и возможность управлять ею имеют ключевое значение для усилий на пути к самоопределению, прилагаемых коренными народами – от племен манипури в Индии до андского населения Перу, Эквадора и Боливии.

Восстанавливая контроль над собственными землями и ресурсами, коренные народы стремятся развивать свою экономику и восстанавливать свой общественный уклад. Среди коренных жителей немало предпринимателей, но многие предприятия находятся в совместной собственности племенных руководящих органов или общин. Эти предприятия работают в различных областях – от женского кооператива на берегах Рио-Негро в Бразилии до рыботорговых предприятий народа луо в Кении. Ежегодные торговые выставки товаров и предприятий, создаваемых коренным населением, проводятся в канадском Виннипеге и австралийском Мельбурне. В Соединенных Штатах многие социальные и культурные программы финансируются за счет доходов предприятий, принадлежащих племенам, в том числе книжных издательств, торговых центров и казино.

Развивая экономику и решая социальные проблемы, коренные народы придают большое значение сохранению своей культуры, языков, врачебных искусств, песен и церемоний. Просто чудо, что перед лицом огромных трудностей многие коренные народы сохранили традиционные знания, основные ценности, которые поддерживали их на протяжении многих лет, и чувство сплоченности, присущее племенам.

Общие проблемы

Несмотря на многочисленные различия коренных народов мира их объединяют общие ценности, в том числе чувство взаимопомощи и ясное понимание того, что их жизнь неразрывно связана с землей. Это глубокое ощущение взаимозависимости друг с другом и всеми другими живыми существами стимулирует чувство долга и обязанность сохранять и защищать природу, которая является священным источником пищи, лекарств и духовной силы.

В коренных общинах особое значение придается этике поведения — наибольшим уважением пользуются не те, кто накопил материальное богатство или добился большого личного успеха. Больше всего уважают тех, кто помогает другим людям, кто понимает, что его жизнь проходит в системе взаимоотношений.

У системы самоуправления коренных народов в каждом регионе есть свои отличия. В Соединенных Штатах более 560 племенных органов власти, которые поддерживают прямые межправительственные отношения с федеральным правительством. Эти органы власти наделены рядом суверенных прав, они управляют собственными судебными системами и силами охраны правопорядка, руководят школами и больницами, управляют широким кругом предприятий. Органы власти коренных народов создают десятки тысяч рабочих мест и пополняют миллионами долларов экономику штатов. Эти успехи идут на пользу всем местным жителям, а не только коренному населению. История, современная жизнь и будущее органов управления коренных народов переплетаются с судьбами их соседей.

Племенные органы власти отвечают за самые разные территории: одни управляют миллионами гектаров, другие — земельными участками площадью менее 25 гектаров. Различается и численность населения: народы навахо и чероки насчитывают более 250 000 человек каждый, а в некоторых племенах менее 100 человек. Важно отметить, что численность населения или территория, подведомственная правительству суверенного племени, не влияют на то, как оно пользуется правами на самоуправление. Точно так же как княжество Монако пользуется теми же международными правами, что и Китай, и Соединенные Штаты, племена с крошечной территорией и малочисленным населением являются суверенными образованиями. Их полномочия не отличаются от полномочий племен, владеющих обширной территорией, или племен с многочисленным населением.

Ныне, в 21-ом веке, коренные народы сталкиваются со многими острыми политическими, социальными, экономическими и культурными проблемами. Одной из главных проблем является выработка практических моделей, позволяющих выявлять, сохранять и передавать грядущим поколениям традиционные системы знаний и ценности. Ничто не может заменить чувства преемственности, возникающего при подлинном понимании традиционных знаний. Несомненно, в некоторых коренных общинах первобытные языки, церемонии и системы знаний безвозвратно утрачены, но во многих других динамично развивается культура, по-прежнему говорят на родном языке, проводятся сотни церемоний в честь смены времен года в природе и в жизни людей. Ежегодно коренные народы разрабатывают все больше проектов в сфере сохранения отдельных аспектов культуры, таких как язык и использование лекарственных растений.

Чтобы заглянуть в будущее коренных народов, необходимо обратиться к их прошлому. Если коренные народы смогли пережить ужасающие потери людей, земель, прав и ресурсов, то их вряд ли испугают любые предстоящие трудности. Во многих регионах мира коренные народы не только выживают, но и процветают. В Южной Америке, где численность коренного населения составляет приблизительно 40 миллионов человек, культурный и политический ренессанс возглавляют такие дальновидные лидеры-выходцы из коренных народов, как президент Боливии Эво Моралес и нобелевский лауреат Ригоберта Менчу.

В Соединенных Штатах перспективы коренных народов выглядят несколько лучше – во многом благодаря усилиям руководства племен в области самоуправления и самоопределения. Есть много вдохновляющих примеров того, как органы власти и люди, принадлежащие к коренному населению, восстанавливают и возрождают свои общины и нации.

Недавно Гарвардский университет завершил продолжавшееся более десятилетия комплексное исследование, результаты которого опубликованы в проникнутой духом осторожного оптимизма книге под названием “Состояние коренных народов”. Это исследование показывает, что по большинству социально-экономических показателей динамика положительна, многие органы власти племен сильны, уровень образования населения повышается, а во многих коренных общинах происходит возрождение их культуры.

Внутри коренных общин ведется много разговоров о том, что это значит – быть традиционным коренным человеком сейчас, и что это будет означать в будущем.

Быть коренным человеком в 21-м веке означает принадлежать к общине, которая столкнулась с разорительной бедностью и угнетением и все же во многом обретает благо и находит утешение в традиционных историях, языке, церемониях и культуре.

Быть коренным человеком в 21-м веке означает входить в группу, обладающую самыми ценными и древними знаниями на планете, принадлежать к народу, который до сих пор сохранил прямую связь с землей и чувство ответственности перед ней.

Быть коренным человеком в 21-м веке означает вновь доверять собственному мнению и не только излагать свое видение будущего, но и формировать в своих общинах навыки и лидерские качества для воплощения этого видения в жизнь.

Быть коренным человеком означает, невзирая ни на что, уметь мечтать о будущем, в котором люди во всем мире будут поддерживать права человека и самоопределение коренных народов. Можно колонизировать землю и ресурсы, но колонизировать мечты нельзя никогда.

Быть коренным человеком в 21-м веке означает создавать сети общения и обмениваться традиционными знаниями и передовым опытом с коренными общинами по всей планете, используя iPhone и BlackBerry, веб-сайты Facebook, MySpace и YouTube и все остальные современные средства связи, которые становятся доступными.

Быть коренным человеком в 21-м веке означает быть предпринимателем, врачом, ученым или даже астронавтом, который оставит свои следы на Луне, а затем вернется домой, чтобы участвовать в церемониях, которые испокон веков проводит его народ.

Я – коренная женщина 21-го века, и, как это было с моими предками, моя жизнь строится в системе взаимоотношений с членами моей общины, народа чероки, моей биологической семьи и той семьи, которую я выбрала для себя.

Быть коренным человеком в 21-м веке означает чтить наших предков, которые всегда уверенно смотрели в будущее, что бы ни происходило в настоящем.

Быть коренным человеком в 21-м веке означает признавать несправедливость в прошлом, но никогда не позволять себе впадать в бездействие, оправдывая это болью прошлого, или сгибаться под тяжестью современных проблем.

Это означает следовать совету родственных нам могавков, которые напоминают нам, что слезы в глазах мешают увидеть будущее.

Вилма Мэнкиллер, Журнал «Коренное население сегодня: жизнь в двух мирах», США

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>